Именно так называлась переведенная в далеких тридцатых годах на русский
язык книга американца Арссена Джорданова. Как было написано в
предисловии: «Ценность книги... заключается в том, что автору удалось
последовательно, сжато и просто изложить основы летного дела». И это
абсолютная правда, книга написана так, что любой восьмиклассник, прочитав
ее до конца, может смело садиться за штурвал самолета. Во всяком случае,
я, штудируя ее примерно в это же время (то есть не в тридцатые годы, а на
момент учебы в восьмом классе), прекрасно понял, как нужно водить
самолет. К сожалению, стать настоящим летчиком мне так и не довелось, но
вот к появлению соответствующих симуляторов я подготовился во всеоружии.
Системные требования
Pentium 200 MMX 32 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium II 350 96 Мб памяти 3D-ускоритель
Надо сказать, первые авиасимы требовали очень серьезной подготовки.
Прежде всего это относится к появившемуся на ZX Spectrum в 1982 году
симулятору легкого одномоторного самолета, носившему название Flight.
Летная модель там была сделана прекрасно, управление самолетом очень
реалистично, так что даже простые взлеты и посадки (а больше там, по
сути, ничего и не было) требовали немалого мастерства.
Потом пошли косяком симуляторы военных самолетов, первые из них были
довольно подробны в плане поведения самолета и управления им. Однако
очень скоро начались упрощения, допущения и сокращения. Разработчики
поняли, что в этих играх главное — воздушный бой, поэтому принялись
автоматизировать взлет-посадку, перелет от одной навигационной точки к
другой и еще многие вещи. Да и модель поведения машины подверглась
влиянию примитивизма.
Короче говоря, полетать (именно полетать, а не повоевать) стало не на
чем, пока не появился микрософтовсий Flight Simulator. Тут нам
опять вернули реальную физику аэроплана, дали кучу приборов, все органы
управления, и прочие прелестные мелочи. Более того, в этом симуляторе
появились карты реальных местностей с аэродромами, городами, горами и
т.д. Обнаружилась возможность не только управлять почти настоящим
самолетом, но и посещать на нем разные уголки земного шара, совершить тур
вокруг Эйфелевой башни или статуи Свободы, а то и пролететь под мостом
«Золотые Ворота». Именно после появления Flight Simulator’а
военные и гражданские симуляторы окончательно разошлись. Если в военных
разработчики всеми силами старались облегчить игроку жизнь, упростить
управление самолетом, то в гражданских оно оставалось столь же сложным,
как в жизни. И в этом вся их привлекательность.
Ну да ладно, хватит предисловий. Как написано в уже известной вам книге:
«Погода чудесная, и воздух кажется очень спокойным — прекрасный день для
вашего первого опыта управления самолетом в воздухе».
Первые впечатления
Не вникая в детали, пробегаем стартовые меню, выбираем опцию Fly Now и
одну из стандартных ситуаций. Пошла загрузка, обо всех стадиях которой
нам сообщают соответствующие надписи и симпатичный индикатор, оформленный
в виде одного из авиационных приборов. О, наконец-то мы в кабине
самолета!
Так, вот и первая неожиданность — две трети, если не три четверти экрана
занимает приборная доска, а в оставшейся части виден только кусочек неба.
Понять, где мы и куда вообще летим, практически невозможно. Судорожно
щелкаю клавишами, пытаясь как-то убрать приборы и взглянуть на окружающий
мир, потом случайно задеваю мышку и обнаруживаю, что все просто —
достаточно подвести курсор к любому краю экрана, как поле зрения начинает
смещаться в соответствующем направлении. Неудобно, скажете? Как быть,
если нужно быстро посмотреть в ту или иную сторону? Так ведь это не
военный самолет, тут не нужно проверять, не сидит ли кто у тебя на хвосте
и что вообще в воздухе делается. Лично мне такое оформление виртуальной
кабины нравится.
Ладно, приборами займемся позже, а пока посмотрим, что там с самолетом
делается. Хм... ведет он себя как-то странно, постоянно пытается задрать
нос, потом, словно осознав несерьезность этого намерения, клюет им вниз.
Все понятно, нужно убрать закрылки, отрегулировать тягу двигателя, шаг
винта и прочие фишки. А как это сделать? Торопясь поскорее опробовать
самолет, я совсем забыл посмотреть раскладку клавиатуры и оформить ее по
своему вкусу. Так что же теперь, начинать все сначала? Попробуем другой
путь. Опять беру в руку мышку и начинаю рассматривать приборную панель.
Ну вот, все правильно, на ней присутствуют все необходимые кнопочки,
тумблера, переключатели и рычаги. Более того, если подвести курсор к
любому прибору или органу управления, тут же появляется всплывающая
подсказка! Нет, этот Fly! мне все больше и больше нравится.
Обшариваем приборную доску, панель управления (между прочим, даже на
легком одномоторном самолете она занимает полных четыре экрана!) в
поисках всех необходимых штуковин. Выравниваем самолет, переводим его в
горизонтальный полет. Между прочим, действуем-то мы в классическом режиме
«слепого полета». Вот они приборы, вот рычаги и переключатели, а на
окружающую природу можно и вовсе не смотреть. Удобно, конечно, но
неинтересно, придется все же выйти из симуляции и посмотреть на раскладку
клавиатуры.
Вызываю меню и тут же обнаруживаю, что выходить из режима полета вовсе не
обязательно, почти все можно сделать и так (забегая вперед, скажу, для
некоторых глобальных настроек нужно выйти из симуляции, но потом можно
вернуться в тот же момент полета). Настраиваю клавиатуру и возвращаюсь в
самолет. Теперь убираем приборную доску и начинаем действовать. Самолет
прекрасно слушается джойстика и клавиатуры, так что управлять им не
составляет труда. Попробуем зайти на посадку. Верчу головой туда-сюда (с
помощью мышки), нахожу аэродром. Несколько виртуозных маневров, и вот уже
самолет бежит по полосе. Включаем тормоза, гасим скорость и заруливаем на
стоянку. Первый полет окончен.
