За торренты предлагают штрафовать
Про механизм действия предлагаемого закона известно пока очень мало. Указывается, что расследованием нарушений должно будет заниматься МВД.
Автор: Юрий Ильин
| Раздел: Статьи |
Дата: 30 августа 2010 года
В Московской городской думе созрела новая антипиратская инициатива, направленная в значительной степени против потребителей цифрового контента. Депутат Александр Милявский ("Единая Россия") предлагает законопроект, согласно которому лица, скачивающие пиратские фильмы, должны будут за каждый такой случай получать штрафы в размере 500 рублей.
Распространителей пиратской видеопродукции депутат предлагает карать тюремным сроком или штрафом в размере 200 тысяч рублей.
Этим, однако, дело не ограничивается. "Русская Служба Новостей" упоминает, что депутат Милявский предлагает создать некий постоянно обновляемый чёрный список сайтов с контрафактом и, если корреспонденты РСН правильно истолковали его слова, за каждое подключение к сайту из списка выписывать пользователю штраф в размере 2000-5000 рублей.
Это заявление, с одной стороны, создаёт почву для пространных рассуждений. С другой - если что-то подобное действительно прописано в законопроекте (и он оказывается принятым в неизменном виде, что маловероятно) - открываются весьма сумрачные перспективы: даже не за доказанный факт скачивания пиратского фильма, а за сам доступ к странице, на которой этот фильм теоретически может лежать. Хотя это не вяжется, как минимум, со статьёй 49 Конституции РФ, устанавливающей презумпцию невиновности. С другой стороны, опять же, это может быть не вполне достоверная трактовка слов самого господина Милявского.
Про механизм действия предполагаемого закона известно пока очень мало. Указывается, что расследованием нарушений должно будет заниматься МВД, но представить себе, что в ответ на каждый случай скачивания фильма провайдерам будет высылаться официальный запрос на выдачу IP-адреса нарушителя достаточно сложно.
Далее, возникает вопрос: кто будет составлять пресловутый "чёрный список" сайтов, содержащих контрафакт? И не выйдет ли из этой затеи нечто похожее на печально знаменитый федеральный список экстремистских материалов, опираясь на который суды выносят нелепые решения о блокировке Youtube?
Наконец, если действительно будет принята норма, согласно которой граждан будут штрафовать просто за открытие веб-страниц - "за покушение на совершение административного нарушения" (хотя такой нормы в КоАП нет) - сколько пройдёт времени, прежде чем это станет эффективным инструментом всевозможной цензуры?
Впрочем, учитывая последние нововведения в российское законодательство (в частности, новый закон, наделяющий ФСБ правом выносить гражданам предупреждения, если действия оных могут привести в дальнейшем к совершению преступления), инициатива Милявского вполне ложится в общую канву (естественно, при условии, что слова депутата были переданы правильно).
"Компьютерра" обратилась за комментариями к помощнику депутата, юристу Андрею Григорьеву; на момент выхода этого материала ответа от него ещё не поступило. Его комментарии будут опубликованы позже в виде дополнения к данному материалу.
Интересно, что комментарии к этой инициативе на сайте партии "Единая Россия" выглядят достаточно сдержанными: "Эксперты ER.RU отмечают, что такой метод имеет право на существование, но только если параллельно идет борьба с распространителями пиратского контента." В частности, приводится мнение продюсера и киноактёра Алексея Гуськова, который считает, что ловить за руку каждого потребителя контрафактной продукции - дело бессмысленное, бороться надо с распространителями.
Далее, впрочем, упоминается законодательство Греции, где за контрафакт ответственность несут и обычные пользователи, и опыт Франции, где в прошлом году был принят закон, предполагающий отключение от интернета людей, скачивающих пиратскую продукцию. Так или иначе, депутат Милявский планирует пробивать свой проект через Госдуму, признавая при этом, что это дело долгое.
Остаётся добавить, что формально все лица, скачивающие с помощью торрентов фильмы, в техническом плане оказываются сораспространителями незаконной продукции, и, соответственно, с высочайшей степенью вероятности, следственные органы в будут подавать в суд дела не о скачивании каждого конкретного фильма, а о "массированном распространении", вне зависимости от того, сколько фильмов скачано.