Писать о компьютерных играх очень трудно, особенно о симуляторах. Дело в
том, что нужно не только любить и уметь играть, но и знать предмет
симулирования. Написал я тут обзор NASCAR Racing 3, тут же получил
плюху от знатоков этих гонок за то, что слабо в них разбираюсь. Обозревал
авиасимуляторы — асы виртуальных воздушных боев были недовольны
недостаточной глубиной рассмотрения предмета.
Системные требования
Pentium 133 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 64 Мб Direct3D 6
Но вот, наконец, попала мне в руки игра, о которой я могу написать как
специалист. Разобрать ее со всей возможной пристрастностью, углубиться по
самое не хочу. И ни один критик не сможет меня упрекнуть в незнании
предмета. И вообще, я вам сейчас дам несколько уроков благородной игры на
бильярде, усвоив которые, вы сможете смело играть не только на
виртуальном, но и на реальном зеленом столе.
Немного физики
Вы думаете, создать симулятор бильярда просто? Дескать, взять несколько
формул из школьных курсов физики и геометрии, склепать на их основе
движок да воплотить его графически (можно даже в двух измерениях). А вот
и нет! Трудностей в этом деле встречается немало и, прежде всего, как раз
в физике поведения шаров на бильярдном столе. Давайте разберем ее
подробно.
Всем (или почти всем) известно, что при упругом соударении два тела
обмениваются импульсом. Говоря по-простому, если два бильярдных шара
сталкиваются «лоб в лоб», двигавшийся останавливается, а стоявший
начинает двигаться. Но, если вы последите за игрой на настоящем бильярде,
такую картину увидите редко, ибо обычно первый шар еще некоторое время
продолжает двигаться в прежнем направлении. Дело в том, что шары не
только движутся по прямой, но и вращаются, а вращение при соударении не
передается. То есть, говоря научным языком, двигавшийся шар теряет момент
инерции поступательного движения, но сохраняет момент инерции
вращательного. Однако если ударить «свой» шар (так в бильярде называют
тот шар, по которому ударяют кием; биток) достаточно сильно, он какое-то
время скользит по сукну стола не вращаясь. Если в это время произойдет
его столкновение с другим шаром, оно будет описываться только формулами
упругого столкновения. Любой опытный игрок все это знает и умело
использует. Скажем, если желательно, чтобы «свой» остался в точке
соударения, нужно бить как можно сильнее. Если же вы хотите, чтобы он
подкатился поближе к лузе, а то и вовсе упал в нее, бейте слабо.
Знают или нет эти тонкости авторы рассматриваемой игры, неизвестно, но
вот в игру они ничего такого не ввели. Сильно ли бьешь по шару, слабо ли,
далеко ли стоят друг от друга шары или близко, результат их столкновения
всегда один — «чужой» начинает двигаться быстро, а «свой» немножко
прокатывается за ним вслед. Так что проверить то, о чем я вам рассказал,
на виртуальном столе нельзя.
Пойдем дальше. Чаще всего «свой» шар бьют точно в центр, при этом ему
сообщается только поступательное движение, часть которого потом переходит
во вращательное. Но если вы ударите его выше центра, он сразу же начнет
вращаться. Такие удары делают тогда, когда хотят, чтобы «свой» прокатился
после столкновения подальше. А вот если ударить ниже центра, шар будет
вращаться против движения. В этом случае, столкнувшись с другим шаром и
потеряв поступательное движение, он откатится назад (это называется
«оттянуть свояка»). Еще интереснее все происходит, если бить слева или
справа от центра. Дело в том, что при таких ударах шар начинает вращаться
вокруг вертикальной оси. Взаимодействуя с поверхностью стола, он при этом
двигается не по прямой, а по дуге. Между прочим, Кориолис, наблюдая за
такими ударами и открыл свои одноименные ускорения. Для игрока же это
означает, что есть возможность ударить по шару, заслоненному другим
шаром. Правда, подобные удары доступны только асам.
Можно ли проделывать такие финты в Expert Pool? Конечно же, нет.
Хотя вы и можете поднимать толстый конец кия или опускать его, удар
всегда наносится в центр шара. В реальной игре так поступают только
зеленые новички, не уверенные в своих силах или попросту не знающие
физики. А в виртуальном бильярде, к сожалению, так вынуждены действовать
и профессионалы. Впрочем, игра-то тут идет не в «Пирамидку» и даже не в
«Американку», а в этот самый Pool, так что особой необходимости в таких
хитрых ударах нет. Кстати, пора разобраться и с вариантами игры.
Калейдоскоп
Строго говоря, существует три семейства бильярдных игр, и для каждого
семейства предназначен свой тип стола. Если на столе совсем нет луз и
закатывать шары некуда — это стол для карамболя. Играют в него тремя
шарами, а задача сделать как можно больше этих самых карамболей, то есть,
привести одним ударом в движение все три шара, не задев при этом две
стоящие в центре фишки.
