Странное на Западе представление о городской езде сложилось. Те
немногочисленные творения, что позволяют нам очутиться на виртуальной
крыше или бампере виртуального же автомобиля (увы, пока нормальный руль
никто сделать не в состоянии), считают своим долгом прямо-таки задавить
пользователя рутиной повседневного объезжания ровных дорог. В частности,
американских, по которым чинно и нудно, все с одинаковой скоростью,
колесят мирные граждане и суровые блюстители порядка. Причем и те, и
другие до ужаса скучны и безразличны к окружающим. Наверняка вы помните
нечто подобное, ярко реализованное в Midtown Madness, где, говоря
по существу, сумасшествия было крайне маловато. Наиболее полно возможно
представить себе картину автомобильного беспредела в городе на примере Grand Theft Auto. Но там, конечно, вид не трехмерный, да и графика
не суперсовременная. А теперь задумайтесь на минуту, что можно сделать
при большом и сильном желании, если вытащить из этих двух игр все самое
лучшее? О-го-го. Возможности безграничны. Но порой мне кажется, что их
видим только мы, простые и неприхотливые геймеры. Куда смотрят
разработчики, непонятно. Хорошо еще, что они хотя бы делают скромные
шажки в сторону того светлого и великого, чего мы от них давно и пока
безуспешно ждем. Оратор сменился, и отправной точкой теперь следует
считать новинку автомобильного сезона — Driver от команды, когда-то
сделавшей Destruction Derby, часть первую и вторую.
Не сначала
Системные требования
Pentium 233 32 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 500 64 Мб памяти 3D-ускоритель
Да. Отойдем от стереотипов и начнем с конца. Ну, или почти с конца.
Просто очень хочется все самое красивое и вкусное приберечь на потом, а
пока заняться строгим изобличением. Впрочем, не такое оно уж и строгое.
Создатели всего лишь не захотели набраться опыта на основе прежних ошибок
своих конкурентов. Вышеупомянутый MM не отличался сильной
играбельностью: гонка на время, подсчет чекпоинтов и еще парочка
состязаний, — простите, но этого мало. Зато там были соперники и
возможность выбора авто. Ребята из Reflections пошли другой дорогой, но
пришли к тому же результату. Куча режимов игры, но полное отсутствие
конкурентов, кроме полиции и времени, и жутко наскучивший серенький
четырехколесный друг. Что самое обидное, та самая куча нисколечко не
компенсирует отсутствующие компоненты. Ну посудите сами, какой интерес
может быть в езде по кругу на пересеченной местности с целью установления
лучшего времени? Или в сшибании зелененьких конусов, тянущихся по
всевозможным подворотням, единственная польза от которых — закалка
водительского стиля? Да, некоторое время еще интересно на время уматывать
от полиции или, наоборот, играть в догонялки с убегающим противником,
машину которого надо изуродовать до неузнаваемости (в смысле, до
максимального уровня повреждений, ибо внешне она все равно будет казаться
вполне пригодной для езды). На худой конец, можно в очередной раз собрать
вездесущие чекпоинты, но городов-то всего четыре! И никуда от этого не
денешься. Кстати, наверняка в пику MM здесь нет Чикаго...
Ах да, в целях повышения квалификации мы еще имеем полное право влиться в
дружный коллектив водил-недоумков и поездить по городу... как бы это
помягче сказать... просто так. У них это называется Take a Ride. Ну,
улочки изучить, повороты всякие секретные на будущее отыскать. Однако,
поскольку такая прогулка неразрывно связана с тщательным и
неукоснительным соблюдением ПДД (заметьте, американских правил, где
двойную сплошную можно пересекать в любом месте), ездой только на зеленый
свет и внимательной слежкой за спидометром... увы, геймеру, может круглый
день только и занимающемуся, что соблюдением этих самых правил, сие
развлечение вряд ли понравится. Тем более что заканчивается оно всегда
плачевно, ибо ни автосервисов, ни, в конце концов, пит-стопов, в Driver’е не существует. Вот от такой жизни и кидаются люди в самый
омут игры, который возвеличивает ее и не дает опуститься в пучину
посредственности.
