Экономические симуляторы — вещь крайне противоречивая. Как сделать так,
чтобы было одновременно интересно и реалистично? Ведь жизнь бизнесменов
образуют не только фуршеты, высшее общество и встречи с президентом по
поводу состояния экономики в стране. Это постоянный напряг, полный
неожиданностей. Причем неожиданностей скорее неприятных, чем продлевающих
жизнь. В жизни предпринимателя возможно все: неудачи в личной жизни, крах
финансовой империи, наконец, пуля киллера частенько подстерегает слишком
уж удачливых экономистов и просто бизнесменов. Но со стороны, как
правило, видна лишь, скажем так, позитивная сторона жизни толстосумов.
Все эти вечеринки на огромных океанских яхтах, самые безумные покупки и
т.д. Игра на бирже или вложение средств в дорогостоящие проекты
воспринимаются обывателями как романтика или, на худой конец,
самодурство. Поэтому немудрено, что процентов 90 обычных людей, которым
никогда даже не понюхать чек на сумму в миллион долларов, с удовольствием
попытались бы влезть в шкуру какого-нибудь Рокфеллера. Удовлетворить их
незатейливые потребности способен, как всегда, компьютер (ну, или
настольные игры, в гораздо меньшей степени). Вот и играет народ уже
десятилетие во всякие тикуны, да капитализмы с индастри джиантами.
Разумеется, во всех этих проектах к насущным потребностям геймера
разработчики подходили с разных сторон. Например, отличная для своего
времени графика в Transport Tycoon плюс неплохая экономическая
модель легко конкурировала с навороченным, но куда более неживым и
академичным Industry Giant. Неважно, в каких временных рамках
находятся вышеуказанные игры, неважно, чем приходится управлять в каждой
из них. Главное в том, что это борьба двух направлений: активной и
наглядной экономической стратегии с таблично-диаграммной, занудной, но
более «симуляторной» серьезной стратегией управления предприятием.
Системные требования
Pentium 133 16 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium 200 32 Мб
Последний проект Тревора Чана из Enlight Software, Virtual U, есть
ни что иное, как апофеоз второй модели экономических симуляторов. Выбрав
в качестве подопытного университет, автор таких игр, как Capitalism и обеих Seven Kingdoms, заставляет нас
погрузиться в море таблиц и графиков, что, по его мнению, и есть
нормальная жизнь нормального ректора нормального американского
университета.
Завяжи мне глаза
То, что Virtual U — серьезный симулятор, становится понятно с
первого взгляда. И то, что университет как экономическая модель был
выбран просто для разнообразия, — тоже. Доказать это легко. Всегда,
начиная игру, я сразу лезу в каталог, где содержатся сценарии (если они
есть, конечно). По их названиям и заданиям очень просто получить
представление, чего ожидать в процессе. Однако здешний «сценарный»
каталог поверг меня в небольшой шок. Вместо ожидаемых задачек типа
«сделай свой университет самым крутым» или, скажем, «повысь количество
студентов в два раза» я увидел «плати больше» и «лучше распределяй
деньги»... Ладно, распределять так распределять, платить так платить,
поехали дальше.
Выбрав тип учебного заведения, которым предстоит управлять (университет,
частный колледж и т.д.), а также количество факультетов, попадаем
непосредственно в. Не пугайтесь, перед нами всего лишь большое
пространство, усеянное домами. Графика на уровне пресловутого Transport Tycoon, причем безо всякого намека на какую-нибудь
анимацию. Просто застывшая картинка. Все домики, заметьте, олицетворяют
собой факультеты. Клик на один — появляется надпись, к примеру, “history
faculty”, клик второй раз — попадаешь прямиком в меню управления этим
факультетом. Впрочем, что это я все про графику да про графику, причем с
такими маловажными подробностями... К сожалению, дорогие читатели, больше
об этом компоненте говорить не придется, ибо в остальных областях
наблюдается полное его отсутствие. Единственное, что немного разбавляет
атмосферу замороженности (или отмороженности?), — это звуковые эффекты,
которые вдруг появляются при указании на то или иное здание. Стадион,
взрывающийся криками фанатов, которые плавно перетекают в вопль
«го-о-ол!!!!!!», вызывает ощущение спортивной бодрости. Правда, после
пятого раза все это хорошенько надоедает. Скучно.
Жажда — ничто. Престиж — все.
Надо полагать, пора перейти к нашим баранам, сиречь графикам с таблицами.
