Здравствуй, дружок! Устраивайся поудобней, сейчас я расскажу тебе
страшную-престрашную сказку. Много-много лет тому вперед, когда людей на
планете Земля расплодилось видимо-невидимо, решили они колонизировать
ближние и дальние планеты. Как ты понимаешь, дружок, жизненный уровень к
тому времени поднялся до невообразимых высот, поэтому дураков покинуть
родной переулок с баром и дискотекой, направившись к далеким звездам, не
нашлось. Пришлось изобретать специальных роботов-колонизаторов, которые
смогли бы в кратчайший срок превратить самую дикую планету в цветущий
сад. Потушить вулканы, усмирить океаны, извести диких животных,
понастроить дома, провести автострады, установить вдоль них бензоколонки
и Макдонадльсы... И такие роботы были изобретены. Командовать же над ними
был поставлен могучий центр по имени Pods.
Тебе еще не очень страшно, дружок? Ничего, сейчас-сейчас... Сделав свое
дело на планете Eden 4, один из таких Pods'ов стал ждать прибытия людей,
но так почему-то и не дождался. То ли люди раздумали куда-то
переселяться, то ли вовсе вымерли от перенасыщения. Впрочем, для нашей
истории это совсем не важно. А важно то, что Pods решил от скуки
продолжить переустройство планеты, приспосабливая ее на этот раз для
своих подданных, славной расы Machines. Очень скоро планета превратилась
в громадный металлический шар, по блестящей поверхности которого, наводя
окончательный глянец, раскатывали чистильщики и полировщики.
Переустроив планету по своему вкусу, Pods решил заняться соседними. Да
вот беда, на многих из них уже поселились точно такие же одичавшие
роботы, только другого цвета — потсы. Что же ты плачешь, дружок? Жалко
бедных заброшенных роботов? Ничего, славная компания Acclaim позаботилась
о них, выпустив игру Machines, в которой ты сможешь помочь этим
бедолагам, взяв под свое командование самого главного, самого сильного,
самого доброго и самого красивого робота.
"На пыльных тропинках далеких планет..."
Отгадайте с трех раз, на что похожа описываемая игра? Подсказка: это RTS.
А на что похожи все RTS? Правильно, на Dune/C&C. Так
что игру уже можно было бы смелообъявить клоном, если бы не... Впрочем,
обо всем по порядку.
Machines начинается с того, что вы высаживаетесь на дикой планете.
Поначалу в распоряжении играющего есть только Pods, о котором мы уже
говорили, да парочка строительных машин. Вам нужно построить базу,
защитить ее от атак неприятеля, наладить добычу минералов и производство
всяческой техники. Ну а потом вынести противника в открытый космос и
установить свое полное господство. Как видите, все вполне традиционно.
Даже наличие двух типов исследовательских зданий и возможность вести
научные изыскания не очень-то отличаются от обычной системы апгрейдов.
Однако плюс, который сразу бросается в глаза — приличное разнообразие
техники: 50 типов наземных и летающих аппаратов, 25 различных видов
оружия, 18 промышленных и 7 оборонительных построек. Что же касается
планет, на каждой из которых играющему предстоит выполнить по несколько
миссий, то их в игре целых двадцать. Так что игра, как видите, довольно
массивна.
Естественно, можно не только строить свои здания, но и захватывать
неприятельские. Можно также воровать у противника его технологии. Вообще,
военный, научный и экономический блоки проработаны прекрасно, авторы игры
взяли все лучшее, что встречалось в других играх, и добавили к этому
кое-что свое. Что касается графики, то и тут дизайнеры Acclaim поработали
на славу: шагающие, ползающие и летающие юниты прорисованы весьма
симпатично. Особенно хорошо смотрятся шагающие: они так забавно
переставляют свои длинные коленчатые ноги, что просто залюбуешься.
Проработаны и пейзажи "далеких планет", причем встречаются не только
ставшие уже привычными голые планетоиды, но и почти обжитые планеты с
деревьями и привлекательными лужайками. Вообще, виды в игре достаточно
разнообразны и скучать не дают. Попадаются действующие вулканы, массивные
артефакты и прочие прелести иных миров...
Как видите, даже в качестве обычного клона игра была бы интересна как
минимум hardcore-фанатам того же Starcraft. Однако авторы пошли
дальше, запихнув в Machines фичу, делающую ее еще интереснее —
возможность самому залезть в боевую машину и маленько повоевать. "Это уже
было" — скажете вы. Совершенно верно, было. К примеру, в Uprising
или Battlezone. Но там все происходило совсем не так. Впрочем, для
того, чтобы проиллюстрировать это отличие, отвлечемся немного от нашего
повествования и окунемся ненадолго в историю развития жанра real-time
стратегий.
Генерал в седле
Чем были характерны первые, классические RTS, начиная еще со второй Дюны?
Разумеется, плоской картой. Горы и холмы, встречавшиеся в большинстве
таких игр, были не более чем специфическими препятствиями, отличавшимися
от рек или лесов только внешним видом. Потом, по мере роста
производительности компьютеров, появилась и возможность делать
по-настоящему трехмерные ландшафты. И вот тут-то разработчики обнаружили,
что если опустить точку обзора пониже, получается игра с видом от первого
лица. Ну а то, что движок таких игр был по своим характеристикам и
возможностям близок к движку классических 3D-action, предопределило
появление так называемых action/strategy. Пожалуй, первой из них была Uprising, однако в ней стратегический элемент был в самом
зачаточном состоянии. Ведь ваш командирский танк был основой основ —
только находясь в нем (или в одной из цитаделей), вы могли заниматься
строительством, отдавать какие-то команды войскам или исследовать
местность. Режим же спутниковой карты предназначался лишь для обзора и
планирования. Кроме того, весь научный прогресс был вынесен за рамки
миссий и больше всего напоминал раздачу слонов. В общем, это была скорее
аркада, чем стратегия. Разработчики Battlezone пошли дальше.
