Не поклонник я эпических крупномасштабных произведений, ну никак, хоть вы
режьте. А потому ответственно заявляю — камероновский «Титаник» без
трагической истории о лайнере-неудачнике и выеденного яйца не стоит,
какие бы дифирамбы этому голливудскому убожеству не пели и сколько бы
«Оскаров» не присуждали. Стандартная рецептура, применяемая не только в
кино, но и в прочих видах искусства: берем за основу памятное
историческое событие, вводим пару столовых ложек вымысла, подмешиваем
непременный любовный ингредиент, и, наконец, подогреваем на медленном
огне интерес публики. Voila, блюдо готово, вот только с аппетитом
загвоздка случилась. Пытаешься кусочек заглотить, а он, негодный, обратно
рвется. Особливо переели в свое время штатовцы. Был период, годах в
шестидесятых, когда костюмированные «made in Hollywood» эпосы сыпались на
зрителей прямо-таки градом. Во многих из фильмов блистал неподражаемый Юл
Бриннер, уроженец Сахалина, если вы не в курсе. Затем волна схлынула, так
как изменились пристрастия публики. Но иногда прорывает и кассу делает. С
электронными играми проще, им не сотня годков, как кинематографу, стало
быть, и народ не столь избалованный, не пресытился пока что. А потому,
долой мелкопоместный уклад и да здравствует глобальная деревня!
В вечном городе
Системные требования
Pentium 200 32 Мб Direct3D 6
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 64 Мб Direct3D 6
Довольно словоблудия, займемся делом. Речь пойдет о новой адвенчуре
французской команды Montparnasse Multimedia с манящим названием Rome:
Caesar's Will. Вот ведь классное имечко для своей компании выбрали
потомки ДґАртаньяна. Ну да мы ребята битые, нам что Пегасы, что Парнасы —
все едино. Одним словом, на мякине не проведешь. С чем их вообще едят,
этих монплезиров или монсеньоров, как их там по батюшке-то? И выясняется,
что играми основанная в 1992 году MM прежде не занималась, зато выдавала
на свет божий программы «для дома, для семьи». Особо удачно продался
виртуальный тур The Louvre, Palace & Paintings — свыше
миллиона копий нашли своего владельца. Дальнейший ход событий представить
нетрудно. Ободренные морально и финансово, пораскинули ММ-эшники умишком
и решили разыграть геймерскую карту. Почему за Лувр не взялись? Так
другая контора по соседству делает. Не беда, коли с Парижем не выгорело,
так с городом на семи холмах точно получится. Но, как принято говорить,
человек предполагает...
За Родину, за Цезаря!
Преамбула выглядит следующим образом. Перед нами Священная Римская
империя за полвека до рождения Христа. В результате заговора элиты убит
великий полководец и жестокий диктатор Гай Юлий Цезарь. После смерти
тирана разгорается борьба за власть между республиканцами и сторонниками
сильной руки. Кровь льется рекой, и ничто не предвещает конца
междоусобицы. Зловещий рок судьбы настиг, среди прочих, и влиятельного
сановника Титиниуса. Правда, в этом случае обошлось без кровопролития —
беднягу попросту отравили, подсыпав в кубок ядовитое снадобье. По
подозрению в убийстве задержана и брошена в тюрьму жена благородного
Титиниуса Аврелия. В этот момент на сцене появляется отважный герой, он
же римский декурион Геркулес Презинус, он же геймер. Когда-то у Геркулеса
была связь с Аврелией, и, будучи истым кавалером, он жаждет найти
настоящего убийцу и спасти честь дамы. Как и следовало ожидать, вымысел в
игре переплелся с действительностью. Кроме придуманных персонажей вы
повстречаете множество современников Цезаря — его третью жену Кальпурнию,
бывшую любовницу диктатора и мать Брута Сервилью, самого Брута, Марка
Антония и Цицерона. Осторожно, шаг за шагом, Геркулес начинает
распутывать клубок дворцовых интриг...
Интересно то, что процесс сыска протекает в «реальном» времени. На все
про все установлен срок в 40 дней. Вместо модерновых тикалок у нас есть
вмонтированные в интерфейс солнечные часы, по точности ничуть не
уступающие кремлевским курантам. Допустив серьезную промашку, игрок имеет
все шансы схлопотать дисциплинарное взыскание. К примеру, выбрав неверный
тон при разговоре со стражником, вы угодите за решетку и потеряете на
этом сутки. Такое же наказание последует, если Геркулес попадет в
ловушку, коих в игре хватает. Это может быть и корзина с неприятным
киндер-сюрпризом внутри, и потайной люк. Но основные потери трудодней
все-таки случаются вполне естественным путем, то бишь при релокациях
Геркулеса с места на место. Вы просто выбираете один из 16 доступных на
карте объектов и незамедлительно попадаете в пункт назначения. Это может
быть как частное владение какого-либо лица — дом Цицерона или сады
Цезаря, так и общественно доступное сооружение — храм Сатурна и пр.
Необходима осмотрительность при перемещениях, так как бесцельное
блуждание даст о себе знать незамедлительно. Не стоит пренебрегать
лимитом времени, в конце концов на кону стоит свобода и честь бывшей
любви Геркулеса.
Общению с персонажами в Rome придается первостепенное значение.