Однако прежде давайте расставим акценты. Что считается основным для
любого учебного заведения? Правильно, престиж и финансовое состояние. Как
раз к этому и необходимо стремиться всеми возможными способами. Тем более
что сразу же за указанием целей нашего богоугодного заведения на нас
обрушивается лавина... нет, не супер-призов, а цифр, которые после
детального рассмотрения оказываются источником доходов и причинами
расходов. И только после этого нам милостиво разрешают поруководить.
Недавно у нас была экскурсия в кабинет ректора МГУ И.Г. Петровского
(руководил с 1951 по 1973 гг.). Так вот, после рассказа о его жизни и
обзора его личной библиотеки экскурсовод заметила, что он с огромной
неохотой согласился на ректорскую должность. КАК Я ЕГО ПОНИМАЮ!!! После Virtual U никогда не стану ректором не то что МГУ, но даже любого
завалящего ВУЗа в каком-нибудь Муходранске. А все потому, что работа
ректора по Тревору Чану больше всего напоминает работу главбуха с
расширенными полномочиями. Вместо общения со студентами и сотрудниками,
вместо выяснения насущных проблем учреждения и выбивания денег из
правительства для их разрешения, нам предстоит возиться с какими-то
бегунками, решая, стоит ли прибавить 5% к бюджету местной футбольной
команды. А как насчет указа о количестве помещений для семинаров,
лекториев и просто классных комнат? Причем меняется это все с помощью
того же бегунка — как будто здания в университете резиновые, и лектории
на 200 человек спокойно, одним движением руки, превращаются в классы на
20. С другой стороны, это, наверное, рай для серьезного цифрофила.
Размеренно бежит время, все изменения производятся по ходу; можно
увеличить скорость течения жизни университета либо поставить ее на
паузу... Лафа. Кроме того, фанату экономических симуляторов наверняка
будет безумно интересно с самого начала распределить все аспекты жизни
вверенного ему учебного заведения, чтобы потом с удовольствием наблюдать
за его процветанием, время от времени делая какие-то незначительные
поправки.
Давайте разберемся
Собственно, вас, наверное, удивляет отсутствие непременной в таких
случаях статистики. Не торопитесь. Итак, как я уже говорил, имеется
университет, включающий от 8 до 12 факультетов. Причем факультеты здесь
самые разнообразные, от изящных искусств до математического с
биологическим. Естественно, всеми ими необходимо руководить, регулируя и
количество преподавателей, и количество студентов, и количество типов
аудиторий. Сами студенты делятся на четыре класса: совершеннолетние и
несовершеннолетние обоих полов. Это (не)совершеннолетие, кстати, тоже
придется регулировать. Однако самое ответственное занятие — это
распределение денег. Поле для экспериментов обширно. Можно, допустим,
одному факультету выделить усиленное финансирование, скажем, на
исследования, а другому — на повышение квалификации преподавателей. А то
и вовсе дать всем и на все, по максимуму. Но, поверьте, в этом случае ваш
университет быстро пойдет ко дну. И еще не стоит забывать, что для
укрепления нашей бдительности параллельно с нами работают еще несколько
университетов. Разумеется, основная задача — эффективно с ними
конкурировать. Степень успеха в соцсоревновании отражается в
ежеполугодных комментариях (в очковом эквиваленте) начальства, которые
поступают после каждого семестра, а также из сообщений, появляющихся по
ходу игры. Данные очки как раз и определяют престиж университета.
Само собой, не осталась в стороне и возможность строительства новых
зданий. Допустим, у экономического факультета дела пошли в гору, и
студенты уже не умещаются в предложенных апартаментах. Это не проблема —
были бы деньги. Возводим новое сооружение в стиле ампир и сажаем туда
тех, кто был вынужден ютиться в проходах между партами или сидел на
окрестных деревьях, слушая профессора. Что касается преподавателей, то
они тоже подвергнуты делению, почти стандартному, только в американской
интерпретации.
Резюме
Надеюсь, всем теперь стало ясно, что Virtual U — вещь заумная,
даже слишком. Игра, достойная быть рожденной гением Тревора Чана. Элитная
игра. Правда, сей ярлык наглядно предупреждает — не стоит приближаться к
ней тем, кто надеется обнаружить в процессе признаки жизни. Никак нет,
здесь понимают только язык голых цифр и строгих графиков. И это не
удивительно, ведь в разработке игры принимали непосредственное участие
несколько крупных американских университетов. Кстати, на официальном
сайте что-то говорится о возможных «дисках с моделированием образования
других стран». Если выйдет CD с симуляцией российского образования, я с
удовольствием его куплю. Руки, знаете ли, чешутся.
956 Прочтений • [Рецензия на игру Virtual U] [21.04.2012] [Комментариев: 0]