Помимо усиления стратегического элемента, они дали возможность покинуть
командирский танк, побродить по окрестностям пешком или пересесть на
какую-то другую машину. Можно было и покомандовать войсками в режиме
спутниковой карты. Однако основным режимом игры, все же, был вид от
первого лица. И в этом была ее слабость — настоящие стратеги не привыкли
сами носиться по планете и влезать во всякие заварушки, им подавай
возможность бросать в бой свои силы, не вылезая из мягкого кресла.
Теперь вернемся к рассматриваемой игре. В ней имеются целых три режима
обзора, причем основной — чисто стратегический с видом сверху. Любители
классических стратегий могут им и ограничиться, поскольку он содержит все
необходимые элементы — глобальную и локальную карту, выбор юнитов и
сооружений, отдачу команд... Причем все сделано очень толково. Юниты,
например, разделяются по категориям и есть возможность одним щелчком мыши
выбрать всю технику одного типа. Естественно, можно и объединять юниты в
отряды, командуя ими, как единым целым.
Второй режим в Machines отличается от основного только точкой
обзора. Она опущена до уровня человеческого роста. В этом режиме вы
можете побродить по вашей базе или ее окрестностям, причем сохраняя при
этом все возможности отдавать команды, следить за производством и
научными исследованиями. Однако этот режим — скорее забава, чем жизненная
необходимость. Но вот следующий...
Третий режим, тот самый вид от первого лица, действительно может
пригодиться. Переключившись в него, вы попадаете внутрь какой-либо машины
(вообще-то имеется специальный командирский танк, но можно выбрать и
любую боевую или не боевую машину), и тогда вам подвластна только она
одна. Возможность командовать вашими силами сведена к такому минимуму,
что можно сказать, ее совсем нет. Так зачем же нужен этот режим? Возьмем
такую ситуацию: вы закрепились на планете, отстроили базу, наладили
производство... Что дальше? Нужно найти противника, разведать его силы,
выработать дальнейшую стратегию. Обычно в таких случаях вы рассылаете
разведчиков и следите по карте за их продвижением. Разведчики эти, как
правило, весьма бестолковы, и погибают при первом же соприкосновении с
противником. Так вот, теперь можно взять эту разведку на себя. Оставить
на базе какие-то силы, дать им строгий приказ охранять сооружения, а
самому усесться за рычаги спидера и отправиться в путь. Обнаружив
неприятеля, быстро смотаться из-под обстрела в безопасное место, перейти
в основной режим и вызвать подкрепление.
Другой пример: штурм неприятельской базы. Формируете из своих бойцов
несколько отрядов, направляете их на наиболее важные объекты, а сами
забираетесь в какой-нибудь быстрый танк, носитесь вокруг и выводите из
строя зазевавшихся противников. Или, наоборот, садитесь в самую сильную
машину и, пока другие отвлекают неприятеля, выводите из строя ключевые
сооружения вражеской базы.
Короче говоря, этот самый вид от первого лица, как вы уже поняли,
является в игре не главным, но скорее вспомогательным. Его можно
рассматривать как подарок генералу, уставшему руководить войсками по
карте и ругать бестолковых помощников. "Мне бы шашку, да коня, да на
линию огня"... Не об этом ли мечтает любой командующий, засидевшийся в
удобном кресле? Хотя, в принципе, о такой возможности можно и забыть. Но
ведь в любой RTS бывают моменты, когда совершенно нечем заняться. Ждете
ли вы завершения какой-то большой постройки, или накопления нужного
количества ресурсов, или еще чего-либо... В обычной игре приходится тупо
смотреть на экран и все. Зато в Machines в такие моменты можно и
немного пошалить.
Говоря о виде от первого лица, стоит упомянуть и еще одну забавную
возможность — входить внутрь построек. Да-да, в игре можно посетить свои,
а иногда и неприятельские сооружения. В своих зданиях можно спрятаться от
врага и подремонтировать машину. Ну а неприятельские попросту легче
громить изнутри.
Конец сказки
А теперь, дружок, устраивайся поудобнее перед монитором своего
компьютера, возьми в правую руку мышку, положи левую на клавиатуру.
Сейчас тебе покажут очень красивый мультик, а потом ты будешь командовать
славными красными машинками и громить злобные желтые, синие и зеленые
(если попадутся еще какие-нибудь цвета, громи и их). Тебе предстоит
пройти очень много миссий, посетить массу планет и сделать их пригодными
для жизни твоих машинок. Будь внимателен, осторожен и не увлекайся
разглядыванием красот природы. Помни, враг хитер и коварен, не дай ему
захватить себя врасплох! Когда же ты, дружок, освоишься с управлением
машинками, научишься бить врага не числом, а уменьем, можешь пригласить
своих дружков и подружек в локальную сеть или Internet и там помериться с
ними силами. Удачи тебе!
1243 Прочтений • [Рецензия на игру Machines (1999)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]