Рецензия на игру Operative: No One Lives Forever, The
Хаббард. Крейг Хаббард.
Пожалуй, нет у игроков, старающихся быть в курсе дел игровой индустрии,
более непопулярной компании, чем Monolith. Ее дурная слава — не новость:
плохая поддержка пользователей, чересчур навязчивый ПиАр, постоянные
невыполненные обещания, почти ничего интересного из себя не
представляющий движок LithTech, о котором, тем не менее, усердно кричат
на всех углах и… некий "шпионский FPS" No One Lives Forever, чуть
ли не со времен выхода противного Shogo находящийся у всех на
слуху. Казалось бы, говорить не о чем — ну что может родиться в таком
болоте? Тем не менее, — фокус-покус — из недр компании, как чертик из
коробки, выпрыгнул этот самый NOLF, шествие которого по миру
сопровождалось громким стуком падающих челюстей и криками "Wow!". Таких
потрясений не было, пожалуй, со времен Half-Life. Такого добротного
"story-driven" шутера — тоже. От Monolith подобного сюрприза никто не
ждал. Спасибо товарищу Хаббарду, главному дизайнеру игры, за наше
счастливое детство…
Арчер. Кейт Арчер.
Системные требования
Pentium II 350 64 Мб Direct3D 7
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 128 Мб Direct3D 7
Кейт Арчер — сотрудник таинственного британского агенства под кодовым
названием UNITY. Она — чуть ли не единственный агент женского пола этой
секретной службы. Она — сама нетерпеливость, страдающая от порядком
доставших ее "детских" заданий. Она — сексуальная брюнетка, которая любит
петь в душе. И, как вы уже догадались, она — наше второе "я". А миссия на
этот раз далеко не детская — остановить организацию H.A.R.M., стремящуюся
захватить — как оригинально! — власть над всем миром. В игровом
эквиваленте вся эта "бондиана" представлена шестьюдесятью уровнями,
разбросанными по всему миру, от Африки до Европы и от Нью-Йорка до
Иркутска.
А начинается все достаточно обычно — кто-то жуткий и таинственный
"убирает" одного агента UNITY за другим. Рядом с трупом неизменно
оставляя вынутую из петлицы красную лилию, по которой, в лучших традициях
Бонда/Пауэрса, его без труда тупо и решительно идентифицируют: "Dimitri
Volkoff". Волков Дима, родился на Камчатке, в детстве мучил домашних
животных и вообще всю жизнь делал всякие гадости, а сейчас работает на
тот самый H.A.R.M. в отделе безопасности. Дядька, прямо скажем,
колоритный — лысый, одноглазый, пальцы веером, усы торчком. Типичный
злодей типичного кино "про шпионов". Но это только начало.
Click to enlarge
Первый дротик, брошенный точно в цель — ролики, сделанные на движке.
Признаюсь, SiN в свое время надолго
отбил всякое желание видеть это квадратное убожество, гордо называемое
"видео-вставкой". Однако здесь все иначе, движок LithTech оказался чуть
получше, чем ожидалось: натянутые на модели персонажей "фотографии" лиц
смотрятся очень здорово, текстуры выглядят богато, актерская озвучка,
начиная с британского благородного говора и заканчивая русским или,
допустим, арабским или ирландским акцентом, — просто отличная, анимация…
Нет, анимации моделей, пожалуй, стоит посвятить отдельный абзац. Она
превосходна. Нет, она — волшебна! Супер!! Даже много чего повидавшие на
свете FPS'ники будут визжать от восторга. Персонажи моргают глазенками,
двигают варежкой в соответствии с произносимыми фразами, довольно
натуралистично водят машины, машут руками, кубарем падают с лестницы,
спрыгивают со зданий, вскидывают к плечу снайперки, прыгают с парашютами…
Почти глухой, толстый и измученный ревматизмом посол, которого предстоит
защитить от наемных убийц во второй кампании, очень реалистично пытается
неуклюже наклониться за оброненной монеткой. Бежавший через весь уровень
турок в конце пути останавливается отдышаться, без сил опираясь руками в
колени. Здоровенный рыжий ирландский сержант колоритно жует сигару во
время разговора. Подстреленный супостат упадет как надо, по всем правилам
кинематики, причем, если выстрелить ему, допустим, сзади и в поясницу —
согнется пополам и со стоном рухнет на колени. В грудь, когда он бежал
прямо на нас, — пуля из мощного оружия собьет его с ног и отбросит назад.