Важно правильно поставить себя, научиться лавировать между слабыми и
сильными мира сего. Мало того, что диалоги подогнаны под конкретного
героя, многое, по крайней мере, теоретически, зависит от избранной вами
линии поведения. Само собой, беседуя с Клеопатрой и Марком Антонием в
одном тоне результата не достигнешь. Одному надо польстить, попытаться
сыграть на его честолюбии, с другим выгодней гнуть жесткую линию,
третьего полезно раззадорить. При вступлении в диалог вы увидите три
театральные маски, три способа разговорить собеседника. В репертуаре
широкий ассортимент оттенков: от учтивой любознательности до граничащей с
хамством фамильярности. Войдя в доверие к визави или попросту поднажав на
него, получаем полезное инфо, один из штрихов будущего рисунка. В свою
очередь, о провале в «переговорном» процессе могут узнать знакомые вашего
партнера — коррекция их отношения к бравому десятнику запрограммирована.
Изредка Геркулесу пытаются всучить какую-либо безделицу, как, например,
словарь «великого и могучего» греческого языка. Судя по всему,
филантропия была античному Рима чужда — товар стоит денег, и немалых.
Расчет ведется в конвертируемых сестерциях, коих дано к началу игры аж
28000 в звонких монетах. Временами покупка оправдывает себя, решайте
сами.
Кроме столь приятного и любимого многими занятия, как shopping, имеется и
вполне рутинный кликообразный сбор вещдока. Предметов в отдельно взятом
экране представлено относительно немного, и находятся они играючи. А
дальше все как в бюро находок — сортировка и раскладка по полкам.
Некоторые предметы до запуска в оборот необходимо скомбинировать между
собой, другие достаточно просто «употребить» в подходящий момент. Чего
явно не хватает Rome, так это паззлов. Да и те, с которыми удается
столкнуться, доступны по сложности ребенку детсадовского возраста. В
одном случае предлагается расшифровать документ путем простой подстановки
букв, в другом — расставить флажки на географической карте, где каждый из
флажков символизирует победы великого Цезаря. Что и говорить, подобный
примитив вряд ли можно считать хорошим стимулом к приобретению игры. Да,
пока не забыл. Улики, т.е. ключевая информация, заносятся на «скрижали»,
logbook по-нашему. Прекрасная возможность освежить память и сопоставить
факты.
Пациент скорее мертв...
А теперь, пожалуй, перемоем больному косточки. И не потому, что я вредный
такой, просто наболело. Вот, например, графика. Вроде и ничего:
достопримечательности древнего Рима, воссозданные при помощи ученых,
смотрятся чудесно. Дисгармонию вносят отвратительно исполненные людские
фигурки, такого 3D и врагу не пожелаешь. Ну почему, объясните мне,
уважаемые сотрудники MM, у них лица мумий и беспалые руки инопланетян?
Как можно было наложить этакое чудо-юдо на фотореалистичную картинку?
Дальше — больше. На моих глазах один из персонажей умудрился пройти
сквозь стену, хотя вроде и не бог.
Или возьмем для примера карту. Клик-щелк, и мы на месте. Прием избитый,
использующийся во многих играх. Беда в том, что все 16 объектов открыты
для посещения прямо со старта — неясно, куда скакать в первую очередь и
где именно сэкономить час-другой. Вот, скажем, в Discworld Noir объекты высвечиваются
постепенно, один за другим, так-то оно гораздо удобней. Есть проблемы и с
ориентацией на местности. Курсор у нас упрямец, форму свою даже под
угрозой расстрела не меняет. И превращается игра в
кликни-туда-не-знаю-куда, бред какой-то. Мало того, исполненный
собственным достоинством Геркулес категорически отказывается бегать. И
кто там про 40 дней заикался, ату его! А диалоги, так это вообще «комедия
ошибок», но не Шекспира. Очевидно, в те времена каждый второй страдал
склерозом — провалы в памяти у собеседников просто-таки поразительные.
Учтивость штука хорошая, но когда по пятому кругу приветствуют...
Впрочем, и с этикетом промашка случилась, очень уж открыто обсуждаются
третьи лица в их присутствии. Да и техническое исполнение хромает.
Искомый персонаж подчас скрывается за колонной, так и елозь мышкой
наугад, пока не повезет. Или рванет с места после пары фраз — ну, погоди,
вот я тебе задам! За субтитры спасибо, не всякому молодцу английский за
родной. Но даже здесь свинью подложили: кто же разглядит белоснежные
надписи на светлом мраморном фоне? А когда тайтл в пол-экрана вылезет?
Короче, куда ни кинь, везде клин.
Эпилог
Когда-то, давным-давно, было распространено мнение, согласно которому
«француз заботится о нашей голове, а немец о наших ногах». Сегодня прямое
значение афоризма утрачено, а как с переносным? Хотелось бы, учитывая
нехватку адвенчур на рынке, попудрить игре носик, подушить хорошенько и
выставить солидный балл. Увы и ах, взамен этого приходится констатировать
чуть ли не полный провал авантюрной затеи. Перед нами программа-сырец,
необточенная болванка, требующая умелых ручек мастерового. Сомнительно,
чтобы Rome заинтересовал прирожденного квестовика, не приглянется
он и специалисту широкого профиля. Разве что знаток истории античного
Рима, истинный цезаревед, почувствует себя как рыба в воде. Как видно,
одного лишь многолетнего опыта работы в области мультимедиа для
производства солидного state-of-the-art квеста может и не хватить.
Остается надеяться на то, что в ММ сделают выводы из фиаско и не повторят
ошибок прошлого.
1079 Прочтений • [Рецензия на игру Rome: Caesar's Will] [21.04.2012] [Комментариев: 0]