Down 1
Наверняка постоянные читатели
игровой прессы обратили внимание, что
практически в каждой статье, где речь идет о
каком-нибудь чисто американском виде
спорта, автор пытается всячески поддеть
несчастных жителей США, намекая на
ущербность американского футбола, бейсбола,
гонок NASCAR и т.д. Дескать, что ваш тупорылый
футбол против нашего соккера? Разве можно
сравнить Зидана и какую-нибудь гориллу из
Arisona Cardinals? А где это видано, чтобы 70 тысяч
людей добровольно платили за билеты,
стремясь попасть на какое-то
палкомахательное действо, сопровождаемое
необъяснимой беготней по кругу? Ну чем не
дебилы? А как можно охарактеризовать
дуболомов, которые, жуя попкорн, несколько
часов следят за монотонной гонкой,
разбавленной редкими авариями? Американцы,
что тут скажешь.
Системные требования
Pentium 166 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium 200 32 Мб
Откровенно говоря, подобными
мыслями частенько сорил и я. Но отныне,
обещаю, буду предельно осторожен в
предварительной оценке заокеанских видов
спорта, во всяком случае, американского
футбола. За подобную метаморфозу надо
благодарить EA Sports и Solecismic Software, точнее, их последнее
творение в области менеджеростроения — Front
Office Football 2001.
Down 2
Нет-нет, подождите. Я просто не
имею морального права не остановиться на
правилах столь экзотичного соревнования.
поле, в отличие от футбольно-европейского,
имеет четко фиксированные размеры: 100 ярдов
(примерно 90 метров), не считая двух конечных
10-ярдовых зон. На поверхность через каждые 10
ярдов нанесена перпендикулярная разметка.
Команда состоит из 11 человек, с
неограниченным количеством замен по ходу
игры (всего в сезоне должно участвовать
максимум 46 активных игроков). Команда
делится на две части: игроки атакующего и,
соответственно, оборонительного плана. К
нападению относятся такие амплуа: Center (центровой,
начинает атаку, отбрасывая мяч Quaterback'у),
Quarterback (разыгрывающий, лидер команды), Running
back (основной мяча, задача —
прорваться с мячом как можно дальше), Fullback (основная
задача — расчистка пути для Running back'а), Wide
receiver (крайний нападающий, задача — прием
паса с последующим прорывом), Offensive linemen (основная
задача — охранять игрока с мячом), Tight end (крайний
линейный — иногда выполняет функции Wide
receiver'a, иногда Offensive linemen'а), и Offensive Guard с
Offensive Tackle (игроки с узкоспециальными
функциями). В обороне же список несколько
короче: Defensive linemen (центральный — самый
здоровенный из защитников, на нем весь
центр поля и крайние: основная цель — охота
за Quarteback'ом), Linebacker (универсальные
защитники, на подхвате у Defensive linemen'ов),
Cornerback и Safetie (последний рубеж обороны —
охотятся за вышедшими на оперативный
простор после паса и вообще
перехватывают нападающих, прошедших первый
эшелон защиты). Так же отдельной строкой
стоят футболисты, выполняющие стандартные
положения: Punter (игрок, выставляющий мяч для
удара) и Kicker (игрок, выполняющий удар по мячу,
как правило, при пробитии по воротам или для
заброса кожаного снаряда в тыл врагов,
чтобы им приходилось начинать атаку из
максимальной глубины). В отличие от
привычного нам футбола, каждое амплуа
накладывает на футболиста ряд строгих
обязанностей к физическим кондициям:
например, должны быть быстрыми и
ловкими, — обладать
пространственным мышлением, центральные
линейные защитники — иметь неимоверную
физическую силу, и т.д.
Начинается игра с того, что
обороняющейся команды (кто нападает, кто
обороняется — выбирает жребий) с 30-ярдовой
линии своей зоны выбивает мяч на поле
противника. Его ловит один из игроков
нападения, пытаясь, в сопровождении своих
одноклубников, продвинуться с ним на
максимальное пространство, в то время как
защитники противоборствующей команды
стараются этому помешать. В том месте, где
игрок с мячом был остановлен (со стороны
обороны разрешаются практически любые типы
толчков и захватов, кроме хватания за маску
и подсечек), начинается атака. Ее цель —
добраться до конечной зоны, чтобы провести
touchdown. Движется команда до заветной зоны 10-ярдовыми
отрезками. На преодоление каждого из них
дается четыре попытки (down). Если с четвертой
попытки группа нападения не справляется с
задачей, мяч переходит к команде, доселе
защищавшейся.
