Я уже чувствую, как завсегдатаи всяких игровых форумов точат перья,
проворачивают клавиатуры и смазывают языки, готовясь всей тяжестью своего
гнева обрушиться на новое творение Westwood Studios. Почти что слышу, как
в недрах их черепов зарождаются критические пассажи типа: «Мало нам было
клонов C&C, так теперь еще автоклон пожаловал!». Почти что
вижу, как на белом экране появляются черные буквы, гласящие: «Ничего
нового! Те же юниты, но с другими названиями! Те же миссии, но в другом
оформлении! Тот же геймплей, но завернутый в красивую бумажку!».
Системные требования
Pentium 166 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium 266 64 Мб
Ладно, переживем. На всех не угодишь, а уж пресыщенным геймерам угодить и
вовсе невозможно. Только давайте представим такую ситуацию: скажем, к
Александру Дюма, перед тем как он начал писать «Двадцать лет спустя»,
пришел тогдашний маститый критик и сказал: «Слушай, Саша! Ни в коем
случае не повторяй ничего из предыдущей книги. Пусть у всех героев будут
другие характеры, пусть они действуют совсем не так, как раньше, ну а
само действие лучше всего перенеси из Франции в Китай. Поверь мне, так
гораздо интереснее будет». Не знаю, что бы вышло, если бы Дюма его
послушался, какую бы книгу мы получили, но вот «Двадцати лет спустя»
лишились бы. Вам это надо? Мне нет.
Д’Артаньян должен быть смелым, Атос благородным, Арамис хитрым, а Портос
сильным. Может быть с возрастом все они станут чуточку осторожнее,
немножко умнее, капельку предусмотрительнее, но действовать они будут
одинаково и двадцать, и десять и сколько угодно лет спустя. Ну а
приключения их должны протекать в старой доброй Франции, где солнце
светит ярко, все женщины красавицы, а мужчины готовы умереть за одну их
улыбку.
Старое доброе кино
«Что мне нравится в черных лебедях, так это их красный нос», — сказал
один из героев Юрия Коваля. А лично мне в играх от Westwood Studios
больше всего нравятся видеовставки. Нет, ну сами посудите, если собрать
их все вместе, получится довольно увлекательный фильм, с прекрасным
сюжетом, запоминающимися героями, красивыми сценами и захватывающей
интригой. А если учесть, что у этого фильма есть два варианта, в одном из
которых побеждают хорошие парни, а в другом — плохие? Да добавить к этому
возможность и самому как-то влиять на происходящее на экране? Получится
то, что нам всегда хотелось, да мы боялись попросить.
Вот генерал Соломон (в исполнении довольно известного актера, фамилии
которого я, к сожалению, не помню), весь такой важный, расхаживает по
центральному посту управления. А тут вдруг помощники ему сообщают, что
нечто странное происходит. А на обзорном экране появляется физиономия его
старого недруга и тот ему такое выдает, что генерала аж всего перекосило.
И тут же видим каких-то бравых ребят, тренирующихся на полигоне. Не
успели они перекурить после трудной работы, как им генерал сообщает,
бросайте, дескать, ерундой заниматься, есть серьезное дело. Тут ребята в
свою быстролетную машину вскакивают и несутся навстречу неизвестности.
Так вот, значит, наша миссия начинается, простенькая, для начала. Отбить
атаку возрожденного Братства NOD на родную базу, да вынести всех врагов с
прилегающей территории. Как с этим делом справились, опять кино крутят,
только вместо похвал, наград и заслуженного отдыха новая миссия,
посложнее.
Ну а если за другую сторону биться, еще интереснее кино будет, поскольку
у них там еще и внутренние разборки происходят. Так что сплошной детектив
с непредсказуемым концом. А всего нам заготовили то ли двенадцать, то ли
двадцать семь миссий за каждую из сторон (тут зависит от того, как
играть).
