Вот и закончился футбольный сезон '99. Не будем обсуждать события в
реальном футбольном мире — их давно уже проанализировали все кому не
лень. Вместо того, чтобы горевать о наших футбольных неудачах, лучше
поговорим о приятном: этот обзор посвящен выходу самого самобытного
футбольного симулятора последних лет — Total Soccer 2000.
Системные требования
Pentium 166 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 64 Мб Direct3D 6 Glide
Кажется, из всех спортивных игр симуляторы футбола являются наиболее
многострадальным жанром. Господство на этом рынке прочнейшим образом
удерживает EASports, а их сериал FIFA Soccer долгие годы является
всемирным бестселлером среди спортсимов. В последние годы практически все
развитие FIFA сводилось только к очередным наворотам в области графики и
анимации футболистов, воссозданию футбольного антуража (стадионы,
комментаторы, экипировка, болельщики). Не лучше обстояли дела и у тех,
кто пытался конкурировать с EASports — соперники неплохо знали слабые
места их продуктов, но как только дело доходило до реализации,
выяснялось, что отставание в графике (да и в AI тоже) сводит на нет все
положительные идеи, которые пытались воплотить создатели. Собственно
говоря, немногие фирмы осмелились конкурировать с футболами от EASports,
а о большинстве их игр геймеры забыли еще до релизов — слишком велико
было отставание от лидера. Ситуация начала меняться в середине 1999 года,
когда на спортивно-симуляторный мир обратили внимание в Microsoft. Сложно
сказать, как дело пойдет дальше, но на данный момент их MS International
Soccer практически по всем статьям уступил свежей версии FIFA и не в
последнюю очередь за счет недоработок в графике и AI. И это при том, что
Microsoft традиционно широко применяет в своих продуктах удачные идеи
конкурентов.
Создалось впечатление, что сдвинуть футбольный рынок с мертвой точки
могут лишь игры с принципиально другим подходом к футболу. И вот тут
начинается самое интересное: в декабре на прилавках появляется Total
Soccer 2000 от Iridon Interactive. А интересно это событие тем, что
разработчики игры могут сказать примерно следующее: 'Уважаемые геймеры.
Мы не занимаемся симуляцией телетрансляции футбола. Поэтому в нашей игре
вы НЕ НАЙДЕТЕ: трехмерных игроков и технологии захвата движений,
комментаторов, анимированных трибун, продвинутых 3D-эффектов и прочего
мусора. Мы воссоздаем футбол в чистом виде, не тратя силы на
мультимедийные навороты'. Именно по этой причине выход Total
Soccer стал открытием в мире футбольных симуляторов.
Окончив теоретическую часть, опишу мои собственные впечатления от игры:
уже и не припомню, когда в последний раз получал такое удовольствие от
виртуального футбола. Это было, наверное, еще во времена FIFA98.
Причем удовольствие именно от футбола, а не его графической реализации.
Но не буду забегать вперед.
Графика
Разработчики акцентировали внимание на том, что графическое оформление не
имеет большого значения по сравнению с играбельностью. Графика во время
игры вообще двухмерна: вид сверху, зато камеру можно приближать и
отдалять прямо во время игры. Во время риплеев картинка становится
трехмерной, а камера нашими стараниями очень эффектно перемещается по
периметру поля, просматривая момент практически с любого ракурса. Кстати,
все оформление стадиона (текстуры поля, болельщиков, трибуны) легко
меняется благодаря тому, что изображения хранятся в формате BMP в одном
из подкаталогов игры. Еще одним плюсом графической части можно назвать
феноменально малые, по сегодняшним меркам, требования к системе.
Минимально игра хочет Pentium75, а для удовлетворительной играбельности у
нас просят всего лишь P133. При этом поддерживаются и 3D-ускорители, хотя
серьезных изменений при этом в графике не происходит, просто игроки и мяч
становятся более гладкими, а сетка на воротах — полупрозрачной.
