Грозовой перевал: несбывшиеся чаяния 3D-отрасли
То и дело бывает, что CG-супервайзера на съёмки не позвали, только прислали в постпродакшн отснятый материал. До премьеры два месяца, количество предполагающихся шотов - за полтысячи. И что?
Автор: Роман Георгиев
| Раздел: Статьи |
Дата: 31 марта 2010 года
Кризис российская отрасль компьютерной графики встречала одновременно с упадочными настроениями и со сдержанным оптимизмом. Упадочность была связана отнюдь не только, и быть может, даже не столько с перспективой падения доходов, а то и банкротства множества студий (хотя и то, и другое в итоге произошло), сколько с вязким ощущением стагнации, которым в России "нулевых" пропиталось, похоже, вообще всё.
Изобилие денег и работы привело к тому, что в отрасль пришло очень большое количество "троечников": людей, которые достигли какого-то удовлетворительного уровня и вполне обеспечивали себя выполнением подрядов в области 3D-графики, не особо заморачиваясь дальнейшим саморазвитием. Если спросить у них, могут ли они делать свою работу лучше, они удивятся. Зачем? Для кого стараться?
Сами руководители и ведущие специалисты студий трёхмерной графики таким вопросом не задаются. Большинство нынешних гуру от трёхмерки в начале девяностых были старшеклассники и студентами, которым в руки случайно попался 3D Studio под DOS и 3D Studio MAX под Windows 95. У них горели глаза тогда, у многих горят и сейчас. Так что их стойкую идиосинкразию на "троечников" понять можно.
Для грубого подсчёта количества людей в стране, имеющих какое-либо отношение к 3D-графике, достаточно взглянуть на количество людей, зарегистрированных на портале cgtalk.ru (27315 учётных записей на ночь 31 марта 2010 года); средняя "студия", что бы она из себя ни представляла, это 2-5 человек. Выводы очевидны.
В конце 2008 - начале 2009 года руководители студий то и дело жаловались, как трудно найти адекватных людей, у которых запросы соответствовали бы их квалификации. Кое-кто без обиняков говорил, что люди "зажрались", и что компьютерную графику для рекламы иной раз дешевле заказывать в Великобритании, чем в Москве.
В кинематографе ситуация была не менее печальной. Нет, у нас выходили фильмы с очень достойными (хотя и не сногсшибательными) спецэффектами, но во много раз большее количество компьютерной графики оставалось невидимым. Это вездесущий matte-painting (фоны, декорации), CGI-персонажи в массовых сценах (как в "Турецком Гамбите", например) и ещё много-много всего, требующего высшего профессионализма, кучи времени и сил, даже если весь процесс распланирован от и до.
Но, как пел Александр Мирзаян, "...в сказаньях одно, а на деле бывает иначе". То и дело бывает, что CG-департамент в обстоятельства съёмочного процесса посвятить не подумали, CG-супервайзера на съёмочную площадку позвать как-то забыли, только прислали в постпродакшн отснятый материал, а вместо чёткого техзадания - переданные по испорченному телефону устные размышления режиссёра. До премьеры, условно говоря, два месяца, количество предполагающихся шотов - за полтысячи. И что? А ничего, приходится работать. Красные глаза, бессонные недели, батареи банок из-под энергетиков до потолка...
Сделали, ура! И даже деньги получили (может быть). Однако после премьеры зрители в своих блогах рычат и плюются, с нескрываемым злорадством прикидывая, какая часть бюджета оказалась разворованной. Критики размазывают фильм по стенам за дрянной сценарий, бездарную режиссуру и ненатуральную игру актёров и в лучшем случае говорят через губу, что спецэффекты ничего себе, но до Голливуда нам, конечно же, очень далеко. Может, и так, а может, и зря так говорят; если фильм плох, то никакие крутые спецэффекты его не вытянут.
Отлаженный процесс и эффективное управление проектом ничуть не менее важны, чем сами съёмки и постпродакшн. На зимнем CG Event Дмитрий Токояков, один из ведущих супервайзеров бекмамбетовского "Базелевса", рассказывал, как во время съёмок "Особо опасен" им дважды едва не закрыли проект за то, что один раз съёмочный день продлился на 15 минут дольше запланированного, а другой - закончился на два часа раньше.
