Одноклассники смогут поиграть
Компания "Одноклассники.ру" продемонстрировала сервис "Игры" и возможность создавать социальные приложения, одинаково работающие и в браузере, и на мобильном телефоне.
Автор: Андрей Письменный
| Раздел: Статьи |
Дата: 21 мая 2010 года
Компания "Одноклассники.ру" провела пресс-конференцию и рассказала о новом сервисе "Игры" и его важной новой особенности – возможности играть в одни и те же многопользовательские игры как на компьютере, так и на мобильных устройствах.
Игровой сервис на "Одноклассниках" запустился совсем недавно – 6 апреля 2010 года. Не поздновато ли? У "Вконтакте" возможность создавать приложения появилась ещё два года назад, а в Facebook - и того раньше. "Одноклассники" тянули до последнего - с технологической точки зрения эта компания звёзд с неба никогда не хватала.
Чтобы сдвинуться с мёртвой точки, "Одноклассникам" пришлось сменить руководство (у компании теперь новый генеральный директор), да и в команде разработчиков произошли некоторые изменения (в частности, был нанят новый дизайнер). Впрочем, привкус нелюбимого многими фирменного стиля, похоже, никуда не делся. И старые, и новые сервисы по-прежнему предназначены для, так скажем, широкой и не слишком разборчивой аудитории.
Генеральный директор "Одноклассников" Михаил Киселев и куратор проекта "Игры" Илья Широков с гордостью рассказывают о темпах роста сервиса. За последний год аудитория социальной сети выросла на 60 процентов. Впрочем, отставание от конкурентов не сокращается. "Одноклассники" утверждают, что количество их пользователей составляет 45 миллионов человек. Количество пользователей "Вконтакте" почти в полтора с лишним раза больше - 75 миллионов.
Хоть Россия постепенно и перестаёт быть источником новых пользователей, но в дело активно включаются другие страны бывшего СССР – к примеру, Украина и Казахстан. Сервисы и, в частности, игры – один из способов монетизации этой аудитории. Неудивительно, что компания активно исследует это направление. Но значителен ли процент пользователей, интересующихся играми? "Одноклассники" известны тем, что средний возраст пользователя в них выше чем в других социальных сетях.
Наверное, именно с этим и связаны проблемы "Одноклассников": как правило, чем старше человек, тем реже он заводит новые контакты, а на одном лишь поиске старых знакомых далеко не уедешь. Facebook и "Вконтакте" начинали с другого: их первыми пользователями были студенты, а те уже привели туда и знакомых, и родителей, а потом и всех остальных. Выбраться из тупика, куда "Одноклассники" загнали себя сами, будет непросто. Сменить аудиторию ещё сложнее, чем имидж, и одними играми молодёжь не заманишь. Тем более - такими играми.
"Нападая на другие банды, можно заработать намного больше денег, чем выполняя задания ... Денег хватит чтобы купить загородный дом или овощную палатку!" - залихватским голосом трубит рекламный ролик игры "Городские банды". При этом демонстрируется простецкая браузерная игра, идея которой позаимствована разработчиками у компании Zynga, создавшей Mafia Wars для сети Facebook. Впрочем, пользователей "Одноклассников" оригинальность идей мало волнуют. Наоборот, по словам Киселёва, они хотят поскорее заполучить "Ферму" – то есть, видимо, собственный клон Farmville (от той же Zynga) и вконтактовского "Счастливого фермера".
Технология, лежащая в основе нового сервиса крайне проста, если не отстала – разработчики создают игры при помощи обычного HTML, а обновлять данные можно, отправляя данные методом POST - то есть через обычные веб-формы. О Javascript не было сказано ни слова, а о HTML5 с его canvas тоже и мечтать, по всей видимости, не стоит. В результате, разумеется, игры получаются куда менее зрелищными и даже менее удобными, чем флэшовые игры с "Вконтакте" или Facebook.
Почему же "Одноклассники" так ограничили возможности разработчиков? Если не знать заранее, то можно решить, что эти игры разрабатывались лет пять назад. Единственный плюс этого подхода в том, что такие страницы будут доступны на любом телефоне. Необязателен даже браузер – игры работают и через WAP. Поддержка настолько древнего и полузабытого формата многое говорит об аудитории, на которую рассчитывают в "Одноклассниках".
Сейчас игровой сервис "Одноклассников" состоит всего лишь из тридцати игр. Они были созданы несколькими фирмами, с которыми в "Одноклассниках" работают напрямую, но уже в ближайшее время компания обещает открыть программный интерфейс для разработчиков: те смогут сперва создать приложение, работающее в "песочнице", затем проходить процесс утверждения и запускать публичную версию. Пока что, правда, предполагается работать только с юридическими лицами, а частникам придётся подождать (по словам представителя "Одноклассников" - несколько месяцев).
Создавать игры, работающие одинаково на мобильных телефонах, и внутри социальных сетей, можно и без всякой поддержки со стороны владельцев сети – недавно, к примеру, компания Mediatonik выпустила игру Steamweavers, которая работает и на iPhone и как приложение в Facebook. Однако технология, позволяющая создавать игры дёшево и охватывать большую и, пока что, явно недоудовлетворённую в игровом смысле аудиторию, должна заинтересовать российских разработчиков не меньше, чем App Store или Facebook.