Рецензия на игру Odyssey: The Search for Ulysses, The
Лубок — довольно редкое явление в мире квестов, и уж тем более
непростительное, когда речь идет о квесте с подмигивающим портретом на
этикетке от Cryo. Конечно, мы не исключаем, что всякая "криогенная
адвенчура" в той или иной степени пропитана лубочностью, но все-таки
судить об этом неимоверно сложно. Да-да, мы не были в Версале
тысяча-восемьсот-с-бородкой-года и поэтому не можем адекватно реагировать
на памфлеты тамошнего Лафонтена (басни которого в царской России выходили
под псевдонимом Крылов ), или же ничтожно мало знаем о гибели древних городов и даже не можем правильно
прочувствовать стилистику уэллсовского "века
машин".
Системные требования
Pentium II 266 64 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium III 450 128 Мб Direct3D 7
Но вот уж насчет греческой мифологии — тут на драной козе не подъезжай,
потому как каждый ребенок в бывшей "самой читающей" знает, что Прометея
заклевали за безудержную тягу к огню, Атласа (подло) подставили под
вселенский небосвод, а любой мужловидный гость Церцеи так или иначе
превращается в свинью. Особенно резко лубочность выпирает во время
скитаний по Тартару, ближе к концу игры, когда мы наблюдаем странную
картину: на небольшом пятачке, на расстоянии что-то около двадцати метров
друг от друга одновременно отбывают наказание Прометей, Сизиф и Тантал,
удивленно переглядываясь и изредка вздыхая. Будь олимпийские боги
посмекалистей, они точно организовали бы временные экскурсии в подземное
царство для смертных: "Только сегодня на арене: бог, титан и просто
человек, самые известные греческие мученики, гордость и
достопримечательность Тартара!"
Мотивы
Тьфу. Но боги, к сожалению, не смекалисты. И какая же дьявольская обида,
какое же ощущение вселенского надувательства остается в голове после
"Одиссеи", когда вдруг выясняется, что владыка греческих морей, —
всего лишь пузатая квакающая жаба; когда видишь, что тот же Тантал не
только не стоит по горло в воде, а вольготно лежит в тени яблони,
балагурит и то и дело просит стаканчик чего-нибудь освежающего; когда
осознаешь, что ночью на улицах Трои царит полный "гоп-стоп" и ходят
женщины легкого поведения; и, наконец, когда после всех трудов становится
ясно, что Одиссей покидает Итаку, а попадает непременно в Житомир.
Да, да, в Житомир, клянусь Дионисом! На коробке диска нарисован
ощетинившийся дикобразом Посейдон, а с обратной стороны без всякой задней
мысли написано буквально следующее: "Исторические приключения с
элементами action по мотивам Одиссеи Гомера". Вот значит как… Вся
мифологическая Греция собрана в одном месте и от передозировки эллинской
эстетикой начинает слегка подташнивать уже после первых двух эпизодов. Из
хорошего учебника по древней мифологии игра постепенно превращается в
набор до синяков избитых образов, с этакой народной искринкой в глазу,
сдобренной недюжинным сюжетом. Кстати, вот и он: "Одиссей уехал
странствовать и пропал на десять лет, опечаленная Пенелопа попросила
Эрития, старого друга семьи, отыскать ее мужа".
Нет, все правильно, никаких Ctrl+X или Shift+Del, так все оно и есть,
сюжет из двух строчек, беспрецедентный для квеста и отвратительный для
такой благодатной идеи случай, где каждую короткую историю про
путешествие в храм Эола можно было бы представить многотомным
приключением, с тысячей событий и сложными "характерами".
Маскватур
Раз уж речь зашла о "характерах", то главный герой, тот самый "старый
друг семьи", за которого нам придется играть — самый занимательный фрукт
со времен, ну, не соврать, Роджера Вилко. Наш Эритий не просто глуп, как
это может показаться с первого взгляда, он непроходимый, просто
хронический идиот. Чаще всего в разговорах ему приходит в голову такое,
что ужасаются даже привидения думеров, слоняющиеся по ночным квартирам и
украдкой заглядывающие нормальным людям за плечи, в монитор. Ему никогда
не везет, Эритий верит самым невыразительным байкам, а прочие герои
правильными голосами локализаторов так и эдак намекают, что верить им не
стоит: заикаются, задумываются, путаются… Ладно, если бы они очень
искусно врали, так ведь нет, — видно, что тебя обманывают, как
пятилетнего мальчугана бабаем пугают, когда тот отказывается кушать кашу.
Впрочем, расскажи кто-нибудь Эритию о бабае, — поверил бы безоговорочно,
святая простота.
Странно, но нравы в представленной "гомеровской" Греции больше смахивают
не на порхающую атмосферность античной сказки, которую мы привыкли видеть
в литературе/кино/мультипликации, а на жизнь черного квартала или
насажденного заводскими трубами даунтауна, в изобилии представленной теми
же жанрами. У Эрития не может быть друзей по определению, почти каждый
персонаж норовит обмануть/ограбить/околдовать/покалечить/убить, а он, как
слепой конь на веревочке, идет только туда, куда тащат, и делает только
то, что скажут.
Естественно, всегда попадая в самый неприятнейший переплет из всех
возможных. Хотя и выход из переплетов у него тоже все время свой,
необычный. Вот, помнится, когда Одиссей (оригинальный) изобретательно
перехитрил Циклопа и сбежал, это воспевалось величайшими строками поэтов
тех времен. Его же последователь, Эритий, зашел куда дальше своего
великого друга, с милицейской прямолинейностью попросту убив несчастного
и его товарища, причем варварски и со свойственным только этой игре
бородатым греческим юморком.
