“Мы, Король Франции, даруем предъявителю сего титул Корсара, каперское
свидетельство и все полномочия для защиты Наших земель в Новом Свете. Он
имеет право применить к нашим врагам любые методы борьбы, дабы покарать
преступников и пресечь всяческие попытки разорить или захватить Наши
колонии. Да будет его миссия законна и справедлива.”
Системные требования
Pentium 133 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium 200 32 Мб
Как же красиво жили люди… Высокий слог, блестящий двор, изысканные
манеры, бесценность чести и достоинства… Дуэлянты, бретеры, пираты…
Рыцари без страха и упрека. Все это ушло безвозвратно, но иногда,
довольно редко, у нас появляется шанс окунуться в ту эпоху. Для меня
знакомство с ней началось с великих Pirates!, игры, поразившей
меня в самую середину моего романтического сердца. Примитивная графика,
элементарное управление, незамысловатый сюжет — все это было ничто по
сравнению с тем духом, тем сладостно-манящим запахом, исходящим от игры,
порой одурманивавшим меня так, что я просто часами не мог оторваться от
монитора. “Пираты” плавно перешли Pirates! Gold, затем в Sea
Legends, с их мультяшными заставками, квестами и даже элементами РПГ.
Игра принесла с собой много нового — например, незабываемый вид с палубы,
когда, видя летящее ядро, я чувствовал холодок, пробегающий по спине;
отчаянные морские баталии с участием десятка кораблей; уйму мелких
деталей, которые вкупе делали тот мир живым и осязаемым. Но, главное, у
игрока не отняли свободу. Свободу делать то, что он хочет: не воевать,
как прикованный, под королевским флагом, а пиратствовать вовсю,
сражаться, делать головокружительную карьеру и в один миг терять все…
Крушить испанские военные флотилии и эскортировать беззащитные торговые
караваны; брать города и отдавать их своему Королю; быть вольной птицей
морей, независимым членом Берегового Братства, флибустьером до мозга
костей… Разве это не прекрасно — хоть на миг почувствовать себя героем,
человеком, от одного только слова которого враг трепещет и униженно
склоняет голову? Уверен, в каждом индивидууме таится эта жилка. Но
разбудить ее может далеко не каждая игра. И я благодарен Сиду Мейеру за
то, что он, своими Pirates! принял в этом пробуждении хоть и
косвенное, но участие.
Прошло полгода…
А дальше… дальше надо было всего лишь эту жилку изредка подпитывать, да
вот незадача: нечем. Почему-то все эти Admiral’ы, Great Naval Battles и
прочие не вызывали у меня восторга… В ноябре прошлого года мне в руки
попала демка Corsairs. Я был убит наповал. Делить пиратский симулятор на
миссии??? Это кощунство! Сделать его полностью в риал-тайме??? Это… у
меня не было слов. Поиграв пару часов, я закинул диск на полку и забыл
про игру. Забыл на целых полгода.
Сегодня “Корсары” снова у меня на винте. Но теперь уже абсолютно в
другом статусе. Статусе фаворитов. Вы спросите, что изменилось в игре за
эти шесть месяцев? Как это ни парадоксально, но практически ничего.
Значит, изменился я? Нет, нет и еще раз нет. Просто тогда, в холодном
ноябре, моя стальная геймерская хватка не дала разглядеть душу игры, не
позволила присмотреться, покопаться. Теперь я постараюсь избавить и вас
от сей, не побоюсь этого слова, роковой ошибки.
Неделимая делимость
Неотъемлемая концепция любой игры “про пиратов” — единство повествования.
День за днем, год за годом, стычка за стычкой — так проходит жизнь
рядового корсара, если не погибнет он бесславно от шальной пули.
Согласитесь, ведь интересно слиться со своим героем, войти в его
общество, испытывая незабываемые ощущения? А вот французские разработчики
так не считают. “Корсары” беспардонно разделены на миссии, причем
действие более половины из них проистекает вовсе не на Карибах, а в
каком-нибудь Индийском океане, а то и вовсе у побережья Австралии. Каждая
миссия сопровождается подробным описанием исторической обстановки (кто, с
кем, в каких отношениях находится), нашим заданием и благословением
Короля. Однако непосредственное исполнение поручения (а они встречаются
самые разнообразные — захватить ужасного пирата, эскортировать торговый
караван, уничтожить вражескую армаду и еще очень много всего) на поверку
оказывается не таким простым. Находясь в порту, мы получаем от
губернатора письмо, где он просит нас о какой-нибудь услуге. Оказав ее,
мы получаем следующее письмо, и так до того момента, пока не доберемся до
главной цели.
