Приходилось ли вам играть в старинную русскую игру под названием лапта?
Думаю, что нет. А вот мне довелось в детстве принять участие в матче
"Деповцы против Зареченских". Происходил он в небольшом провинциальном
городке, на пустыре за Мехзаводом. Сейчас я уже точно не помню, за кого
именно играл, да и чем закончился матч, но вот сама игра крепко врезалась
в память.
Системные требования
Pentium 166 32 Mб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 200 32 Mб памяти 3D-ускоритель
Посредине поля был нарисован большой прямоугольник, вдоль меньших сторон
которого находились так называемые "загоны". Вокруг прямоугольника по
какой-то неведомой мне, но наверняка весьма хитроумной схеме, были
расставлены игроки атакующей команды. Обороняющаяся команда,
соответственно, стояла в одном из загонов, кроме одного игрока,
находившегося в противоположном загоне. Этот, вооруженный битой, товарищ
должен был отбивать мяч, который бросал в него один из игроков
противника. Если ему это удавалось, то вся команда бежала из своего
загона в противоположную сторону, а игроки атакующей команды тем временем
старались поймать мяч и попасть им в какого-либо бегущего противника.
Тонкостей подсчета очков я не знаю, да и вообще, было там много всяких
правил, в которые по своей молодости (а было мне тогда лет шесть-семь) я
не вникал. Но игра проходила необычайно весело, азартно, со всякими
хитростями.
Прошло много лет, и вот, находясь, скажем так, с дружественным визитом в
одной азиатской стране, увидел я отборочный матч Чемпионата Мира по
крикету, в котором тут же признал в нем ту самую игру из далекого
детства. Нет, многое в ней было не так, — бегали всего два человека из
обороняющейся команды, в загонах стояли небольшие воротца из деревянных
палочек, которые атакующие стремились сбить и т.д., — но сам принцип
"бей-беги", как ни странно, сохранился.
Правила эксплуатации
Я вовсе не утверждаю, что в незапамятные времена какой-то иноземный
путешественник вывез из России старинную забаву и внедрил ее в туманном
Альбионе. Ясно, что эти игры родились независимо друг от друга, скорее
всего, даже американский бейсбол, в котором основной принцип тот же,
появился отдельно от крикета. Все дело тут в простоте инвентаря для игры,
— небольшой резиновый мячик, деревянная бита и не очень большая ровная
площадка. Все это доступно в любом уголке мира, вот и получились у разных
народов похожие игры.
Во времена моего детства литые резиновые мячи продавали старьевщики,
ходившие по дворам (между прочим, перед началом того достопамятного матча
обе команды дружно рылись во всех окрестных помойках в поисках алюминия,
которого нужно было набрать килограмм десять). Кожаные же футбольные мячи
были вещью почти экзотической. Именно поэтому, когда у старьевщиков
появился этот дефицитный товар, лапту быстро вытеснил футбол. А вот
англичане, по причине своей всем известной консервативности, умудрились
сохранить интерес к крикету. Так что же это за игра?
Поле представляет собой овал с размерами 90Х150 метров, в центре которого
рисуется прямоугольник с длинной стороной около восьми метров. Рядом с
короткими сторонами стоят воротца из трех вертикальных планок, а на них
свободно лежит горизонтальная. Два игрока обороняющейся команды (striker
и non-striker), вооруженные битами, стоят возле этих ворот (они
называются wicket). За спиной страйкера находится игрок атакующей
команды, ловящий пропущенные им мячи (wicket keeper, вратарь, по-нашему).
Еще один атакующий игрок (bowler) бросает эти мячи с противоположной
стороны прямоугольника (из-за спины нон-страйкера). Остальные девять
игроков располагаются в произвольном порядке по полю и ловят отбитые
страйкером мячи.
Задачей атакующей команды является набор как можно больше пробежек (runs)
до того, как противник "выбьет" обоих игроков. Пробежка засчитывается,
когда страйкер и нон-страйкер меняются местами (то есть оба перебегают со
своей стороны прямоугольника на противоположную). Бежать можно только
после того, как отбитый страйкером мяч коснется земли, и до тех пор, пока
не появится опасность взятия ворот одним из полевых игроков (об этом
ниже).
Как вы понимаете, можно набрать несколько пробежек как после одного
удара, так и не двигаясь с места. Если после удара страйкера мяч покидает
пределы поля, то засчитываются сразу четыре пробежки, а уж если весь путь
он при этом проделал по воздуху, то целых шесть.
Выбить страйкера или нон-страйкера реально несколькими путями. Простейший
— поймать отбитый им мяч до того, как он коснется земли. Все остальные
варианты связаны с разрушением ворот (страйкер не смог отбить мяч, и он
попал в ворота; страйкер или нон-страйкер сами задели ворота; полевой
игрок сбил мячом ворота, когда хотя бы один из обороняющихся игроков
находился вне своей зоны и т.д.). Есть и еще кое-какие случаи, но они
встречаются редко.
