Да, что ни говори, но светлое 3D-будущее все смелее и смелее наступает
нам на пятки. Многие уже давно забыли, что такое двумерность, по уши
погрузившись в кубический мир трехмерной реальности. Практически отошли в
прошлое и "плоские" стратегии, не говоря уже о FPS...
Системные требования
Pentium 166 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 64 Мб
Так, поплакав немного и утерев ностальгические слезы, в которых
отражались всевозможные Warcraft’ы, Starcraft’ы, а заодно и Dune 2, я понес на помойку запылившиеся компакты, решив по пути
зайти на рынок за "свежачком". Не найдя того, что мне было нужно, я
поддался уговорам одного продавца и взял себе Tzar. Абсолютно не
собираясь тратить на эту игру в будущем более 5-ти минут в день, ваш
покорный слуга смиренно топал в направлении своего дома, даже не
подозревая, что назойливый двухмерный мир будет притягивать его еще
неопределенно-долгое время, будет отвлекать от работы и не давать спать
по ночам, заставляя, как и в далекие времена Warcraft’омании,
строить в голове коварные планы истребления несносного врага...
Мексика и Венесуэла foreva!
Ну, не дает покоя сценаристам (теперь уже не только латиноамериканским,
но и братьям-славянам) тема тайны рождения. Вот и в Tzar весь
сюжет завязан именно на такой кисельно-молочной родственной связи. В
общем, жил был один никому не известный крестьянин. Растил капусту, рубил
деревья дедовским топором, пинал заблудших собак и по пятницам, как
водится, гудел на всю катушку. Но в какой-то момент выяснилось, что мама
и папа, у которых он все это время сидел на шее, вовсе не его родители.
Родные же его были вовсе даже и царской крови. А папаня в свое время
правил целым королевством и был жестоко замучен злобными сарацинами. И
теперь на плечи неокрепшего юнца легла ма-ахонькая такая задача —
восстановить разрушенную империю (поддержка простолюдинов и рати
гарантируется!). Что же, ничего не поделаешь — надо так надо ("Рондо —
для супербизонов"). И отправился юнец на битву нелегкую супротив
проклятых язычников.
Вот такой бесхитростный сюжет, очень сильно напоминающий сериалы про
Простомарию и Моюочереднуюмаму, где инцест распространен не хуже насморка
и половина страны друг другу родственники, причем самые близкие. Ну и Бог
с ним, с сюжетом. Не хочется тратить время на его подробное толкование,
ибо ничего особенного в нем нет, да и о самой игре есть что сказать и
очень даже много...
Не перевелись еще Художники
Начнем, как всегда, с графики. При вопросе "Ну, как там графика?" я
почтительно развожу руки и тридцать три раза "ку". Выше всяких похвал! Baldur's Gate помните еще? Красиво было? Так вот, в Tzar
все еще красивее на целый порядок. Мало того, что заставки между уровнями
просто могут смело выставляться на конкурс красоты, так еще и сама игра
сверкает всеми красками, какие только можно найти в палитре, и какими
насыщенными! Да-а, давно мой глаз не радовался такому количеству цветов.
Чудесно прорисованные юниты к тому же еще очень неплохо анимированы, так
что можно даже разглядеть бляхи на ремнях и прочие приятные мелочи.
Здания не только не уступают юнитам, но и превосходят их по детализации.
Посмотрите хотя бы на mage tower у европейцев — красотища какая! В общем,
это надо видеть. Первые несколько минут мой вид наверняка здорово
напоминал заплутавшего ежика в тумане — я просто смотрел на всю
вышеописанную красоту и наблюдал, как двигаются человечки, летают птицы,
меняются погодные условия и день с ночью, подергивается рябь на воде,
пасутся коровы. Вон старый волшебник прижимает руку к пояснице, как будто
у него радикулит, а чуть поодаль труженики-крестьяне машут кирками и доят
коров. Рыбные траулеры ставят в заводях сети, в которых копошится рыба,
закрываются и открываются ворота замков, катапульты стреляют медленно и
размеренно, так, что можно проследить каждое их движение... уф, устал...
и это еще далеко не все! Одним словом, оформление заслуживает высочайших
похвал, которые надо долго изобретать. Впрочем, великолепие будет
блистать и без всяких словоизлияний.
Строим дома, плодимся
Скажу сразу, что игру можно было бы смело назвать Warcraft 3 и не
ждать мифического трехмерного продолжения. Схожесть болгарского чуда со
всемирно известным шедевром прошлого буквально во всем: средневековые
здания, люди, орки, скелеты и прочее добро, несчастные крестьяне, не
знающие ни сна, ни отдыха, да и просто сама атмосфера игры. Однако в Tzar есть очень много мелочей, которые буквально притягивают за
уши к компьютеру.
Тем, кто любит стратегии и не раз играл в подобные игры, не составит
никакого труда освоиться в новом мире. Все те же привычные мельницы,
кузницы, бараки, верфи, церкви, магические башни и тому подобные
сооружения вкупе со всякими workshop’ами, хранилищами и тавернами.
