Не знаю как вы, а я уже совершенно уверен, что переломным моментом Второй
Мировой войны было сражение под Эль-Аламейном. А если бы союзники
своевременно не высадились в Нормандии, эта самая война продолжалась бы
до сих пор. Во всяком случае, трактовка истории, которую нам преподносят
западные игровые компании, других вариантов не оставляет.
Системные требования
Pentium 166 32 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium 266 64 Мб памяти 3D-ускоритель
То, что в авиационных симуляторах никогда не бывает советских самолетов,
давно никого не удивляет. И разного рода спецкоманды, творящие чудеса в
немецком тылу, действуют безо всякой связи с событиями на Восточном
фронте. Попадаются, правда, кое-какие битвы в России в разного рода
воргеймах, но кому эти воргеймы интересны? До недавнего времени было тут
одно исключение, портящее общую стройную картину решающего вклада
американцев в победу над фашизмом — это танковые симуляторы. Как-то не
решались заокеанские разработчики выбросить из истории наш Т-34,
признанный, как никак, лучшим танком минувшей войны. Но вот, наконец,
компания Psygnosis решила навести в этом деле порядок, и в игре о
танковой элите советских танков нет начисто. Ну не входят, по их мнению,
наши танкисты в высший свет, наверное, мордой не вышли. Правда, и
английские танкисты туда не попали, уж не знаю почему, к их-то
физиономиям у заокеанских родственников претензий быть не должно.
Технические подробности
Итак, в игре присутствуют только немецкие и американские танки, правда, и
тех, и других много. У американцев можно поездить на восьми разных
машинах, но все они являются модификациями М4 «Шерман». Отличаются эти
модификации друг от друга типом и мощностью силовой установки,
вооружением и броней. Однако различия не столь велики, а для игры и вовсе
не важны. Пожалуй, только последняя модификация, почему-то названная
Jumbo, несколько отличается в лучшую сторону от всех остальных. У немцев
имеются четыре вариации T IV, три — T V «Пантера» и две — T VI «Тигр».
Вот тут различия довольно значительны, T IV и T V относятся к средним
танкам (вообще-то первый можно смело отнести к легким), а T VI к тяжелым.
Кроме того, T IV первых модификаций имеют пушку меньшего калибра и
несколько более тонкую броню, чем более поздние.
Кроме танков, которыми вы можете управлять, имеется и большое количество
техники, управляемой только компьютером. У американцев это танки М3,
«Грант», (он же «Ли»), самоходки М4 и истребитель танков М10. Наиболее
экзотически выглядит «Ли», с трехъярусным расположением вооружения (75-мм
пушка в боковом спонсоне, 37-мм пушка в башне, а на ней еще одна башенка
с пулеметом). Между прочим, эти танки поставлялись в СССР по ленд-лизу и
наши танкисты прозвали их «братская могила на семерых». Исчерпывающая
характеристика.
Со стороны немцев дополнительной техники опять-таки больше, отмечу только
легкие танки T II и T III, самоходки на базе «Пантеры» и «Тигра». Кроме
всего этого и у той, и у другой стороны имеются бронетранспортеры, джипы,
пушки и, наконец, пехота. Поскольку наших танков, как уже говорилось, в
игре нет, сравнивать всю эту технику с Т-34 и КВ я не стану, сравню
только между собой, хотя это и весьма непросто. Дело в том, что на равных
можно сравнить только «Шерман» первой модификации и T IV. Они имеют
примерно одинаковое вооружение, скорость и проходимость. Правда, броня
«Шермана» значительно толще, но снаряды T IV пробивали ее почти на той же
дистанции, на которой снаряды «Шермана» их собственную. Таким образом, во
встречном бою эти танки имели практически равные шансы, а если учесть,
что у немцев была более совершенная оптика и они могли открывать огонь
раньше и стрелять точнее, шансов у них было даже побольше.
Что касается сопоставления «Шермана» и «Пантеры», то по американским
источникам при столкновении их между собой на одну подбитую «Пантеру»
приходилось пять подбитых «Шерманов» (немецкие источники приводят
соотношение 1х11, но в этом случае я больше склонен верить американцам).
Да, а воевать на «Шермане» против «Тигра» и вовсе было чистым
самоубийством.
Впрочем, пора посмотреть, как все это учитывается в игре, как там
соблюден баланс сил.
Эксперимент №1
Для этого эксперимента я запустил Instant Action, выбрал сторону немцев и
самый мощный танк «Тигр», правда, безо всякого сопровождения. Противника
тут выбирать нельзя, но я не очень удивился, когда мне на встречу выехало
с десяток «Шерманов». Довольно быстро они повредили ходовую часть моего
танка, и он превратился в неподвижную огневую точку. В дальнейшем
американцы продолжали молотить по «Тигру» со всех сторон, но больше
ничего повредить не смогли. Я же спокойно вертел башней во все стороны и
отстреливал врагов как на полигоне. В среднем на каждый «Шерман» пришлось
по три снаряда, и все они были уничтожены, но были тут странности.