Вообще-то, правила крикета представляют собой брошюру в двадцать страниц
убористого текста, так что, вы уж простите, я не буду их тут все
излагать. Есть желание создать дворовую крикетную команду и вызвать на
бой соседний двор, — посетите один из посвященных этой игре сайтов...
хотя бы www.cricinfo365.com, там можно найти
любую информацию.
Крикет на экране
А вот теперь, когда вы имеете представление о тонкостях игры в крикет,
пора, наконец, рассказать и о ее компьютерном варианте. В Cricket
2000 за бортом оставлены все национальные чемпионаты и представлен
только Кубок Мира. Участие в нем принимают двенадцать стран Британского
Содружества (перечислять их не буду, сами приблизительно представляете,
какие именно). При выборе страны, за которую вы будете играть, нужно
руководствоваться не только национальными предпочтениями. Каждая из
команд имеет свои сильные и слабые стороны (правда, характеристики
представлены в виде цветных полосок, без каких-либо цифр, так что
сравнивать их между собой довольно трудно).
Кстати, выбор может затрагивать и несколько коллективов, поэтому при
желании есть смысл играть в большой компании (хотя я сомневаюсь, что
кому-нибудь удастся найти дюжину любителей этого вида спорта). Режимов
игры всего три, — товарищеский матч, собственно кубок и суперкубок. Есть
еще тренировка, но она не очень интересна, лучше осваивать тонкости прямо
в процессе товарищеского матча.
Надо сказать, что особых тонкостей и нет. И в защите, и в нападении вы
руководите всего одним игроком, страйкером или боулером. В первом
варианте достаточно выбрать место расположения игрока и вовремя нажать
клавишу, — страйкер сам попытается отбить мяч (надо сказать, в
большинстве случаев ему это удается). Что касается атаки, то здесь вы
определяете точку, в которую игрок бросает мяч (броски выполняются обычно
с отскоком от земли), и выбираете длину и траекторию его разбега. В атаке
можно так же определять расстановку всей команды по полю и определять
тактику.
Конечно, есть и еще некоторое количество опций (при игре с клавиатуры
можно задействовать до шестнадцати клавиш), но это все для
профессионалов. Любителю же хватит всего двух кнопок мыши и клавиши
"Пробел", с помощью которой осуществляется "вырезание" всяких неигровых
моментов, переход игроков от точки к точке, переброс мячей и т.д. Между
прочим, это здорово ускоряет процесс (реальные матчи могут длиться сутки
и более, с перерывами на еду и сон).
К сожалению, начисто отсутствуют столь любимые многими опции покупки и
продажи игроков, их тренировка и тому подобные мелочи. В командном плане
разрешено лишь определять стартовый состав перед матчем, назначать
страйкеров и нон-страйкеров и менять время от времени боулеров (после
каждых шести бросков). Зато есть режим автоматической игры, в котором
вообще никем не нужно руководить, просто любуясь на красивое действо.
Плюсы и минусы
Вообще все сделано достаточно красиво, в лучших традициях EA Sports. Разглядывать
зрителей я не пытался, но вот фигуры игроков и судей нарисованы красиво,
движения плавные и, если можно так выразиться, убедительные. "Поле боя"
тоже изображено на уровне, со всякими графическими наворотами. Но есть и
некоторые плюхи. Так, например, однажды боулер на моих глазах прошел
через ворота, не повредив их. Не успел я удивиться, как он, не
останавливаясь, точно так же просочился через нон-страйкера, а потом и
через судью. Впрочем, это было как раз во время одного из неигровых
моментов, которые устраняются нажатием клавиши "Пробел".
Погодные условия в игре не обнаружились. Ни ветра, ни дождя со снегом, ни
всего прочего. Возможно, все крикетные матчи проводятся только при
хорошей погоде, но как-то все это не очень повышает интерес к игре. В
качестве компенсирующего фактора можно назвать вполне приличный звук —
трибуны шумят, судья что-то указывает, комментатор за кадром тоже не
молчит.
Мнение
Других симуляторов крикета я не видел, поэтому сравнивать игру не с чем,
разве что с симулятором бейсбола (все-таки родственники). Сравнение на
пользу крикету точно не пойдет, — в любом бейсболе представлена обширная
база данных по игрокам и командам, присутствует масса тренировочных и
менеджерских опций, а тут ничего этого нет. Да и исполнение в последних
бейсбольных симуляторах получше, применяется снятое с живых игроков видео
и другие примочки. Разработчики крикета явно слегка расслабились, зная,
что фанатов у этого вида спорта меньше, чем у бейсбола, и они отнюдь не
так привередливы.
Но, несмотря на все это, вот моя рекомендация, — если подвернется вам
этот самый Cricket 2000, погоняйте его обязательно. Получите
кое-какое удовольствие, а заодно и приобретете массу полезных сведений.
По крайней мере, читая в литературе описание крикетного матча (хотя бы у
Диккенса в "Посмертных записках Пиквикского клуба"), вы поймете, о чем,
собственно говоря, идет речь.
494 Прочтений • [Рецензия на игру Cricket 2000] [21.04.2012] [Комментариев: 0]