Если лузы по величине точно соответствуют диаметру шаров — это стол для
русского бильярда. Разновидностей игр на нем множество, приведу для
примера две наиболее распространенные. При игре в «Американку» можно бить
любым шаром любой шар. Засчитываются все упавшие шары, как «чужие», так и
«свои», а побеждает тот, кто первым закатит восемь шаров. Это самая
простая игра, профессионалы ей попросту брезгуют. Дело в том, что мастер
своего дела может с разбивки закатить все восемь шаров, особо даже не
напрягаясь.
Игрой для профессионалов считается «Пирамидка». В ней бить можно только
«крестовым» шаром без номера, а закатывать в лузы разрешается все
остальные нумерованные шары. Счет идет по очкам, нарисованным на шарах и
перед ударом нужно точно сказать, что, куда и каким образом вы
собираетесь забить. Скажем, фраза «четверка налево в середину от двух
бортов» означает, что шар под номером четыре должен закатиться в левую от
вас среднюю лузу, предварительно ударившись о два борта. Если партнер
говорит «туза от пятого налево в угол», это значит, что «свояк» должен
ударить шар под номером пять, а тот в свою очередь забьет шар с цифрой
один в левую угловую лузу. Если же при ударе в лузы падают какие-то
другие шары, они не засчитываются и выставляются обратно на стол.
Стол для пула имеет лузы почти в два раза шире шара, на мой взгляд, уже
это лишает игру всякого интереса. Чтобы как-то компенсировать простоту
падения шаров в лузы, придуманы всякие хитрые правила, в основном они
сводятся к тому, что шары нужно забивать по цветам. Сперва красные, потом
зеленые... Или наоборот? Точно знаю, что желтые шары в начале игры
забивать не стоит, или это не всегда так? А может, все зависит именно от
того, какой шар забит первым?
Ладно, напоследок признаюсь, что правил игры в пул я не знаю. Да и не
стремился в них разобраться, если захотите освоить эту заморскую игру,
погоняйте Expert Pool, там вам перед каждым ударом говорят, что и куда
нужно забивать. Ах да... Пора, однако, и о самой игре что-то сказать.
Взгляд сбоку
Первое, что вам предложат после входа в игру: выбрать игрока из
существующих или создать нового. Все создание заключается в выборе головы
и тела, раскраски их в разные цвета и одевании в разные одежки. Словом,
очередной вариант «куклы Барби. Далее следует выбрать вариант игры, в
наличии имеется тренировка, аркада или два чемпионата. Тренировка имеет
два режима. В первом вам просто дается стол с шариками, и вы можете
делать за ним все, что угодно. Во втором инструктор вам ставит задачу
(разбить пирамиду определенным образом, забить куда-то какой-то шар),
показывает, как это нужно сделать, а потом предлагает вам повторить.
Аркада — это просто одиночная игра с заранее выбранным партнером, а
чемпионат... он и есть чемпионат. А два их потому, что в одном участвуют
любители, а во втором профессионалы. Правила чемпионата довольно
запутаны, но я и не думаю, что кому-то захочется его проходить, больно уж
скучное это дело.
В аркадном режиме вам предложат выбрать обстановку, в которой будет
проходить игра. В наличии имеется штук 10 залов, с разными столами —
играть можно в барах, гаражах, специальных бильярдных залах и т.д. Во
время партии игроки ходят вокруг стола, примеряются к позициям — очень
натурально. В общем, графика не подкачала, хотя и шедевральной игру по
этой части не сделала. Стоит подумать над опцией Game Type, ибо тут
собрана куча вариантов пула, с разными правилами, разным начальным
построением и разным количеством шаров. Разобраться с ними я вам
предоставляю самостоятельно, скажу только, что во всех вам подсказывают,
какой шар вы должны забить следующим. Есть и еще одна опция в стартовом
меню, Trickshots. При ее выборе в центральном окне вам показывают всякие
хитрые удары, моменты из соревнований профессионалов и т.д. Пожалуй,
рассматривать эти картинки самое интересное в игре.
Игровой процесс-то скучен до зевоты. Выбрать, каким шаром бить, не дают —
кий намертво приклеен к белому шару. Какой шар забивать, тоже не всегда
можно выбрать, а если и можно, то из двух-трех вариантов. Вот и
получается: нажал левую кнопку мыши, дернул рукой туда-сюда, а потом
смотри, как шарики по полю бегают. Можно стол повращать, точку обзора
выбрать, только зачем? Даже мудрые комментарии партнера не скрашивают
картину, тем более что ответить ему нельзя. Так что лучше отправиться
играть в настоящий бильярд, хотя бы даже и в пул. К тому же столы для
него сейчас в любой забегаловке стоят. Ну или на худой конец запустите Virtual Pool 2 или Ultimate 8 Ball...
665 Прочтений • [Рецензия на игру Expert Pool] [21.04.2012] [Комментариев: 0]