Если начать приводить примеры, то может не хватить никаких нервов и
килобайтов. Только в самом начале, на развалинах Трои, Эритий умудряется
четыре раза потерять сознание: будучи избитым лохотронщиками, ограбленным
в темном переулке (и это не метафора), обманутым прохиндеями, охочими до
его инкрустированного бриллиантового клинка, да иногда еще по
невнимательности игрока или из-за неверного варианта диалога. И учтите,
что это не какой-нибудь нищий странник, а опытный военачальник,
доверенное лицо правительницы государства, с ее личной печатью на
маленькой глиняной дощечке…
Где-то примерно в середине игры Эритию предоставляется возможность
сыграть в некий древнегреческий аналог "О, счастливчика!" и ответить на
азбучные вопросы каменных изваяний Минотавра, Геракла и Прометея. Уже
сейчас, давно миновав это место, я снова с ужасом убеждаюсь, какого же
кретина-героя мне (и вам, дорогие читатели) подсунули. Он моими руками
совершенно правильно ответил, чем более всего на свете дорожит Прометей,
а уже потом, в Тартаре, искренне удивлялся: "Прометей? Как-как ты сказал?
Дал огонь смертным? Ну и ну!" Или что-то вроде того.
Впрочем, даже такой неизобретательный диалог — великая удача в
"Одиссее". Нет, против локализаторов никто ничего не имеет, ребята
из Нивала потрудились, как всегда, профессионально, с должным подходом и
старанием; тут дело скорее в первооснове. Сообразив, что в игру могут
играть те, кому до 12 и старше (то есть самая регрессивная часть
человечества), авторы как бы ненавязчиво впутали энциклопедический
справочник: "На его стороне был сам бог Хронос, повелитель времени!"
Клянусь Дионисом, какое же жуткое испытание — выслушивать все эти
сведения, сдобренные долгими комментариями и ремарками... К чему такие
старания? Все равно те, кто уже умеет играть в компьютерные игры,
более-менее разбираются в греческой мифологии, а все остальные все равно
"Одиссею" даже в руки не возьмут (для таких людей другое наше
савейское мерило популярности существует, кто правильно догадается, какое
— приз, как всегда, пишите).
Типичный результат подобного диалога: мы спрашиваем женщину, не знает ли
она про Одиссея, а в ответ получаем целый ворох всяческих знаний про
заброшенный город-без-названия, языческого бога Осириса, культистов
лотофагов, невидимый человеческому взгляду Лес Забвенья, древние
проклятия, но так и не узнаем, что делать дальше или где найти воду для
амфоры.
Эй-си-ти
И даже несмотря на это, "Одиссея" скорее квест-действие, чем
квест-разговор. Будь вы семи пядей во лбу, но врожденная кособокость
диалоговой системы и баранья настойчивость нашего героя не пропустит
творческую мысль дальше вопроса: "Привет, я — Эритий, ты не знаешь, что
это за место?". Порой создается ощущение, что герой, — тот самый
метафорический человек-гриб, который не знает, кто он, где он, зачем он,
а лишь ходит среди людей и с терпением выдрессированного попеньки твердит
пяток заученных фраз, пытаясь казаться человеком, хотя на самом деле
давно превратился в шампиньон…
Действия в "Одиссее" примерно столько же, сколько диалогов. И хотя
по F3 Эритий картинным жестом достает из ножен меч, но за всю игру мне не
пришлось проткнуть им даже самого захудалого поросеночка на ферме у
Церцеи (впрочем, она в конце концов тоже потеряет терпение и превратит
нашего красавца в толстенную свинью с оригинальной татуировкой на
передней правой ножке). Единственное, зачем реально пригодился резной
клинок, — заложить его Харону за право переправы через Стикс, да еще для
хирургической операции на голове Горгоны.
Собственно говоря, большую часть времени action-элемент выражается в
бессмысленных догонялках. А уж догонять, а, тем паче, убегать Эритию
придется очень часто. Догонять сову в чащобе и убегать от нервно шарящих
по кустам лапищ циклопа, увертываться от трезубца Посейдона и по оврагам
скрываться с глаз стражи Лестригонов... Эти несложные на вид испытания на
деле оборачиваются сизифовыми муками из-за не шибко удобного управления и
нового движка, уже некоторым знакомого, впрочем, по "Машине
Времени".
При желании движок выдает восхитительные ракурсы, с его помощью
великолепно получаются панорамы и просто отдельные зарисовки. Герои
отлично прорисованы, довольно плавно и реалистично движутся, но
совершенно не уживаются друг с другом в панорамном мире. Издалека это все
очень смахивает на похождения пластмассового солдатика по расчерченному в
тетради лабиринту — забавно, но странно. Тем более проблематично отличить
иногда активные предметы от простых декораций: как только что-нибудь из
инвентаря оказывается на полу, так тут же теряет форму и сливается с
внешним фоном. А если учесть врожденное слабоумие нашего героя, то вообще
разговоров быть не может. Тот же Мэнни Калавера заботливо поворачивал
голову в сторону интересного предмета и выпаливал на месте все
сопутствующие комментарии, а нашему же твердолобому Ванюшке, что трава
растет, что камушки.
Раздался хруст, — упал Прокруст
Уж извините за невольную переделку классики, но сами понимаете, если
начал однажды — останавливаться в конце будет просто глупо. Хотя лучше,
признаться, и не начинать вовсе. Взрослые будут продолжать надеяться, что
для Cryo, этой загадочнейшей компании современности, еще не все потеряно,
и что, в конце концов, они ка-а-ак разродятся очередным случайным
шедевром вроде гениального "Фауста"; ну а дети… А дети пусть
читают книжки (можно с картинками). Клянусь Дионисом, всем тогда будет
хорошо.
676 Прочтений • [Рецензия на игру Odyssey: The Search for Ulysses, The] [21.04.2012] [Комментариев: 0]