Вообще-то 88-мм пушка «Тигра» пробивает броню в 100 мм (а именно такова
лобовая броня «Шермана») на дистанции в 500 метров. Соответственно, более
тонкую бортовую броню она должна пробивать и на дистанции до километра.
Мне же удавалось подбить американцев не далее 300-400 метров, причем, что
в лоб, что по лбу. Если «Шерман» стоял ко мне в три четверти, и я мог
стрелять ему в борт или в лоб, результаты и тут и там были одинаковы.
Если же он поворачивался ко мне боком, я выносил его с первого выстрела.
Если же танк стоял ко мне лицом, наиболее эффективной была почему-то
стрельба по башне. Повредить гусеницы «Шермана» мне удалось только один
раз, хотя всем известно, что это наиболее уязвимая часть танка.
Покончив с неприятельскими танками, я взялся за пехоту, тут дело обстояло
еще более странно. Пехотинцы атаковали меня поотделенно, по пять человек,
причем каждое отделение двигалось слаженно, как единое целое. Но при
стрельбе по ним снарядами от близких разрывов погибали только рядовые
бойцы. А вот чтобы уничтожить командира отделения и его заместителя,
нужно было попасть точно в одного из них. Чем стреляла по мне пехота, я
так и не понял, выглядело это все так, как будто они палят из винтовок.
Вообще, складывается впечатление, что для уничтожения отделения нужно
попасть в него не менее четырех раз, и при каждом попадании гибнет только
часть бойцов. Из пулемета-то мне и вовсе не удалось завалить ни одного
врага, возможно, я делал что-то не правильно. Забегая вперед, скажу —
давить пехоту гусеницами тоже нельзя.
Подводя итоги первого эксперимента можно было бы сказать, что
историческая правда в игре соблюдена, американские танки бессильны против
немецких «Тигров». Однако не будем спешить, проведем еще один
эксперимент.
Эксперимент №2
Как вы понимаете, на этот раз я выбрал сторону американцев. Однако, в
отличие от первого эксперимента, не стал брать самый сильный танк, а
ограничился «Шерманом» первого выпуска с 75-мм пушкой. Да еще прихватил с
собой совсем уж слабый «Ли». Противниками у меня оказались немецкие T IV,
как я уже говорил, вполне сопоставимый вариант. Однако честного боя у нас
не получилось.
Я не знаю, с какой именно модификацией T IV мне пришлось столкнуться (в
игре они по внешнему виду ничем не отличаются, хотя в реальности различия
были), вполне возможно, что это были T IV D, с короткоствольной 75-мм
пушкой. Тогда понятно, что лобовую броню «Шермана» они могли пробить
только в упор. Но они не смогли ничего сделать и с моей значительно более
тонкой бортовой броней, более того, им не удавалось подбить и «Ли»,
максимальная толщина брони которого равна 37 мм.
А вот мы с приятелем довольно легко расправились со всеми немцами, причем
и на этот раз наиболее эффективна была стрельба по башням. По гусеницам я
стрелять не стал, понятно, что если их не мог повредить «Тигр», то и
«Шерман» не сможет. А со стрельбой по бортовой броне все обстояло точно
так же, как и в предыдущем случае. Что касается дистанции стрельбы, то
наибольший урон противнику удавалось нанести примерно с 200-300 метров.
Да, по танкам, находящимся далее 500 метров, стрелять совершенно
бесполезно. Разобравшись с немецкими танками, я решил прокатиться по
улочкам лежащей рядом деревушки, и вот тут-то меня поджидал сюрприз.
Спрятавшиеся за одним из домиков деревушки пехотинцы вынесли меня со
второго или третьего выстрела! Выглядело это все опять как стрельба из
винтовок, но я все же думаю, что стреляли по мне фауст-патроном.
Итак, подводя итоги этим экспериментам, можно сказать — определенная
историческая достоверность в игре присутствует. Но, судя по всему, при
игре с компьютером игроку дается некоторая фора, его танки несколько
прочнее, чем неприятельские, а снаряды более мощные, чем в реальной
жизни. Впрочем, все это понятно и вполне приемлемо, иначе играть было бы
неинтересно.
От Тобрука до Парижа
Кроме Instant Action в игре имеются одиночные миссии и две кампании, за
обе противоборствующие стороны. Оформлено все это достаточно красиво,
выбрав какую-то миссию или начав кампанию, вы попадаете в лагерь
соответствующей стороны (для каждого театра военных действий и для
каждого периода лагерь этот свой), где расставлены танки, машины, палатки
и отдыхают ваши танкисты. Щелкнув на любом танке можно посмотреть его
состояние, снаряжение, экипаж, что-то поменять или отремонтировать. Можно
менять и экипажи танков, переводя бойцов с одного на другой или беря из
резерва. Причем танкисты имеют разный опыт, мораль и т.д. В кампании все
это растет и меняется, так что к вашим подчиненным нужно относиться
бережно.