Так вот, эти самые миссии оказались вовсе не таким уж и провальным
решением. Да, каждый раз мы начинаем будто бы заново, в одиночку, с
каплей денег в судовой казне и с хилым кораблем. Но все же остается
ощущение, словно линия повествования непрерывна, а мы всего лишь движемся
по ней, как бы достигая определенных ступеней карьеры (хотя наград и
повышений здесь нет). Кроме того, нам никем не возбраняется плюнуть на
приказы, обязанности и закон, купить себе корабль помощнее и заняться
вольным грабежом. Только выжить будет несравненно труднее, чем в Pirates!. Там, после диких бесчинств на море какой-нибудь порт
все-таки принимал нас, хоть и с недоверием. Здесь за одиноким корсаром
моментально будут снаряжены целые карательные экспедиции, так что найти
укрытие станет практически невозможно. И это здорово, именно так я понял,
насколько тяжела ноша пиратского капитана, насколько суровы законы этого
мира. Мира, где все решается только силой. Кстати, о силе…
Шпаги звон…
Начну с наших вечных сопровождающих, с тех, кто плечом к плечу вместе с
нами, гордо подняв голову идет на очередной абордаж, кто вместе с нами
испытывает судьбу, каждый день смотря в лицо смерти. Это команда. Матросы
и офицеры — именно такое деление выбрали создатели. Матрос — пешка, он
имеет самую слабую защиту и не менее слабую атаку. В сражениях с
регулярными войсками (флотом либо сухопутной армией) матрос, как правило,
проигрывает даже стычку один-на-один. Что, впрочем, не мешает ему,
находясь в общей массе, успешно давить противника (вывод — матросы сильны
только в больших количествах). Офицеры, естественно, на порядок выше
своих подчиненных. У каждого из них есть по паре пистолетов, что дает им
дополнительное преимущество. Да и драться они горазды. Ну и замыкает эту
иерархию капитан (губернатор в городе). Этот является обладателем четырех
пар пистолетов и силен просто не по-человечески (достоверный пример: я,
забившись в какой-то уголок, смог в одиночку положить десяток врагов,
прежде чем меня подстрелили). Впрочем, атака/защита в игре рассчитываются
по принципу везения. Бывает, что враг пропускает один удар за другим, а
иногда парирует все подряд. Зато нападение со спины всегда успешно
(приятно, что авторы учли невозможность персонажей драться на две
стороны; глаза-то только два!).
Блестящая идея разработчиков — показать нам, наконец, воюющие стороны —
нашла у меня самый что ни на есть душевный отклик. Еще бы, вместо циферок
на панели — настоящие, живые, управляемые войска. Контролируется все это
простейшим выделением (ну-ка, вспомнили классику RTS!) в рамочку.
Объединил — в атаку. Отбили. Снова в атаку. И так кто кого. Чаще всего
побеждает тот, у кого больше народу. Но бывало, что я одерживал верх и
над превосходящим противником, благодаря такому фактору, как мораль.
Да-да, враг тоже хочет жить — иногда он сдается, даже не начав атаку.
Кстати, захватив вражеского капитана (а захватом здесь почему-то
считается его убийство), всегда можно узнать что-нибудь интересное,
например, где собирается очередная добыча с рудников. Жаль, в отличие от
“Морских Легенд”, капитаны не обладают именами, зато среди пиратов
встречаются реальные личности (на моей памяти — Робер Сюркуф и Черная
Борода).
Таковы наши живые силы. Но…
… и вой картечи
Никуда бы все эти сорвиголовы не сгодились, если бы не другие, не менее
важные участники корсарской жизни. Я имею ввиду корабли. Не смейтесь.
Уверяю вас, любой уважающий себя корсар относился к своему кораблю, как к
живому — ведь это был его практически постоянный дом, его оплот, его,
наконец, жизнь. В игре это, может быть, чувствуешь не так остро, но все
же.
Разработчики отказались от идеи “расчленения” судов. Повреждения
наносятся лишь парусам и корпусу в его целом и неделимом понятии (что
мачта, что пороховой погреб). Зато какие повреждения! Четыре типа ядер —
от взрывных бомб до картечи — сметут по вашему желанию все, что есть выше
ватерлинии, а при очень большом желании — и ниже (хотя до этого лучше не
доводить — материальная ценность, как никак). Таким образом, тип, так
сказать, содержимого пушки, выбирается в зависимости от вашей цели.
Потопить — бомбы и просто ядра, уменьшить ход или прорядить команду —
картечь.
