Немало на нашей грешной земле людей, не отказавшихся бы хоть немного
побыть Богом, ну или божком, скажем так, локального плана. Хорошо еще,
что есть компьютер и так называемые "симуляторы бога", которые позволяют
эти желания удовлетворить, не вынуждая страждущего строить Третий Рейх и
пытаться реализовать мечты в реальном мире. Кто хочет побыть в шкуре
Ареса, бога войны, садится за C&C или, скажем, Warcraft. Человек с более широкими представлениями о функциях
Всевышнего играет в Civilization и строит там свои империи,
повелевая миллионами людей, а не какой-нибудь жалкой горсткой гоблинов.
Легко может возникнуть вопрос: как же тогда быть такой группе людей,
которая носит название "футбольные болельщики", группе далеко не
маленькой? Так ведь для них тоже есть свои "god sims", официально
именуемые футбольными менеджерами. Только они могут позволить обычному
фанату взять бразды правления любимым клубом в свои руки и добиться с ним
немыслимых высот. Только в них чемпионом Англии может стать какой-нибудь
Форест Грин из конференции, а победителем Лиги Чемпионов — Атлетико
Мадрид Б (дубль простого Атлетико), который еще пару лет назад прозябал
во втором дивизионе испанского чемпионата. Сегодня мы обсуждаем UEFA
Manager 2000 — одну из последних новинок жанра, появившихся на
игровом небосклоне.
Плоды трудоголизма. Играем?
Системные требования
Pentium 166 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 64 Мб Direct3D 6
Думается, именно принципом "чем больше, тем лучше" руководствовались
разработчики, создавая сей проект. Начнем с того, что здесь есть целых
три типа тренерской карьеры. Под номером раз стоит возможность взять под
свое мудрое руководство любой из вошедших в игру клубов. Как это
делается, собственно говоря, во всех нормальных футбольных менеджерах.
Второй тип — карьера. Мы выступаем в роли начинающего главного тренера
(парадоксально, но так оно и есть), причем поначалу работу можно найти
лишь в командах из самых низших дивизионов. По ходу работы с ними рейтинг
повышается, а следовательно, открываются пути в более перспективные
коллективы. Ну и третий тип игры — сценарии. Надо сказать, очень
оригинальная задумка, наверняка она скоро станет постоянным атрибутом
всех футбольных менеджеров. Сценарии в большинстве своем содержат
стандартные задания такого плана: команда устала от бездарных тренеров и
постоянных поражений; владельцы команды дают последний шанс, чтобы выйти
из конференции в третью лигу, и для этой цели предоставляют огромный
стартовый капитал... Впрочем, что тут еще придумаешь?
Плоды трудоголизма. Цифры.
Судя по всему, авторы решили впихнуть в свое творение буквально все
аспекты жизни футбольного клуба. Наряду с самой подготовкой команды нам
предстоит и расклеивать рекламу на стадионных щитах, специально для этого
предназначенных, и выбирать, какой брэнд будет висеть на груди или спине
наших игроков... Да что там рекламные щиты, придется даже указывать цену
стакана пива в баре при стадионе, при этом игроку выдается стоимость его
производства. Хоть экономику по игре учи. В принципе, финансовая часть
игры несколько усложнена — иногда просто забываешь выбрать, чью рекламу
будешь вешать на своем стадионе, а это приходится делать примерно раз в
квартал. Причем для команд низших дивизионов это чуть ли не единственный
способ выжить, так как стадион в 5000 мест приносит не такую уж и
солидную прибыль. С другой стороны, несколько облегченной выглядит
финансовая модель бюджета клуба. Все денежные активы всегда перед глазами
и объединены в одно целое, вследствие чего легко контролируются. Так что
нет такой опасности, которая встречалась в FA Premier League Football Manager 2000
(менеджере от EA Sports), когда трансферных денег на игрока вроде бы
хватает, а после покупки оказывается, что платить зарплату ему клуб не в
состоянии, приходится продавать. В UM 2000 главное — покупка, а
потом хоть трава не расти. Этот факт, несомненно, радует, но, на мой
взгляд, и немного снижает интерес игры — у клубов даже низших дивизионов
денег не так уж и мало, и они часто позволяют себе купить неплохого
игрока, которому впору играть на пару ступенек выше. Не забыта, конечно
же, возможность модернизировать родной стадион, черпая деньги опять же из
общего котла. Кстати, все финансовые аспекты жизни клуба выражены в
кондовых таблицах, так что учите экономику, друзья мои.
Плоды трудоголизма. Тренерский бизнес.
От финансовой стороны игры, в которой, я уверен, потонет не один новичок
в футбольных менеджерах, перейдем к тренерской работе. Начнем,
разумеется, с тренировки. При первом взгляде на ее реализацию бросает в
холодный пот. При втором, впрочем, тоже. Только на третий, уже отойдя от
шока, начинаешь осмысливать все детали тренировочного процесса. Видимо,
разработчики решили, что и здесь никаких ограничений быть не должно —
игроку дается право распределить весь тренировочный процесс, на всю
неделю! Это при том, что упражнений примерно два десятка, начиная от
тренировки пенальти и заканчивая индивидуальными занятиями. Из всех этих
типов занятий надо составить более или менее приличное расписание так,
чтобы отводилось место всем элементам командной игры. Кошмар, в общем.
