Вы заметили, какая пошла мода у наших разработчиков? Да-да, именно мода!
Главные герои их игр взяты из… (ха-ха) анекдотов. Взгляните: ПиВИЧ, ПиВИЧ-2, теперь вот новый Штырлиц…
возможно, мы скоро узреем новые квесты в главной роли с Вовочкой и
Марь-Иванной или Пятачком с Винни-Пухом. Конечно, надо войти в
положение родных гейммейкеров, тяжело им сейчас… но ведь куда уж проще
— взять всем известного персонажа, сплести про него какую-нибудь
большую историю (ака приключение) и пустить в ход геймера — пусть,
мол, разбирает все головоломки да квесты. А параллельно с этим
нагородить побольше пошлых шуток да приколов, чтобы веселей игралось.
Системные требования
Pentium 90 8 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 133 16 Мб памяти
Многим людям нравятся подобные игры (увы, я к ним не отношусь). И даже не
за что-то конкретное, а просто, так сказать, по определению. Любят они
часами сидеть у монитора и "проходить", "проходить"... Я не стану
кого-либо обижать, а смиренно начну обозрение игры так, как она есть. Вам
тогда и решать — играть в нее или нет.
Заранее хочу предупредить: если вы все-таки купите игру и, к своему
удивлению, не встретите в ней настоящего Штирлица, Гитлера или прочих
вымышленных или реально существовавших лиц... звиняйте. В связи с этим
все любители истории могут смело идти в ближайший видеокиоск и купить там
настоящие "17 мгновений весны" (дабы подтвердить качество оригинала). И
не спрашивайте почему. Просто игра содержит один только вымысел про
Штирлица. Он кстати (Штырлиц, то бишь) — это не великий советский
разведчик и не выдающийся шпион. Он, как мне показалось, — герой, герой
народных анекдотов про разведчика, шпиона и вообще всем известного майора
Исаева.
Остросюжет
Итак, для начала, история. 1945-й год (не спрашивайте, как я определил),
Вторая Мировая подходит к логическому завершению. Германия проводит свои
завершающие стратегические маневры, продолжая отдавать завоеванные
территории. Кругом одна разруха. Вермахт уже понимает, что война
проиграна, и сейчас важно отступить так, чтобы потерять как можно меньше
и войск, и ресурсов. Именно поэтому Фюрер принял решение спасти еще не
захваченный большевиками золотой запас своей страны. Но, вывози он его
золотыми слитками, его бы тотчас отследили, и ценный груз попал бы далеко
не в нужные руки. Поэтому была придумана уловка — вывозить золото не
переплавленными слитками, а бюстами великого немецко-фашистского вождя.
Гениально! Кому нужны бюсты проигравшего Адольфа? Да, собственно, никому,
разве что подозрительной и всевидящей Советской разведке, которая-таки
разузнала о тайном плане Немецкой Верхушки. Реакция была молниеносная и
не по-детски решающая: выслать в тыл врага лучшего агента с кодовым
именем Штырлиц с целью доставки одного экземпляра бюста в офис
Госбезопасности. Для чего? Почему и откуда? Так ли все на самом деле? Все
это новорожденный ариец узнает от врага и… своих связных.
Это НАШ юмор!
Если дать поиграть в эту игру (заранее переведенную на нужный язык)
гражданину какой-нибудь, другой, уважающей себя страны, то, скорее всего,
он вас не поймет. Более того, я даже уверен, что он не проиграет в нее и
десяти минут, просто не сумеет. Спросите почему? Ха! Да потому что Штырлиц — игра национальная, сделанная "нашими" исключительно для
наших (или для близких славянских народностей). Юмор у нее наш,
православный, местами постсоветский. Даже, можно сказать, чисто бытовой,
основанный и на рекламе из телевизора, и на дедушкиных сказках, и на
простом русском менталитете. Даже компьютерная современщина (Маздаи, Билы
Гейтсы, знаете ли), и та оставила свой тяжелый след на игре. Именно по
этой причине у тебя, дорогой читатель, должно возникнуть чувство гордости
(или патриотизма, в широком смысле) за свою страну. А ну-ка, ответь? Не
ты ли увлеченно играл в ПиВИЧа? А во вторую часть? Не ты ли искал
солюшены и спрашивал своих друзей, как пройти очередной уровень? Во-от,
тебе же понравилось! И правильно, теперь в твоих новых начинаниях тебя
поддержит Герр Штырлиц.
Об игре
В целом, вам все уже давно должно быть знакомо. Во-первых, привычный
квестовый интерфейс — две кнопки мыши и панелька инвентаря делают свое
дело, помогая заниматься самим процессом. Все равно, болтаться ли по
карте туда-сюда, искать и взаимодействовать ли с предметами или, конечно
же, вступать в многочисленные диалоги с NPC. Кроме того, очень важными
(хотя на первый взгляд так и не кажется) являются коротенькие закадровые
комментарии (подобно киношной «информации к размышлению»). Во-вторых, не
менее важны и сами локации, дающие либо нужный предмет, либо человека,
либо и то, и другое сразу. Их тематику можно легко сравнить с ПиВИЧевской. Кабинеты докторов, бани, разнообразные пивные, парки,
паровозы и поезда, леса и полянки. Есть и многочисленные животные… аисты,
кошки, жучки да мыши. Это все здорово разнообразит игру и вносит в нее
какую-то... живость повседневности, что ли. Аналогично разнообразны и
персонажи, с которыми контактирует наш офицер. Будь они совершенно любых
пристрастий, классов, религий, полов и ориентаций — Штырлиц найдет с ними
общий язык и практически со всеми сумеет (не без вашей помощи,
естественно) договориться.
А так…
Ходим себе, обнаруживаем и используем по назначению всевозможные
предметы, болтаем с персонажами и смеемся над нашим пошлым и тупым до
безумия героем. Нет, в какой-то степени он умен и очень даже
изобретателен, но… вся его фантазия ограничивается узким бытовым "Хай
Хитлер", пИсаньем на стены, выпиванием десятков бутылок водки и
надуванием столь небходимой резиновой радистки Кэт. Хотя это уже детали.
Время от времени применяем инвентарные предметы и следуем логике
разведчика. Кстати, о ней. Чтобы понять эту самую логику большинства
"головоломок", встающих перед Штырлицом, достаточно всего лишь
представить себя (точнее, часть себя) на месте этого героя анекдотов и
подумать так, как подумали бы вы на месте ходячего анекдота. После этого
любые вопросы отпадут сами собой.
Как и любой другой квест, Штырлиц состоит из уровней (в количестве
семи), каждый из которых поделен на несколько локаций. Лично мне больше
понравились первые два, потому что только в них было что-то
Штырлицко-неповторимое. Дальше все стало ясно, и игра надолго не
затянулась.
Ресурсы
Забавно... будто бы игра, стыдясь своих огрехов, пошлостей и недостатков,
скрывается от глаз пользователя. В прямом смысле — у нее нет инсталляции,
а все сохранялки помещаются в специально отведенный каталог совсем
небольшого размера.
О графике можно сказать, что она полностью мультяшная. Мультики себе и
мультики, не круто, но и не полный отстой. Правда, для нормальной работы
вам придется (кому как — мне, например, пришлось) установить DirectX
Media, тот самый, что есть на CD вместе с игрой (и тот, что в свое время
попортил кровь Redguard'у).
О звуке. Его слышно и он вполне гармонично дополняет окружающую игровую
обстановку. Какая-нибудь фоновая музыка или речь персонажа соответствуют
происходящему и никаких нареканий не вызывают.