С точки зрения российского кинематографа это мелочи, на которые и внимания обращать не стоило бы, но в Голливуде всё иначе. "Вы совершенно не умеете планировать!" - гремели голливудские кураторы. В итоге съёмочной группе пришлось привести производственный процесс в "голливудский формат" со всем надлежащим планированием и трудновообразимым количеством отчётности. По признанию Токоякова, после такого работать в России по "местным обыкновениям" ему было уже как-то очень трудно и неприятно.
В 2008 году на ноябрьском CG Event с трибуны прямым текстом прозвучало: ребята, надо взрослеть. Отрасли нужны адекватные люди.
Как раз тогда кризис вступал в пиковую стадию. Архитектурная визуализация в России практически исчезла (во всяком случае, в своём прежнем виде). Немногочисленные уцелевшие конторы "оптимизировались", сосредоточились на проектах частного сектора (коттеджные посёлки, интерьерная визуализация) либо переключились на смежные виды деятельности. Рекламный постпродакшн тоже затянул пояса, но как минимум некоторые "выехали" на переработке старых роликов.
Аниматоры, сжав зубы, дотянули несколько полнометражных проектов... Ну, и нельзя не упомянуть короткометражный сериал студии "Анимаккорд" под названием "Маша и Медведь", который как раз-таки "хорошо пошёл". Куда более плачевной, видимо, оказывается судьба их же полнометражного проекта "Мальчик и Тьма" по мотивам ранней повести Сергея Лукьяненко. С осени про будущий мультфильм не слышно ничего. По слухам, проект планируют передать другой студии (если там вообще есть, что передавать).
Что касается кинематографа, то на том же CG Event 2008 года Фёдор Бондарчук превознёс "замечательные времена", благодаря которым "все унитазники ушли из бизнеса" (вот видеозапись с фрагментом выступления Бондарчука, обратите внимание на цифры, которые он называет.)
К весне 2009 года, когда прошёл первый испуг, стало ясно, что работа есть, и отрасль жива. Состоялись премьеры двух частей бондарчуковского "Обитаемого острова", малопотребной "Книги мастеров", выпущенной, к несчастью, под эгидой Disney, и базелевсовской "Чёрной молнии". На фоне голливудских премьер, однако, все они представляли собой печальное зрелище. Но, во всяком случае, тем, кто уцелел, почти сразу нашлось, чем заняться<./p>
Сдержанный оптимизм, с которым отрасль входила в водоворот кризиса, был связан, главным образом, с надеждой на перемены. Ждали, во-первых, зачистки поля от тех самых "троечников". Давно пора похоронить принцип "пипл схавает". Во-вторых, надеялись, что специалисты дружными рядами двинутся учиться. Наконец, от кризиса осторожно ждали снижения безумных расценок на аренду недвижимости в Москве.
Многие чаяния, судя по всему, остались тщетными. Конечно, понимание, что работать по-старому уже нельзя, приходит, на то имеются экономические причины - а это самый действенный стимул. Девятого вала "роста самосознания" и мощного притока разумных людей, повзрослевших после кризиса, как-то не видно.
Расценки на производство 3D графики - да, снизились до, возможно, адекватного уровня. Просто потому, что денег вообще стало меньше, а жить на что-то надо. Сплочённость отрасли так и осталась на "докризисном" уровне (см. первую статью - http://www.computerra.ru/vision/517154/). Не первый год на CG Event идут разговоры о необходимости создания профсоюза и/или ассоциации работников отрасли, да воз и ныне там. Фактически сам CG Event был и остаётся главным и практически единственным "местом встречи" представителей отрасли.
Когда компания Стаса Глазова Risk Reduction Management исследовала рынок компьютерной графики в России, охотно шли на контакт только ведущие студии. Почему? Очевидно, что многие просто не хотят привлекать лишнего внимания (в том числе и потому, что компания Autodesk первым делом напускает на всякую незнакомую "студию трёхмерной графики" своих юридических представителей, каковые начинают домогаться до лицензий). Ну и, к тому же, отечественные "проверяющие органы" со счетов тоже скидывать не стоит.