Основная задача корабля — быть маневренным, быстроходным и мощным. По
большей части вашим занятием будут погони за врагом по всей карте,
значит, непременно понадобится много парусов (а их, кстати, можно
поднимать и опускать). Иногда может выпасть задачка захватить
какой-нибудь порт, вот тут понадобится мощь пушек, чтобы подавить
береговую артиллерию, и большая вместимость, что перевесить гарнизон.
Правда, в начале игры не особо разойдешься — от силы наберешь деньжат на
занюханную пинассу. Зато со временем вы непременно приобретете себе
красавец-корвет (один из моих любимых), либо отобьете у противников
(наиболее выделяются галлеоны у испанцев и бригантины у англичан).
Залогом победы на последних миссиях являются армады. То есть, в течение
всей миссии вы скрупулезно накапливаете свою боевую мощь, сколачиваете
солидную флотилию, отбирая самые сильные корабли. Хотя управление даже
шестью судами невероятно сложно. В риал-тайме они, при малейшей тревоге,
срываются с якорной стоянки и несутся за нарушителем спокойствия, даже не
задумываясь, насколько он силен. Пока соберешь всех, пока отдашь
приказания… ох, тяжела доля адмирала!
Да, что-то я все восхваляю корабли, а про их оплот (он же у них тоже
есть) и забыл совсем.
Мой порт для корабля не крепость
Увы, но это так. Даже находясь в порту, под прикрытием артиллерии ни один
капитан не может быть спокоен. Потому как враг спокойно врывается в
гавани, творит там, что хочет, бесчинствует, и помешать ему по большей
части невозможно. Все “здоровые” суда находятся в плавании, артиллерия
безбожно промахивается, а стоящие на стоянке либо чинятся, либо недавно
вернулись из страшной бойни и не в состоянии сопротивляться. Чтобы такое
не происходило слишком часто, авторы ввели в “Корсаров” элемент
“база” (это я так сформулировал :). База — это наш порт, который мы
можем… отстраивать. В каждом городе есть четыре здания, на которые мы
имеем непосредственное воздействие: крепость, маяк, док и губернаторский
дворец. Крепость — это и есть береговая артиллерия, мощность которой
зависит от количества сделанных апгрейдов. Маяк — стандартное во всех
играх сооружение; уровень апгрейда доков позволяет вам строить более
крупные корабли, ну а губернаторский дворец… видимо, определяет
исключительно отношение к вам высших сановников.
Хороший, укрепленный порт должен гордиться своей защитой, ибо пушки его
крепости за один залп сносят у корабля низшего уровня половину палубы, да
все паруса впридачу (бойтесь Санто-Доминго!).
Такой подход еще больше поднял игрушку в моих глазах. Вроде бы,
стереотипная база, а в то же время — что-то новое, необычное. И нет этих
растреклятых ресурсов.
Вердикт
Очень, очень хорошая игра получилась у французов. Свежая, добротная,
крепко сшитая, без промахов. Удобный интерфейс (очень много шорткатов,
благодаря чему не надо остервенело искать мышкой нужный объект, а всего
лишь нажать нужную клавишу; здесь и переключение между судами, между
городами, save’ы и load’ы, и многое другое); прекрасный геймплей;
скромная, но со вкусом графика (не 3D, не акселератор, но все как-то
живо, красочно, радует глаз — тщательно прорисованные города, великолепно
воспроизведенные модели судов, да все вокруг — все сделано с заметным
старанием и прилежанием); и, на десерт, вполне приятный звук. Музыка,
правда, несколько однообразна, зато крики пиратов “Carramba!” и “Vivo
Dios!” настолько радуют слух такого прожженного мореплавателя, как я, что
все просто кажется в радужном свете. Как ни странно, но ни real-time, ни
уж тем более миссии не портят общения с игрой, а добавляют ей изысканный
колорит. С радостью признаю, что потомки основателей великого Берегового
Братства (они были французами, вы в курсе?) не осрамились. Пожалуй,
“Корсары” еще очень долго будут ярким и недосягаемым показателем
для всех остальных.
P.S. Маленький совет начинающим: не знаю, глюк ли это или засекреченный
чит, я его открыл случайно. Так вот, по нажатию клавиш “P” или “Q”” вы
можете управлять направлением ветра :) Интересно, разработчики
сознательно это сделали?
Резюме
Возможно, именно этого не хватало виртуальным мореходам со времен Pirates!. Пираты ушли, но им на замену явились Corsairs!
1061 Прочтений • [Рецензия на игру Corsairs: Conquest at Sea] [21.04.2012] [Комментариев: 0]