Управление
Самое необычное место в игре. Меня, как игрока в FIFA с большим стажем,
признаться, шокировало то, что помимо стрелок в Total Soccer
используются всего ...ДВЕ (!!!) клавиши (пас и удар/подкат). Но уже через
пару десятков минут стало ясно, что любая FIFA в этом компоненте
проигрывает Iridon'овской игре на несколько порядков. Секрет вот в чем:
ни одна игра из серии FIFA не позволяет контролировать мяч так точно и
уверенно. Пусть здесь и не пахнет полусотней блестящих финтов
(FIFA99), зато сам процесс ведения мяча, передач и ударов
максимально приближен к реальному футболу. В Total Soccer
управление настолько точно и быстро передается с клавиатуры на экран, что
ваши действия на поле достигают потрясающей свободы. Совсем по-другому
выполнен и контроль при исполнении ударов по мячу. Любой удар нужно
'настроить' — при выполнении его задать силу/высоту, направление и
подкрутку. Реалистичность ударов со стандартных положений и реализации
других моментов впечатляет: забивать можно даже с самых дальних
дистанций, если правильно задать направление и обмануть вратаря (т.е.
впервые у нас есть возможность выполнять по-настоящему обводящие удары,
подловить вратаря на противоходе и т.п.). Совершенно по-новому выглядит
дриблинг — вместо привычных нам акробатических финтов FIFA, обводка
больше напоминает настоящий футбол. Пройти защитника теперь можно
классически: резкими остановками и ложными движениями сбить с опорной
ноги, прокатить в подкате и т.д.
Настройки и составы
Помимо совершенно новых ощущений при управлении, разработчики воплотили в
игре множество свежих идей, которые непосредственно влияют на игру.
Введен такой заметный параметр, как сила ветра. Он может быть сильным,
слабым или выбираемым случайно. В принципе, в отличие от EASports'овского
творения, в Total Soccer настраивается практически все.
Разумеется, можно настроить клавиатуру — доступны 2 раскладки (для игры
друг против друга). Сила AI измеряется по 4-балльной шкале, отдельно
контролируются умения вратарей. Можно выбрать из ~20 судей, причем у
каждого будут какие-то особенности при принятии решений. Кроме всего
этого, к игре прилагается редактор команд и редактор тактических схем.
Что интересно, имеются 12 чемпионатов ведущих футбольных держав, но, увы,
но Россия в этом списке отсутствует. Утешает лишь процесс создания
собственных чемпионатов, который настолько прост и удобен, что любой
турнир можно создать быстро и без проблем.
Мозги
Искусственный интеллект (AI) компьютерных футболистов сделан значительно
удачнее, чем мы можем найти в любом известном симуляторе, а особенно —
FIFA. Причем это не значит, что AI у FIFA никуда не годится. Просто в Total Soccer создатели подошли к компьютерным мозгам с другой
стороны. Если в играх EASports упор сделан, в первую очередь, на
индивидуальные действия футболистов, то в 'тотальном футболе' против вас
будет играть вся команда, активно действующая без мяча: игроки компьютера
умеют открываться, прессинговать, перекрывать направления возможных
ходов, т.е. все как в жизни. Командная игра, тем не менее, не помешает
машине периодически совершать весьма опасные индивидуальные проходы.
Очень успешно реализован отбор мяча в подкате. Не секрет, что в реальном
футболе подкат можно выполнять, только очень хорошо представляя его
последствия (неудачное исполнение практически всегда приводит к
серьезному обострению ситуации у ваших ворот). А вот во всех последних
версиях FIFA подкат подается как универсальный прием, позволяющий
отобрать мяч почти в любой ситуации. В Total Soccer подкаты весьма
более приближены к реальности, и вы наверняка получите массу
неприятностей, используя этот прием слишком часто.
Мультиплеер и менеджмент
Ни того, ни другого в игре не предусмотрено. Точнее, весь мультиплеер
заключается в игре 2х человек на одном компьютере (выбрать можно из 2х
клавиатурных раскладок или 2х джойстиков). Отсутствие модемных и сетевых
игр разработчики объяснили тем, что существующие телефонные линии не
могут обеспечить достаточной скорости передачи информации, а сетевая игра
присутствует в долговременных перспективах. Короче, не в этой жизни. Нет
в игре и менеджерских функций (трансферы, календари etc). Не очень
здорово, конечно, но при наличии прочих плюсов на это можно закрыть
глаза.