Внедренный
Его зовут Таннер. Он — рядовой коп, выполняющий опаснейшее задание:
подобно Штирлицу, руководство внедрило своего сотрудника... нет, не в
немецкую армию, а в одну из крупнейших банд одного из крупнейших городов
США. Надо сказать, что вместе с этим храбрым человеком, а точнее, под его
личиной, таких городов мы проедем... правильно, четыре, попутно выполняя
задания своих криминальных боссов и добывая ценную информацию по реальной
службе. Вы удивлены? Я вас понимаю. Сам некоторое время не мог понять,
что это самая настоящая кампания, причем местами нелинейная, с
возможностью узкого, но все-таки выбора. Почти GTA, с не менее
интересными миссиями. Тут и перегон ценного авто, выжимающего на прямой
120 миль, на другой конец города, и погоня за катером, и погром
ресторанов конкурента, и даже уничтожение неугодных лиц. Само собой, весь
этот многосерийный боевик (на один город приходится приличное число
заданий) обставлен погонями в духе стандартных киношных разборок, видео в
духе... короче, просто неплохим видео и небольшими скриптовыми вставками.
Сделал дело — дома на автоответчике тебя уже ждут новые заказы. Кстати,
иногда звонят простые информанты, сообщающие скромные сведения, которые,
возможно, пригодятся в будущем. На первых порах драйв преогромный. Все
радует глаз, всем восхищаешься, к тому же машины иногда меняются, и
серенький друг уступает место более роскошным моделям. Жаль, узнать их
могут только истинные знатоки техники 70-80-х, я лишь однажды усмотрел
знакомые формы Мустанг Босса, да и то потому, что на нем пришлось раз
двадцать переигрывать одну миссию. Гараж же простых автомобилистов,
выполняющих в игре роль пассивной помехи, не блещет разнообразием.
Приятно удивила полиция, помимо ставших легендарными «крейсеров» в особо
критических случаях использующая здоровенные джипы. Чаще всего в качестве
заграждения, ибо по причине некоторого морального разброса в мышлении AI
они просто ни с кем бы не ужились на городских улицах. Но об этом чуть
позже. Простите, заболтался, а вы уже несколько минут пытаетесь что-то
спросить... Почему на первых порах? Ммм... очень деликатный вопрос,
однако.
Чтобы ответить на него, надо снова вернуться к GTA. Обратите
внимание, именно с этой игрой больше всего ассоциируется Driver, и
именно поэтому напрашивается горькое сожаление. В роли автоугонщика мы
тоже выполняли задания на время, не менее остросюжетные, но там перерывы
между поездками от телефона к телефону игрок заполнял сам. Он мог поехать
искать бонусный танк, заняться размазыванием по тротуарам прохожих или
поиграть в кошки-мышки с полицией. В его распоряжении была свобода в
наиболее применимом к тому моменту толковании. Что мы видим здесь?
Задание, бегущие секунды, мимолетная радость от достигнутого результата
и... новое задание. Разработчики ограничили нас в действиях, связав
жесткими требованиями. Кто-то может возразить мне, что для игр с копами
есть уже упоминавшийся режим Take a Ride. Но, господа, мне не хочется еще
раз повторять условия, согласно которым этот режим неинтересен. Они
где-то там, наверху. Разве сложно сделать возможность починки автомобиля,
пусть и абстрактную, чтобы можно было всласть поколесить в свое
удовольствие? Ведь это в сто раз лучше, чем несколько раз переигрывать
одну и ту же миссию, пытаясь уложиться в коротенький промежуток времени.
Впрочем, так, пожалуй, я дойду до мысли о вылезании из машины и
перестрелках с пешими полицейскими...
Другой отвратной особенностью Драйвера является частичное отсутствие
реализма. Ладно, на людей, «проходящих» сквозь машины, мы уже давно
перестали обращать внимание. Разработчики не хотят, чтобы в отдельных
развитых странах игру запретили к употреблению, и винить их в этом не
стоит. К положительным новинкам стоит отнести монументальную устойчивость
светофоров, которые в MM сносились словно тростинки. Появилась
деформация автомобилей, и вот тут-то создатели допустили прокол.
Во-первых, разбитость машины никак на ее качества не влияет (во всяком
случае, я этого влияния не заметил). Внешний вид немного преображается,
причем вне всякой зависимости от силы удара. Будь то легкое касание
стенки или мощнейший удар лоб в лоб с озверелым копом, от нас полетят
лишь меленькие осколки, помнется капот и багажник, с боков вроде появятся
трещинки на стеклах (заднее слито с машиной воедино и никогда не
«травмируется»), послышится страшный скрежет и звон (сейчас в автосимах о
звуке практически не говорят — он всегда на уровне)... Даже после
ослепительного кульбита и падения вниз головой крыша останется
целехонькой, как будто только что с конвейера. Впрочем, уже то, что
автомобили обладают способностью к переворотам, не может не радовать.