Отмечу, что управлять вы можете только своим командирским танком, так что
к подбору экипажа на него нужно подходить очень серьезно. Правда, я
как-то не заметил, чтобы показатели водителя или наводчика как-то влияли
на управление танком или точность стрельбы (дело в том, что этим лучше
заниматься самостоятельно), но вот более опытный заряжающий справляется
со своими обязанностями быстрее, а в бою скорость перезарядки орудия
может стать решающим фактором.
Одиночных миссий много и они очень интересные. Тут можно воевать на
разных фронтах, в Северной Африке, в Италии, во Франции. Естественно, при
этом меняется состав вашего взвода, противник и внешние условия. С
погодой я не разобрался до конца, но, похоже, что она фиксирована для
каждой миссии, впрочем, тут это не настолько важно, как в авиационных
симуляторах. Кампании тоже достаточно интересны, причем можно выбрать
одну из трех коротких кампаний (на разных театрах военных действий), или
проходить всю войну от начала до конца, с момента высадки союзников в
Африке в 1942 году. Перед началом кампании и дальше по ходу дела вам
показывают документальное кино. Больше всего мне понравилось самое
первое, в котором рассказывается об истории танков и показывают довольно
много кадров времен Первой Мировой и межвоенного периода.
Что и как
Переходим к остальным составляющим всякого серьезного обзора симулятора,
к графике и интерфейсу. Вообще-то графика вполне приличная. Для танкового
симулятора, естественно. Танки и прочая техника нарисованы тщательно, со
множеством мелких деталей, есть даже лопаты и топоры, закрепленные на
корпусе. Пехотинцы похожи именно на пехотинцев, а не на скелеты в форме,
хотя движения их несколько дерганные. Деревья, дома и прочие неподвижные
объекты тоже смотрятся нормально, хуже обстоит дело с дорогами. Дело в
том, что они просто нарисованы на местности, безо всякого учета
микрорельефа. Особенно жутко при этом выглядят железные дороги,
собственно говоря, вообще не понятно, как это по ним могут ходить поезда.
Впрочем, они в игре и не ходят.
Чтобы закончить разговор о графике, упомяну, что я в очередной раз
убедился, насколько в танковых симуляторах она всегда хуже, чем в
аналогичных авиационных. Вот у меня сейчас есть игра Nations: WWII
Fighters Command (ее обзор последует в ближайшее время), выпущенная
той же фирмой и практически в то же время. Так в ней графика явно лучше
по всем показателям.
Имеется и интерактивность окружающего, правда не полная. Наехав танком на
любой дом, дерево или еще что-то, вы его непременно свалите или
разрушите. Это приятно. Но вот от разрывов снарядов рушится далеко не
все. Да и разваливаются дома как-то странно, проехав через деревенский
дом, вы оставите за собой не груду развалин, а остов с зияющими в стенах
дырами и следами пожара. Кстати, пожаров я в игре не видел, даже подбитые
танки не горят, а только дымят.
Интерфейс довольно удобный, можно управлять всем с клавиатуры, джойстиком
или мышкой, причем можно и одной только мышкой. Левую треть экрана
занимает прозрачное изображение вашего танка, совершенно не мешающее
обзору, а вокруг него разбросаны прозрачные кнопки, с помощью которых
можно управлять движением танка и башни, стрелять, отдавать команды
подчиненным. Любопытная и полезная фишка. Но самое приятное то, что есть
возможность раздельно управлять движением танка и поворотом башни.
Например, находясь на месте наводчика, можно мышью наводить орудие и
стрелять, в то же время управляя самим танком с клавиатуры.
Режимов обзора очень много, четыре вида со стороны на ваш танк или любой
из подчиненных вам, виды с каждого рабочего места, вид из башенного люка
и т.д. Есть и некий режим виртуальной кабины, вроде самолетной. В этом
режиме вы как бы находитесь в башне танка или на водительском месте и
можете вертеть головой, обозревая приборы и все прочее. Правда,
посмотреть наружу в этом режиме нельзя — как только вы щелкаете на
перископе или смотровой щели, виртуальная кабина отключается.
Со звуками в игре тоже все обстоит нормально, рычание двигателей,
выстрелы, удары болванок по броне звучат вполне натурально. Доклады
экипажа достаточно четкие и содержат в себе всю необходимую информацию.
Для тех, кто не в ладах с разговорным английским все доклады дублируются
в низу экрана, так что вполне можно успеть их прочитать. Между прочим,
при игре за немцев ваши подчиненные говорят по-английски, но с хорошо
заметным немецким акцентом. Да и кое-какие общепонятные немецкие слова
вставляют.
Ода к радости
Нет, действительно, эта игра меня очень порадовала. Все хорошо продумано,
тщательно выверено и сделано на совесть. Конечно, историческая
справедливость соблюдена не полностью, но сделано это сознательно, с
целью повышения играбельности. Жалко, конечно, что нет наших танкистов,
но что уж тут поделаешь. Придется немцев американцами истреблять...
1041 Прочтений • [Рецензия на игру Panzer Elite] [21.04.2012] [Комментариев: 0]