Мультимедия
Эта часть игры, в принципе, не требует продолжительных комментариев. Как
уже было сказано, мультимедийное содержание выполнено до безобразия
лаконично. В игре присутствует всего лишь один саундтрек, длящийся около
2,5 минут. Особой музыкальности он в себе не содержит — по сути дела, это
типично трекерная композиция, построенная на базе вечно живого
'уца-уца-уца-уца'. Все остальное звуковое наполнение состоит из 15 файлов
в формате WAV и занимает не более одного мегабайта. праведливости ради
отмечу, что все необходимые футбольные звуки (судейские свистки, звуки
трибун и т.п.) в игре присутствуют и используются вполне к месту.
Замечательное впечатление произвел радар — обязательный аттрибут любого
сегодняшнего симулятора. Реализация этого нехитрого приспособления
сделана на высочайшем уровне: им очень удобно пользоваться, а дизайн
настолько удобен, что абсолютно не отвлекает от игры.
Глюки
Как ни печально, ни одна серьезная игра не может существовать без
заметных глюков. Таков и Total Soccer 2000. Начну с того, что еще
хуже глюков — с недоделок. Так, например, разработчики 'забыли' про
оффсайд. За все время, проведенное за игрой, мне так ни разу и не удалось
увидеть боковых судей в деле. Я ни разу не попал во 'вне игры', не
удалось это сделать и компьютеру. Ни в настройках, ни в HELP'е про
оффсайды ни слова — чудеса, да и только! Впрочем, командная игра
поставлена настолько уверенно, что необходимости в боковых арбитрах
вообще не возникает: игроки компьютера идеально избегают оффсайдных
ловушек, а игроки вашей команды всегда располагаются так, что любая
перепасовка обречена быть в стороне от положения 'вне игры'.
Но отсутствие оффсайдов — не единственная беда. Гиперреалистичность
контроля удара при выполнении стандартов имеет весьма нехорошую обратную
сторону: 'мозгов' компьютера явно не хватает. При любом уровне сложности
реализация пенальти крайне низка — реализуются всего 2-3 момента из
десяти. Ситуация со штрафными гораздо хуже: я еще ни разу не видел мячей,
забитых прямым ударом по воротам (речь идет о действиях AI). Можно
сказать, что стандарты — ахиллесова пята Total Soccer. Голевая
реализация компьютером угловых близка к 60% — противостоять им крайне
сложно. Что-то подобное наблюдается и при розыгрыше штрафных — комбинации
компьютера сложны и 'наиграны' так, что сохранение ваших ворот
превращается в сложнейшую задачу.
Разумеется, проблемы не обошли и судейство (вечная тема). Нет, нельзя
сказать, что арбитры плохи. Однако довольно часто я сталкивался с тем,
что судья свистел только в одну сторону, причем явно не в мою пользу.
Уровни сложности тоже сделаны не без перегибов. На самом сложном (super)
уровне реализация голевых моментов у AI составляет почти 100%, а защита
построена настолько мощно, что выигрывать на этом уровне почти
невозможно. Как минимум придется серьезно заняться футбольной тактикой
(при помощи, например, прилагающихся тактических схем).
Конечно, любую игру можно критиковать долго и уверенно. Поэтому я
завершаю обзор глюков. Хочу только сказать, что при всех своих
недоработках играбельность IRIDON'овской игры все равно остается
значительно выше среднего уровня.
Game Over
Медицинское заключение: Total Soccer 2000 — игра, сделанная
совершенно в другом ключе, нежели мы привыкли видеть традиционные
футбольные симуляторы. Налицо отличная играбельность, но немало и
отрицательных факторов. В целом симулятор вызывает ностальгию по тем
замечательным временам, когда игрушки были не особенно красивы, зато
очень оригинальны по своей сути. Пожалуй, я порекомендую TS2000
лицам со средней и тяжелой степенями компьютерно-футбольного фанатизма. В
качестве обезболивающего от ужасающей футбольной реальности.
374 Прочтений • [Рецензия на игру Total Soccer 2000] [21.04.2012] [Комментариев: 0]