В конце марта Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии принял решение поделить государственные деньги между восемью студиями: "Тритэ" Михалкова, Art Pictures Бондарчука, СТВ, "Централ Партнершип", "Дирекцией кино", "Профитом", "Базелевсом" и "Рекуном". Они будут полностью контролировать рынок, и распределение заказов по трёхмерной графике, и несамостоятельность и разобщённость CG-отрасли окажется им только на руку.
"Останутся сильные режиссёры, останутся сильные продюсеры", - обещал Бондарчук. Как в воду смотрел. Беда в том, что если саму CG-отрасль кризис чему-то хоть как-то научил, то там наверху учиться, видимо, никто ничему не желает. Для кого стараться-то? "Пипл схавает".
CG-образование
Какими бы профессионалами ни были работники отрасли, официально их как бы и не существует: в российском государственном реестре профессий нет супервайзеров визуальных эффектов, художников или аниматоров компьютерной графики и иже с ними. Эти дисциплины не преподаются в вузах, а если и преподаются, то очень ограниченно.
Почти все нынешние школяры играют в видеоигры. Недостатка в желающих самим что-нибудь эдакое сотворить тоже нет, но учиться этому особо негде. Им приходится самим разбираться в софте (пиратском, разумеется), как в своё время разбирались и нынешние CG-ветераны.
В сети, конечно, нетрудно найти многогигабайтные залежи учебников, как текстовых, так и видео, но большинство из них страдает одной и той же болезнью: объясняется, как и что надо делать, но без каких-либо подробностей и объяснений, почему делать нужно так, а не иначе.
Впрочем, по всей стране раскиданы десятки, если не сотни, авторизованных учебных центров Autodesk, где преподают Max, Maya, AutoCAD и весь остальной набор автодесковского софта, - но в основном это именно обучение софту.
При МГТУ им. Баумана существует Центр компьютерного обучения "Специалист", начинавшийся почти два десятка лет назад как курсы компьютерной грамотности, где теперь преподают чуть ли ни все мыслимые трёхмерные пакеты, анимацию, проектирование и так далее. Филиалы есть в четырёх городах России. Однако государственным учреждением "Специалист" не является.
Не являются ими и школы RealTime School и Scream School. В обеих школах преподают не столько софт, сколько приёмы и методы решения различных задач.
Курсы в RealTime ведутся в режиме "полного погружения", в течение пяти дней по 12 часов ежедневно, с одним перерывом на обед, с возможностью проживания прямо в том же здании (а это Дом Ветеранов Кино в Матвеевском). За рабочую неделю на голову "бедному студенту" выливаются тонны информации, знай только поспевай запоминать. По итогам выдаётся диплом об "успешном окончании курса", и неважно, что учащийся запомнил, а что нет.
В Scream School недавно были запущены годичные курсы обучения, уже довольно давно проводятся онлайновые курсы - для тех, кто живёт на другом конце страны.
Школа, впрочем, создавалась работниками кинопостпродакшна и ориентированна, главным образом, на киноотрасль; там преподают руководители ведущих отечественных CG-студий, обучение ведётся на базе уже реализованных проектов (сцен к тем же "Особо Опасен" и многим другим фильмам). Идея состоит в том, чтобы выпускать тех самых адекватных людей и помогать им в последующем трудоустройстве.
Но при всём при этом цены там весьма кусачие, что в "Специалисте", что в RealTime, что в Scream School. С одной стороны, это закономерно: если уж собрался заниматься серьёзным делом, изволь серьёзно раскошелиться. С другой, "имущественный ценз" вполне может отсеивать и тех, кому всё это действительно интересно и нужно. Только денег нет.
Между тем, в кризис спрос на образование вырос. Во всяком случае, когда Scream School объявили о наборе на годичные курсы, на них моментально записалось куда больше расчётного количества... Но в сущности, это капля в море. И ещё долго ею будет оставаться, учитывая, насколько инертна российская образовательная сфера.