Хранилище, например, выполняет роль приемного пункта для всех видов
сырья, и крестьянам совсем не обязательно тащить свою поклажу в замок. А
вот таверна вообще уникальное строение. Там можно не только обменять один
вид ресурсов на другой по совершенно грабительскому соотношению, но и
(внимание!) сыграть в кости на деньги и взять залог под проценты! Более
чем оригинально вводить в RTS такие игровые элементы (если вспомнить,
казино в Dungeon Keeper II выполняло похожую функцию — Прим.
ред.). А теперь представьте себе, что в Tzar три расы —
европейцы, арабы и азиаты — и у каждой свои строения со своими
возможностями. У европейцев это церковь, у азиатов — храм Шао-линь и так
далее с соответствующими отличиями. Архитектурный массив сравним разве
что только с Settlers.
Разнообразие юнитов тоже весьма неплохое. Каждая раса обладает 20
различными видами юнитов, включая корабли и катапульты, плюс еще один,
который можно выставить только в редакторе карт — Мессия. В зависимости
от расы отличаются и войска. У европейцев — привычные нашему взгляду
мечники, лучники и конница, у азиатов — самураи, ронины, конные самураи,
у арабов — сатрапы, воины джихада и даже ковер-самолет. Все замечательно
прорисованы и обладают своими характерными движениями. Наличествует также
и модная на сегодняшний день система роста юнитов по служебной лестнице,
то бишь набор опыта и повышение характеристик с каждым уровнем. Начальные
8 уровней можно набрать на... чучеле (да, да, и такое чудо природы тоже
есть!), а потом уже только в реальном бою (и это тоже напоминает DKII — Прим. ред.).
Говорить про апгрейды нет смысла, потому что их много. Проапгрейдить и
исследовать можно все, начиная от брони и атаки и заканчивая игрой в
кости и возможностью найма героев. В зависимости от того, что и как вы
будете улучшать, и определится ваш дальнейший путь развития. То ли
агрессия станет вашим основным орудием, то ли экономика и мирное
существование в Greenpeace. Соответственно и тактика игры при этом тоже
изменится. Компьютеру же изначально задается разновидность AI, который и
определяет его тактику развития и поведения.
Искусственный интеллект... ммм... тоже интеллект
Вообще-то, AI — самая слабая часть игры, но очень веселая. Самые
интеллектуальные создания здесь — крестьяне. Например, стоит кучка
работников. Достаточно одному из них указать, что делать, и все остальные
последуют его примеру. Если какая-то работа заканчивается, то крестьянин
часто приступает к другой автоматически. Иными словами, за рабочими уход
минимальный, и это приятно. А вот остальные юниты, мягко говоря, тупые.
Особенно это видно при войне с компьютерным противником. Весь интеллект
заключается в невозможно огромном числе юнитов, производимых железякой.
10-15 бараков на базе — обычное дело для него. Правда, наделив нашего
соперника таким потрясающим свойством, разработчики оставили большую дыру
в его «голове» в виде совершенно небезразличного отношения к
закладывающимся для постройки зданиям. Иначе как объяснить то, что
половину войска можно выманить, просто начав строить что-нибудь недалеко
от вражьей базы? Достаточно поставить несколько сторожевых башен
поблизости от врага, отойти немного поближе к нему и заложить для
постройки хотя бы что-нибудь, как тут же к вам понесутся толпы мечников,
лучников, копейщиков и прочей дряни, пытаясь разрушить еще не окрепшее
здание. Видимо, такая черта характера AI обусловлена повышенным
количеством НР зданий в отличие от других стратегий. Эх, жаль, нет
статистики после каждого уровня. Просто любопытно посмотреть, сколько
гадских войск гибнет за уровень из-за такого бага. В остальном же ИИ не
выше, чем у трехмесячной крыски и вряд ли отличается от того же Warcraft’а. Лишь разнообразие миссий и просто живой интерес,
который вызывает игра, спасают от желания отложить диск в сторону и
забыть про него раз и навсегда. AI, конечно, вещь хорошая, но не главная.
Лучше один раз увидеть...
Говорить про Tzar можно было бы еще очень и очень много и,
главное, долго. Игра хороша по многим параметрам и вполне могла бы стать
хитом, не меньшим, чем Warcraft, появись она пару лет назад.
Сейчас же, боюсь, многие не оценят ее из-за пресловутой двухмерности. А
жаль, посмотреть есть на что, да и послушать тоже, благо музыка и звуки в
игре не отстают от графики. Вот и сейчас я дописываю последние строки, а
в моем CD-ROM’е заканчивается последняя, совершенно замечательная и очень
грустная композиция из Tzar, исполненная в лучших традициях
"Героев" и "Князя". Да что говорить... Ведь Warcraft 3 еще не
вышел. Так что берите Tzar и играйте. Удовольствие гарантировано!
1146 Прочтений • [Рецензия на игру Tzar: The Burden of the Crown] [21.04.2012] [Комментариев: 0]