Смена лошадей
Цитата из все той же книги: «Самолеты различных типов так же
индивидуальны, как и различные лошади, и ведут себя так же различно». В
наше время сказали бы наоборот, но тогда лошадь еще была более привычна,
чем самолет. Поглядим, что же нам приготовили разработчики, и на каких
машинах придется летать.
Всего пока имеется пять моделей, но представляют они всевозможные
варианты легких самолетов. Три поршневых, из них два одномоторных Cessna
172R Skyhawk и Piper Malibu Mirage (причем первый из них имеет
неубирающееся, а второй убирающееся шасси) и одинокий двухмоторный Piper
Navajo 350 Chieftain. Да, еще по одному турбовинтовому двухмоторному —
Beechcraft KingAir B200 — и реактивному двухмоторному — Raytheon Hawker
800XP.
Надо думать, что в скором времени появится что-то новенькое, но пока
вполне достаточно и этих. Тем более что имеется возможность любой из
самолетов загрузить каким-то количеством пассажиров, багажа и топлива.
Честно говоря, такой фишки я пока еще нигде не встречал. Например, в
самый большой самолет можно посадить до шести человек, кучу всякого
багажа, да еще разместить все это тем или иным способом! Ясное дело, что
от загрузки меняется балансировка самолета и его управляемость. По своему
опыту (само собой, виртуальному) скажу, что посадить Piper Navajo 350
Chieftain с шестью пассажирами на борту значительно сложнее, чем с одним
пилотом.
Конечно же, все самолеты воспроизведены со всей возможной
реалистичностью. Это касается и их внешнего вида, и приборных панелей, и
поведения в воздухе. Летать на одномоторном самолете совсем не то, что на
двухмоторном, реактивный ведет себя совсем иначе, чем винтовой, и так
далее.
Что интересно, пересесть с одного самолета на другой можно не только на
земле, но и (как это было сделано в MS FlightSim) в воздухе. И
точно так же при этом начинаются всякие неприятности, скорость может
оказаться слишком велика или слишком мала, а все произведенные вами
тонкие настройки оказываются совершенно неподходящими.
Другая любопытная черта — возможность двигать самолет в вертикальной
плоскости и вращать его в режиме паузы. Скажем, заходя на посадку, вы
вдруг обнаруживаете, что не успеваете достаточно быстро и безопасно
снизиться до начала полосы, а то и вовсе летите мимо нее. Не беда,
нажимаете клавишу «S» и, с помощью стрелок на дополнительной клавиатуре,
задвигаете самолет на нужную позицию, разворачиваете его в нужном
направлении и т.д. После этого можно продолжать посадку. Откровенно
говоря, я так и не смог понять, нравится ли мне введение такого «режима
для начинающих», или нет. Впрочем, не хочешь — не пользуйся, а кому-то
это может очень пригодиться на первых порах.
Под крылом самолета
Как говорится, лепота. Честно говоря, оставляет приятные воспоминания...
Если подняться повыше, местность внизу производит впечатление приличной
топографической карты: реки, озера, города и деревеньки находятся на
своих местах и выглядят точно так же, как в географическом атласе для
средней школы. И это практически в любом уголке мира! К тому же, пролетая
над окрестностями какого-нибудь крупного американского города, можно
рассмотреть его во всех деталях (надо думать, позднее появятся и карты
Европы, Азии и Африки). Увы, этой возможности будут лишены пользователи,
купившие пиратскую версию игры на одном диске. Сами понимаете, на один
диск симулятор такого класса не потянет, а потому только трехдисковая
версия спасет вас от разочарования.
Отдельного разговора заслуживают динамические сценарии, генерация погоды
и прочие прибамбасы. Жизнь в окрестностях любого аэропорта кипит,
взлетают и садятся самолеты, причем не только легкие, на которых в игре
можно летать, но и громадные «Боинги», «Локхиды»... в общем, типичный
аэропарк. За каждым самолетом можно проследить, послушать его переговоры
с землей, а если очень постараться, то и увидеть в натуре.
Погоду разрешается устанавливать заранее. То есть, если вы хотите
полетать в чистом небе, то всего лишь убираете все осадки, облака и т.д.
Не нравится? Устройте дождь, снег, грозу и самум с цунами. Есть
возможность и динамического изменения погоды, при котором вы можете
взлететь при ясном небе, а садиться придется в густом тумане. Между
прочим, погода влияет и на поведение самолета. Так, при большой влажности
и низкой температуре может начаться обледенение со всеми вытекающими
последствиями.
Последняя цитата
Прежде всего отмечу, что все написанное выше — чистая правда, а не
какая-нибудь реклама пошлая. Тем не менее, игра явно не дотягивает до
уровня последнего MS Flight Simulator. Есть несколько мелких, но
досадных огрехов, многое сделано не очень удобно, а кое-что и совсем
неудобно. Однако существуют в игре и положительные стороны — более
простое управление, возможность устранять ошибки в пилотировании в любой
момент, и многое другое.
Поэтому я бы дал такой совет: если вы уже летали в MS Flight
Simulator, то подождите выхода его следующей версии, MSFS2000.
А вот если только собираетесь приобщиться к миру гражданской
легкомоторной авиации — смело покупайте Fly! Кстати, вот вам
напоследок моя самая любимая цитата из «Ваших крыльев»: «Если вы
переутомлены, лучше не летайте, пока не отдохнете».
1094 Прочтений • [Рецензия на игру Fly!] [21.04.2012] [Комментариев: 0]