Хорошо, что в игру встроен компьютерный помощник, который всегда готов
прийти на помощь: и команду построит "по дефолту", и расписание
тренировки составить поможет. Конечно, не одним лишь расписанием общих
занятий жив тренировочный процесс. Распределение индивидуальных занятий
отнимет у вас не меньше времени, чем общих. Один плохо головой играет,
другому надо удар подкачать. А ведь игроков-то у нас не три человека...
Итак, футболисты с высунутыми от усердия языками скачут по полю,
отрабатывают свободные удары и пенальти, а мы тем временем посмотрим на
виртуальный трансферный рынок. Тут фанатов ждет огромное разочарование.
Поскольку игра включает в себя возможность управления только клубами из
top leagues, то есть Англии, Франции, Голландии, Италии, Испании и
прочих, то и игроки из чемпионатов, которые не входят в число лидирующих,
для покупки недоступны. Точнее, они доступны, но выглядит эта доступность
по меньшей мере странно. Вот, к примеру, Ротор (в игре он называется
Волгоград)... Лучше, скажу я вам, на него и не смотреть. Оказывается, в
России есть только три фамилии: Пум, Зелинский и Иванов. В Спартаке,
Чорноморце (именно через "о") то же самое. В других командах дела обстоят
чуть получше, но имена игроков опять же не настоящие. Просто
"стилизованные" под страну. Сам же процесс покупки/продажи игроков ничем
принципиально не отличается от других игр жанра, разве что здесь за
каждого игрока приходится дико торговаться.
Плоды трудоголизма. Профессиональный взгляд.
Интересна специфика расстановки футболистов на поле и связанные с этим
детали. Снова ребята из Buball Systems показали, что они и лень — понятия
несовместимые. Чего здесь только нет... И расстановка игроков в атаке и в
обороне, и их позиции при подаче углового в свои и в чужие ворота, и
установка опеки защитников, и даже на сколько будут оттягиваться к своим
воротам нападающие в случае пробития свободного удара в сторону своих
ворот. В общем, при одном только виде этого великолепия возможностей
сразу же представляется магнитная доска с фишками, на которой тренер дает
предматчевую установку игрокам в реальном футболе, что-то яростно рисуя
на ней фломастером и передвигая фишки, как завзятый шашист.
Что касается самой игры... Я как-то даже устал говорить о
работоспособности девелоперов, но, видно, придется. На выбор имеется
сразу несколько типов проведения самого матча, начиная от полного
просмотра с графикой a-la FIFA и заканчивая мгновенной выдачей
результата. При этом есть промежуточные варианты, где на доске-поле будут
бегать игроки-фишки, пиная белую точку-мяч. По идее, последний наиболее
предпочтителен, так как видно все поле в целом, игра показана
схематически, а значит, сразу же выявляются ошибки тех или иных линий,
так что по ходу матча можно внести кое-какие изменения. Помимо основных
видов наблюдения за игрой можно просто читать комментарии (эдакий
онлайн-репортаж). Естественно, по ходу игры доступна вся необходимая
техническая информация о матче: процент владения мячом командами,
территориальное преимущество, степень усталости игрока, количество
голевых моментов и т.д.
Сбор урожая
Пройдя через сложнейший просмотр основных элементов рядового футбольного
менеджера мы, кажется, добрались до самого сокровенного аспекта —
интересности и играбельности. Ответственность за оценку просто огромна,
хотя бы потому, что вникать во все детали подобной игры надо, по меньшей
мере, несколько недель, а для вынесения абсолютного приговора балансу
игры вообще требуются месяцы. После нескольких дней углубления ощущения,
честно говоря, очень противоречивые. Прежде всего, огромное, я бы даже
сказал, чрезмерное, количество игровых деталей. Ведь из-за них новичку,
который только осваивает жанр, очень сложно будет "раскусить" игру.
Профессионалу же, наоборот, зарыться в самые дальние уголки тренерского
дела, — дополнительное удовольствие.
По сути дела, вердикт прост: ничего нового UEFA Manager 2000 жанру
не дал, лишь немного его разнообразил (а можно и нужно ли давать этому
жанру что-то революционно новое? — Прим. ред.). Да, добротно и
красиво. Но при всем при этом очередной претендент лишь равный среди
лучших, но ни в коем случае не лучший из лучших. Трудно сказать, какую
нишу найдет и займет игра при подавляющем доминировании различных
Championship и прочих manager'ов. Возможно, именно на нее положат глаз
те, кто только подумывает о "подключении" к начинающему быть модным
жанру, но еще не знает громких имен. Или на тех, кто неистово болел в
финале Лиге Чемпионов за Валенсию и сразу же после ее поражения побежал в
ночной город, врываясь в 24-часовые магазины с криком: "У вас есть хоть
какой-нибудь футбольный менеджер??? Я хочу сделать Валенсию чемпионом!!!"
Хорошо, что я болел за Реал...
529 Прочтений • [Рецензия на игру UEFA Manager 2000] [21.04.2012] [Комментариев: 0]