Опять же, после MM все сказанное должно считаться большим
достижением. Кто знает, может это опять же лишь первый шаг, и лет через
пять в меня за эту статью будут кидать тухлыми яйцами... Так что
пойдем-ка мы туда, где условия и правила незыблемы, и можно хулить и
хвалить по полной программе.
Две необходимости
Искусственный интеллект и графика. Две вещи, которые чаще всего являются
основными критериями оценки игры с автомобильным уклоном. У GTA не
имелось в наличии ни того, ни другого, и все-таки это был хит. У Driver’а есть немного первого и масса второго, но игра не проживет
на винчестерах очень долго. Максимум до выхода GTA2.
Все мы после просмотра демо-версии дружно восклицали: «Какой AI! Какая
мощь! Это будет потрясающе!». Не спорю, было дело. В деме копы
действительно вели себя очень красиво, пристраивались сзади и
использовали наши малейшие недочеты, причем сами иногда ошибались.
Разработчики громогласно заявляли о подобии человеческого стиля вождения
и о потрясающем наслаждении от соперничества с таким интеллектом. На
практике же все не так безоблачно. Да, погоня начинается грамотно.
«Крейсер» разгоняется немного быстрее нас, но в скорости равен, следует
на некотором расстоянии... а потом начинается непонятное. При выезде на
встречную полосу компьютер удивительным образом умудряется ловить большую
часть встречных автомобилей (кстати, именно так следует уходить от
преследования; стоит опасаться лишь встречных полицейских машин) и
моментально отстает. При езде по движению «железяка», после нескольких
минут безуспешных попыток догнать нас, начинает странно вилять из стороны
в сторону, расталкивая автомобили, и в конце концов затихает у бордюра.
Будто боится пересечь какую-то границу и передает палочку преследования
следующей машине. Если же в какой-то момент ему удается настичь свою цель
и ненадолго затормозить, впереди появляется заслон из 5-6 «коптилок»,
который чаще всего элементарно проходится по разделительной полосе. Что
самое интересное: ни одна из этих машин не рванет за нами в погоню, а
продолжит преследование все тот же неудачник. Уверяю вас, он непременно
влетит в заграждение, если не следует за нами бампер в бампер... Жаль,
что полиция не умеет элементарно останавливать нас и арестовывать, а лишь
доламывает машину до 100%-ых повреждений. В общем, AI копов крайне
неуравновешен. Местами поражает своей смекалкой, местами — несуразностью
поведения. Покажите мне водителя, хоть и полицейского, который согласится
остановить нарушителя прямым столкновением с ним, и это на скорости не
менее 70 миль в час с обеих сторон. Ему надо будет поиграть в эту игру...
И главное, что практически в любом случае за неудачу при выполнении
миссии мы должны винить только себя и свои ошибки, но никак не
компьютерные мозги.
Другое дело, графика. По сравнению с творением Microsoft, где из-за
красивых моделей отсутствовали повреждения, Driver выглядит
шикарно. Сплошной хром, блики и отсветы яркого американского солнца
(пейзажи и в особенности небо стоит рассматривать в риплее; впечатляющее
зрелище), аккуратные полигонистые авто... Капли дождя, разбивающиеся на
сотни брызг от удара об асфальт, расплывающийся ореол от света
светофора... Ночную гонку можно сравнить с феерией красок во время
салюта, до того волшебное впечатление она производит. Причем всей полноты
ощущений можно добиться, наверное, только при повторе, благодаря грамотно
расставленным камерам. Да, все эти богатства и требуют с нас соразмерно
своей ценности, так что при большом скоплении машин на экране тормоза
возможны даже на вполне приличных компьютерах. Но на то есть четыре
уровня детализации, к тому же народные умельцы обнаружили, что при
отключении звука игра идет немного быстрее.
Нельзя не отметить также и работу дизайнеров, планировщиков виртуальных
городов. Вполне возможно, что они списаны с реальных прототипов. Судить
мы, сами понимаете, не можем, но все западные обозреватели в один голос
восхищаются сделанным, произнося почти заготовленную фразу: «Когда я ехал
по-какой-то-там-авеню, в самом деле видел свой дом, вот только седьмой
этаж не показали. Но круто!». Наверное, будь в игре Москва, я бы тоже так
восторгался...
Резюме
Типичный закос под идею GTA, но в трехмерном исполнении и с
максимально полным использованием современных графических наворотов.
Хочется верить, что это начало великих и ужасных по своему драйву игр, а
не жалкая попытка сотворить красивую поделку и на ее красоте собирать
похвалы. Старайтесь, и мы вам поможем.
307 Прочтений • [Рецензия на игру Driver] [21.04.2012] [Комментариев: 0]