Пожалуй, в ближайшее время нам стоит ожидать настоящего нашествия
экономических симуляторов и менеджеров — этот жанр явно сейчас в сильном
ударе. Но если отдельные его представители еще могут похвастаться
принципиальными наворотами в области графики (типа Airport Inc.),
пусть пока только на словах, то некоторые вообще наглым образом наводят
марафет на морщинистые лица и подаются к столу в качестве свежих блюд.
Хотя все это мы уже видели давным-давно, да еще и не один раз. Старички
неистребимы. Так что не удивляйтесь, если экосим Start-Up команды
Monte-Cristo Multimedia вызовет у вас стойкое дежа-вю. Мне он сильно
напомнил симулятор менеджера автомобильной компании Detroit на
пяти дискетах, за которым я славно проводил время на заре своей
геймерской юности...
Юному предпринимателю
Системные требования
Pentium 133 МГц 32 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 166 МГц 32 Мб памяти
С тех пор принцип ни на йоту не изменился: место действия
разворачивающегося спектакля — по-прежнему главный офис нашей компании.
Которая, кстати, может заниматься выпуском продукции трех видов:
мобильные видеофоны, консоли и телевизоры. Каждый вид, помимо своей
индивидуальности, обладает еще несколькими качествами. Например, в одной
точке земного шара люди больше любят болтать по телефону, а в другой —
играть на приставке. Весь рынок разбит, по идее, на континентальные
сектора, но на практике оказывается, что, в частности, Европа — это
только государства Европейского Союза, а Россия вообще попала в число
стран, рядом с которыми стоит гнусное «emerged market». Далеко нам,
видать, до консольных телефонов и приставочных мобильников. Впрочем, мы
здесь не межнациональную вражду собрались разжигать, посему переходим
непосредственно к бизнесу.
Итак, офис — наиболее часто посещаемая игровая локация, где игрок
выполняет главный квест. Загребание денег, разумеется. Отсюда, как можно
догадаться, невидимыми нитями расползаются по цехам и департаментам наши
приказы и установки. Сущность управления довольно проста: наводишь мышкой
на более-менее крупный объект в личном кабинете, и он недвусмысленно
оживает, предлагая подробную информацию по какой-нибудь области.
Например, карта дает представление о развитии рынков в других странах,
бумаги на столе — игровое меню, и так далее. Правда, выбор в средствах
достижения главной цели — установления монополии во всем мире — чуток
поменьше, чем в том же Detroit. Пожалуй, я даже могу сказать, что
весь интерес здесь зиждется всего лишь на двух китах. И первый из них —
возможность самолично собрать то чудо техники, что потом должно принести
нам кругленькую сумму. На первых порах, конечно, мало что понятно,
поэтому стоит довериться компьютеру, предлагающему стандартные модели
разрабатываемой техники. Врубившись наконец, в чем же прелесть
какого-нибудь цифрового дисплея и навороченных батареек (Дюраселл
отдыхает), можно попробовать сконструировать что-то свое из разработанных
компонентов (конечно, придется привлечь научный отдел). Кто-то уже
подсчитал, что всего в игре реально создать порядка трех тысяч
разнообразных моделей. На мониторе услужливо покажут, во сколько
звездочек влетит качество нового продукта, его, так сказать крутость; в
общем, ничего принципиально сложного, просто несколько запутанно.
Еще одно интересное занятие — планирование бюджета. Найденный на дальней
полке учебник по экономике помог доказать следующую вещь: если как
следует посидеть над цифрами и вывести кривые спроса и предложения в
соответствии с данными игрового рынка — абсолютно верный проект бюджета и
хорошая прибыль гарантируются. Скучно, зато точно знаешь, что
разработчики кое-как соображают в тематике своей игре. Ну и еще не
советую забывать о конкурентах, которые, как и в большинстве подобного
рода игр, интеллекта не имеют вообще, и гнут свою линию в соответствии с
заданным уровнем сложности. На самом легком у нас полно денег, а
противники просыпаются к моменту, когда делить под солнцем уже нечего —
сплошная тень. На самом сложном финансы обнуляются с ужасающей скоростью,
а соперники — сплошные индустриальные Биллы Гейтсы. Местами процесс
«соревнования» несколько разнообразит возможность приземленного общения с
конкурентами путем электронной почты (они присылают предложения, а мы на
них отвечаем). Но доля «железных» мозгов здесь крайне примитивна, и после
пары-тройки попыток прямолинейная политика компьютера уже не вызывает
никаких сложностей. И если бы не второй кит, игру можно было бы уже давно
выкинуть...
Человеческий фактор
Интересно, что это за дверь в нашем офисе? Прямо как тайник в каморке
Папы Карло. Сейчас заглянем... Вы заинтригованы? Не волнуйтесь, это всего
лишь новый путь решения проблемы кадров. Что было раньше? Раньше они,
кадры, были всего лишь именами в соответствующей строке, а иногда и
вообще — сухими цифрами. В целом, так оно, наверное, и должно быть в мире
денежных мешков, где клерк — это не человек, а рабочая единица. Но
«монтекристовцы» все-таки, пожалуй, более романтики, чем реалисты. Так
что Start-Up получился не просто экономическим симулятором, а
экономическим симулятором с ролевым элементом. Последний особенно
проявляет себя, когда видишь, что рабочая сила хаотично бродит по
корпусу, перекусывает в перерыве, отчаянно стучит по клавиатуре за
рабочим компьютером. У каждого работника есть основной параметр, процент
его основного умения, примитивное фото и даже мораль. Пусть все это
довольно быстро надоест, но на первых порах «хождение в народ» через
вышеупомянутую дверцу здорово занимает.
Да, ко всему прочему, здесь очень большой выбор профессий. Связано это с
четырехуровневым зданием нашей компании. На каждом из них народ
занимается какой-то определенной операцией (на одном — разработка
рекламы, на другом — тестирование готовящихся к выпуску моделей), и в
пределах корпуса мы имеем право расширять производственную площадь,
приобретая новое оборудование. В его число, кстати, входят и такие милые
вещи, как, к примеру, бар местного масштаба. А что вы хотите, кадры тоже
иногда питаются, и если у них вместо пункта «сытость» стоит «мораль», это
еще ничего не значит...
Приятные детали или неприятное резюме
Или, если выражаться совсем точно, деталь. Нет, не звук. И не графика.
Она здесь как раз особой роли и не играет, так, местами вкрапляется, но
не настолько, чтобы по ней можно было судить об игре. Меня больше всего
порадовали бэкграунды. Какие-то они легкие получились, радующие глаз,
подобно задникам с фрагментами матчей в CM 99/00. Быть может, это
сугубо личностное восприятие. Да, сейчас народ сразу завопит, мол, автор
совсем сбрендил, по какой-то мелочевке мнение свое составляет...
<пошло резюме>
Все это не так. Глобальный обзор игры неутешителен: в ней нет изюминки.
Все упрощено, примитивно, кое-где нудно. Создатели, при всем желании
сделать полноценный экономический сим, не смогли переплюнуть по
играбельности даже тот самый Detroit (кажется, 6-летней давности). Start-Up получился одноразовой игрой, подходящей разве что для
подготовки к экзамену по соответствующей дисциплине. И это при наличии
некоторых успешных фич... Увы, золотую середину между интересностью и
профессионализмом (читай: качеством) в Monte-Cristo не нашли.
856 Прочтений • [Рецензия на игру Start-Up] [21.04.2012] [Комментариев: 0]