В плечо и из оружия полегче — упадет боком, волчком крутанувшись в
воздухе…
Кстати, анимация тесно связана с проявлениями искусственного интеллекта.
Просто загляденье смотреть, как враг, следуя соображениям AI, начинает
стрейфиться, перекатываться и вставать на одно колено, как он вскакивает
из-за обеденного стола и этот самый стол опрокидывает, чтобы использовать
в качестве укрытия. Сам по себе AI тоже весьма неплох: негодяи прячутся
за углами, убегают за подмогой, уворачиваются от ударов колюще-режущим
оружием, устраивают импровизированные автогонки... В общем, круто. AI —
лучший из того, что появлялось в последнее время. Анимация — лучшее из
того, что вообще когда-либо появлялось.
Tech. Lith Tech. Smells like… spirit
Хотя, надо признать, анимация и AI — это заслуги не движка, а подведенной
под него программы. Сам же LithTech 2.0, который пару лет назад еще был в
состоянии поразить воображение, сейчас, скажем прямо, откровенно устарел.
Как следствие, графика слабовата, ее качество не соответствует
требованиям времени. Игра заметно уступает тому же Q3, и отчасти даже Unreal и Half-Life, с момента релиза
которых утекла уже масса воды. Ну, может быть взрывы и огонь чуть
покрасочнее… Антиалиасинг никакой, световые эффекты оставляют желать
лучшего. Казалось бы, отсутствие излишних наворотов должно снизить
системные требования, ан нет. А самое обидное, что изображение на экране
совершенно не передает "духа шестидесятых". С одинаковым успехом можно
заявить, что действие игры происходит в 80-е или 90-е годы.
Да и вообще, если говорить о хваленой атмосфере, то визуально она
реализована не очень. Только в меню и кое-как в видео-вставках, когда
видишь прическу и платформы главной героини. Ни о каком
"джеймсбондовском" или "остинпауэрсовском" стиле при взгляде на экран
речь идти не может. Но в остальном — сюжет, звук, музыка — все
скрупулезно грамотно. Один набор "гэджетов" чего стоит! Постоянные
подколки в разговоре с начальством, веселый дебилизм приспешников
H.A.R.M., повсеместно сквозящий юмор, светские диалоги между агентами —
все как в классических фильмах о британской разведке.
"Духу шпионства" соответствует еще и геймплей. Здесь, как и обещалось,
наблюдается слияние Thief/Deus Ex-тактики с обычным экшеновским
shoot'em'all. Найдется занятие для всех: и для привыкших сидеть на
верхотуре со снайперкой кемперов, и для любящих поскакать с девайсами
наперевес безбашенных аркадников, и для партизанов а-ля Thief,
умеющих так воспользоваться тенью, чтобы по-пластунски проползти в двух
сантиметрах от ботинка охранника по бесшумному ковру к отпираемой
отмычкой двери. Правда, здесь предстоит ползать еще и мимо камер
слежения, прожекторов, датчиков… Что особенно радует, выбор тактики —
целиком и полностью на наш вкус. Хочешь, — поднимай вой сирен и носись
стрекозлом, валя врагов направо и налево, а хочешь — ныкайся вдоль стен
темных переулков. Впрочем, стрельба или партизанщина — не единственное,
чем нужно заниматься при прохождении одиночной кампании. Придется
временами и поговорить с так называемыми NPC (причем в разговоре выбирать
варианты фразы, что с некоторой натяжкой можно назвать нелинейностью
сюжета), и собирать всяческие intelligence items — микропленки,
фотографии, секретные письма. Впрочем, ни тем, ни другим можно сильно не
увлекаться: в разговоре с начальством всегда посылать его на три буквы, а
валяющиеся предметы пинать ногами, — нас все равно мягко подтолкнут к
следующей сюжетной вехе.