Скажете, нечто такое уже было? Ясное дело, было. Только кино-то совсем
другое, сюжет другой, причем развязки его пока никто не знает. И закручен
он необычайно лихо, тут и таинственный космический корабль, и
представители новой расы, питающиеся исключительно тиберием, и многое
другое. Так что уже хорошо.
Времена меняются, и мы вместе с ними
Ну ладно, кино у нас новое, но что изменилось в самой игре? На первый
взгляд, не очень многое. Возьмем здания. Конечно, выглядят они теперь
по-другому, некоторые поменяли названия, но в целом это все те же
энергетические станции, казармы, радары и т.д. Нет, есть и кое-какие
новые постройки, ворота хотя бы. Несколько изменилась система
строительства (например, чтобы построить орудийную башню, нужно сперва
создать ее основание, а потом присобачить сверху пушку). Однако революции
тут не произошло. Впрочем, ожидать ее именно в этом блоке было бы трудно.
Она поджидает нас в другом месте, среди юнитов. В первых миссиях кажется,
что и тут произошел только косметический ремонт, автоматчики стали легкой
пехотой, гранатометчики — дискометчиками, а разведывательный броневик —
шагающей машиной. Однако уже в третьей или четвертой миссии вдруг
появляется медик, способный лечить живую силу прямо на поле боя (его
манипуляции с ранеными очень напоминают шаманские приемчики жрецов из Age of Empires). Потом вдруг обнаруживается, что ракетные
установки теперь передвигаются на воздушной подушке, БМП могут пересекать
водные пространства и т.д. Все эти, малозначительные на первый взгляд,
фишки в корне меняют стратегию и тактику.
Ну а после налаживания контактов с расой Забытых в вашем распоряжении
оказываются и вовсе экзотические юниты, вроде угонщика, способного
захватывать вражеские машины, сталкера-призрака, действующего почти как
настоящий призрак и других. Вот, например странная женщина Умагон. Она
стреляет так далеко и так точно, что ее одной достаточно чтобы покончить
со всеми врагами на какой хочешь территории.
Вообще, эти Забытые, очень интересные существа. Прежде всего потому, что
их здоровье способно восстанавливаться на полях тиберия! Если умело и
экономно их использовать, они практически бессмертны. Однако на этих
самых полях обитают и некие бессловесные монстры, очень больно плюющие на
всех посторонних. А вот своих они не трогают. Более того, повстречав
кого-то из Забытых, такой монстр присоединяется к нему, и бродит за ним,
словно собачка, ожидая команды «Фас!» А после его смерти появляется новое
поле тиберия.
Что имеется у Братства NOD? Они тоже не стояли на месте все это время и
обзавелись химическим оружием, киборгами и подземными машинами. Пожалуй,
это самая интересная фишка в игре. Представьте себе, неприятель построил
мощный оборонительный периметр в две-три линии, наклепал юнитов и
совершенно успокоился. Как вдруг земля буквально разверзается в центре
его базы, и оттуда лезут ваши силы! Две минуты и исход сражения решен.
Не буду утомлять вас подробным перечислением всех юнитов и их новых
свойств, сами все увидите. Скажу только, что наработанные в прошлых играх
приемы тут не всегда проходят, зато появилось много новых.
Mission complete
Миссии в игре достаточно разнообразны, причем те, в которых нужно
отстроиться по полной программе, создать мощную армию и только потом
разгромить неприятеля, перемежаются теми, в которых вам приходится
действовать, используя только спускаемые сверху войска.
Есть тут оборона своей базы и захват вражеской, спасение гражданского
населения и освобождение пленников. Не забыты диверсионные миссии,
причем, поскольку проводятся они с помощью новых необычных юнитов,
проходить их чрезвычайно интересно. Появились принципиально новые миссии,
вроде захвата и обороны космического корабля.