Надо отметить, сюжет здесь потрясающий. Завязка, конечно, слабовата, но
размах, с которым история воплощена в игре, впечатляет. Обычно ведь
сюжетная линия в шутерах играет роль "довеска", мол, неудобно как-то
получается, надо добавить. Даже сугубо мультиплеерные UT и Q3 снабдили каким-то подобием. Что
называется, для галочки. Но суть всегда одна: мочи. Временами нажимай на
кнопочки и открывай двери. Или другая крайность: "сходи туда, нажми то,
вернись, открой сейф, возьми ключ, открой им дверь на втором этаже, там
прочти шифр, вернись сюда, залезь под стол и застрелись". Иногда,
конечно, не так все и плохо, достаточно вспомнить не раз уже упомянутый Half-Life. Однако NOLF по оригинальности превзошел всех.
Например, нужно выведать у немецкого ученого о его разработках, но не
хамить и не задавать прямых вопросов. Или, падая с самолета без парашюта
("дайвинг" называется), догнать в воздухе чурбана, у которого этот
парашют имеется, но еще не раскрыт, отобрать и ловким пинком пяткой в нос
отправить беднягу вниз (похожая сцена, если не ошибаюсь, была в фильме
"Point Break" c Киану Ривзом). Кстати, все это — попутно отстреливаясь от
таких же "дайверов". Бывают и "явочные" задания: подойти к звонящему
телефону-автомату, затем постучаться в определенную квартиру, под дверь
которой нам сунут микрофильм, потом встретиться с агентом в баре и
предложить ему закурить…
Шутер
Теперь, собственно, о сугубо жанровых моментах: управлении, физике,
оружии и прочем. Во-первых, никаких двойных прыжков и стрейф-джампов,
чего временами очень сильно недостает в мультиплеере, хотя в сингле с
этим запросто можно смириться. Во-вторых, дурацкая система переключения
бег/ходьба — при включенном "always run" нельзя временно перейти в режим
ходьбы кнопкой бега (что для Thief-подобного геймплея, мягко
говоря, странно). О всяких там аптечках или мгновенных переключениях
оружия можно забыть — реалистичность, батенька. Есть только бронежилеты,
разбросанные по всем уровням. По той же причине не вздумайте выделывать
какие-нибудь рокетджампы или прыгать даже с небольшой высоты — тут же
разобьетесь, тут вам, отцы, не Quake. Наконец, "приятная" новость
для всех шутеро-профи: fov по умолчанию в игре очень мал, и исправить это
нельзя. В остальном все доходчиво и понятно.
Оружия просто навалом: помимо пистолетов, револьверов, ножей, винтовок и
автоматов (среди которых, кстати, и родной АК-47 имеется — одна из самых
убойных здешних вещей) есть еще и куча уже упомянутых "гэджетов".
Отмычки, солнечные очки с фотоаппаратом, rocket launcher в виде
дипломата… Мало того, любое оружие можно зарядить несколькими видами
патронов — обычными, бронебойными, отравленными и т. д.; а на некоторые
стволы можно нацепить глушитель или оптический прицел.
Чу! Я слышу пушек гром! (с) мой любимый анекдот
Sound-мастера в стане разработчиков постарались от души. Звуковой движок
учитывает мельчайшие нюансы, вплоть до поглощающих коэффициентов
плоскостей с различными поверхностями: одинаковые звуки будут по разному
слышны через стекло, деревянную дверь, бетонную стенку или металлическую
броню. В гулких подземных лабиринтах он даже отражается от стен, причем,
опять же, с учетом коэффициентов поверхностей. Жаль, не получилось
послушать, как слышится происходящее на поверхности из-под воды. Музыка
тоже на уровне, в лучших традициях Unreal она "понимает"
происходящее и меняет настроение. В общем, плодотворно поработали, ничего
не скажешь. А вот сами сэмплы, с которыми движок оперирует — звуки
выстрелов, крики раненых, всплески воды могли бы быть и пореалистичнее.
Резюме
Мне нечего сказать. Must Have. Удовольствие от игры гарантировано.
Согласитесь, давно уже жанр FPS не радовал нас проектами, способными в
своей одиночной части увлечь на многие и многие часы. Сейчас именно такой
случай. Можете смело ставить NOLF в один ряд с Unreal и Half-Life. Если бы не слабая графика, жутко медленно грузящиеся
уровни, да совсем небольшие недочеты в управлении…
635 Прочтений • [Рецензия на игру Operative: No One Lives Forever, The] [21.04.2012] [Комментариев: 0]