Что интересно, в режиме кампании нет тупого расширения контролируемого
пространства, миссии связаны между собой лихо закрученным сюжетом,
который бросает вас из одного уголка земного шара в другой. Впрочем,
кажется, я повторяюсь? Поэтому скажу лучше пару слов об AI. Он очень и
очень путевый. На уровне Hard компьютерный стратег способен на совершенно
потрясные вещи. Вот, скажем, нашли вы неприятельскую базу, подсобрали
войск и пошли ее громить. Но дорога туда идет через мост над рекой, и
когда ваши бойцы только начали переходить через него, появляются трое
ребят с базуками, ударяют по мосту, и он вместе с вашей армией валится в
пропасть. Начинай все с начала, а если это единственный путь, то и вовсе
— конкретный Mission failed.
Или, идете вы по улице города, замечаете противника, а он вдруг начинает
от вас улепетывать. Паника в стане врага? Ничего подобного, просто
несколько дальше очень удобное место для засады, вот они там вас и
встретят. Надо сказать, особенно силен AI в режиме Skirmish (это вроде
мультиплеера, только с компьютерными противниками). В большинстве случаев
он действует так, как я бы сам действовал на его месте (какой-то странный
комплимент получился, то ли я AI хвалю, то ли себя ругаю...). Воевать
против четырех компьютерных стратегов так же трудно, как против двух
настоящих.
Значительно улучшился и AI ваших подчиненных. Появилась хитрая система
отдачи приказов, включающая в себя систему навигационных точек,
последовательное выполнение приказов и кое-что еще. Теперь можно раздать
задания нескольким группам бойцов, а самому сосредоточиться на
строительстве базы и ее обороне. Пока вы строите здания, ваши подчиненные
выполнят все в лучшем виде. Можно и направить какие-то силы на
отвлекающие маневры, а самому притаиться за углом и нанести удар в точно
рассчитанный момент в нужном месте.
Настоящая жизнь поджидает TS по большей части в мультиплеере, как
это раньше было с Red Alert. Да, здесь, конечно, не три расы, да и
стратегии будут попроще StarCraft’овских, но фанаты техногенных
RTS будут рады в очередной раз отметелить живого врага с помощью
шагающего танка Mammoth MK-II или летунов Banshee.
Напоследок
Вы, наверное, удивляетесь, что это я о графике ничего не говорю? А что о
ней говорить, нормальная графика, на уровне, хотя явно не революционная.
Все такое псевдотрехмерное, как это нынче положено, машины, заезжая на
склоны, накреняются, в горку пехотинцы (пикселов 10 на 15) идут
медленнее, с явной натугой, домики все такие красивые и т.д. Вокселей в
привычном понимании замечено не было — опять обманули. Звук тоже в норме,
ну а музыка, как ей и положено, создает соответствующее настроение, хотя
и уступает военным маршам из первой C&C.
Стоит еще сказать о том, что тиберия теперь стало два вида, зеленый и
синий, что погибающие на его полях пехотинцы превращаются в каких-то
злобных духов, грызущих металл, что появились погодные условия, влияющие
на тактику сражений (в одной из миссий молнией сбило мой вертолет с
подкреплением, но я не понял, случайно или так было задумано по сюжету),
смена дня и ночи и прочие интересные и не очень “фичи”, иногда
свежеизобретенные, но чаще утянутые из других игр.
Хотел я еще поругать недостатки игры (как же без них-то обойтись), но
потом подумал, а зачем? Критиков и без меня хватает, так что все найдут и
отметят. Я же просто скажу, игра хорошая, не зря мы ее ждали почти два
года. Но хороша она лишь для тех, кто играл не во все RTS и не все
повидал. Людям же с более широким игрозором C&C: Tiberian Sun
покажется лишь отшлифованным ремейком — не зря же сами Westwood’ы не
поставили циферку “2” в название — знали, подлецы, что делают :)
952 Прочтений • [Рецензия на игру Command & Conquer: Tiberian Sun] [21.04.2012] [Комментариев: 0]