Очки начисляются следующим
образом. Шесть очков дается за —
момент, когда мяч оказывается в конечной
зоне противника. После игрокам
нападения дается право на extra-points. Можно
либо запустить с 2-ярдовой линии мяч в
ворота, над перекладиной и между стойками (1
очко), либо разыграть его, опять доставив в
конечную зону. Также есть т.н. field-goal (гол с
игры) — в очередном просто
посылает мяч в ворота, принося таким
образом 3 очка. Есть шанс набрать очки и у
защиты — остановить игрока атакующей
команды с мячом в его конечной зоне.
Нарушения в игре наказываются
потерей ярдов. За мелкое нарушение — 5 (фальстарт,
офсайд), за более крупное (неразрешенная
блокировка) — 10, за тяжелое (хватание за
маску, неоправданная жестокость) — 15. Для
защиты самое грубое нарушение — атака
нападающего до того, как он получил пас (в
тот момент, когда мяч уже к нему
направляется). В этом случае атака будет
начинаться с места этого нарушения. Кстати
говоря, в американском футболе, в отличие от
регби, разрешается пас вперед. Правда, всего
один за и с рядом ограничений.
Длится матч два тайма по 60 минут.
Каждый тайм делится на два 15-минутных
периода. Тренерам разрешается брать по 3
тайм-аута в каждом тайме. Вот, вкратце,
собственно, и все. Конечно, за бортом
осталась масса деталей. Впрочем, описанного
с лихвой хватает для того, чтобы без дрожи в
коленях и с ясным разумом взяться за
менеджерскую работу.
Down 3
Чем больше играю в менеджеры
командных видов спорта, тем больше
убеждаюсь, что в целом тренерская работа
похожа: подготовка к игре и сама игра.
Причем основной груз на наставника команды
падает именно в длинных промежутках между
матчами. Создатели FOF 2001 особенно гордятся
множеством вещей, которые они умудрились
ввернуть в свое произведение. Первым делом
нас пытаются взять различными таблицами.
Все, что бы вы ни пожелали, к вашим услугам.
Хотите знать, какой прирост посещаемости в
городах по прошествии сезона? Уточнить в
сравнении потенциал своей команды?
Посмотреть всех доступных на трансфере ,
опять же в табличном исполнении? Хотите...
Перечислять можно долго и нудно, при этом
неизменно заканчивая фразу словами .
Радуясь лицензии NFL (Национальной
Футбольной Лиги), разработчики на славу
поработали с составами команд. Конечно,
поручиться за это я не смогу (что вообще
однозначно можно сказать, живя в России и
находясь в полной спортивной блокаде, об
американском футболе?), но авторитетные
сайты утверждают. Как итог — полное
погружение в американо-футбольную жизнь.
Уверен, для настоящих поклонников этого
вида спорта возможность работы с игроками,
которые, стоит только закрыть глаза,
предстают во всей своей широкоплечей красе,— далеко не лишняя деталь. Естественно,
можно и торговать спортсменами. Судя по
всему, в Штатах действуют какие-то особые
правила трансферов. Вывод строится на
оценке их футбольной (соккерной) лиги: все
команды принадлежат одной организации,
которая строго следит за переходом игроков,
не давая ни одному из клубов чрезмерно
возвыситься. Никакой, панимаешь,
европейской демократии в этом вопросе. Так
и в FOF 2001: торговля осуществляется бартером.
Нужен какой-то игрок (наши помощники об этом
сообщают) — будь добр отдать за него минимум
равноценного, но уже нужного той команде.
Редко-редко проходят обмены, где в итоге вы
получаете сравнительно более ценного
игрока. Уж когда той команде кровь из носу,
но игрок нужен — сезон через неделю, а
нет, — она пойдет на выгодный вам обмен.
Нечто подобное, кстати, мы видели в NHL
2001. Но
там, понятно, упрощенная модель трансферов.
Что, откровенно говоря, огорчило —
отдельно взятому игроку уделяется
минимальное внимание. Все, что мы можем
сделать — сменить номер, сменить амплуа (здоровый,
130-килограммовый бывший линейный защитник
стал ... ха-ха) и обсудить с ним
контракт. Ни наказать, ни выставить
приоритет, ничего. Видимо, в американском
футболе такое не практикуется.
Напротив, жутко понравилась
разработка тактики на предстоящий матч.
Будь я истинным фанатом этого вида спорта,
то, хрюкнув от восторга, закопался бы в этот
раздел минимум на день. Содержание уточнять
не имеет смысла. Долго и непонятно (на
абсолютное понимание точно уйдет не одна
неделя). Ну, если пройтись по поверхности, то
там имеется тактика ведения борьбы за
каждый , указания, по сколько минут на
поле будет находиться каждый из игроков,
что делать в экстренных случаях... Около
сотни различных параметров.
Down 4
На фоне хозяйственных и прочих
забот сам матч уже не становится тем
глотком свежего воздуха, что и в футбольных
менеджерах. Виной тому, как это ни странно,
скорость игры. Все-таки перед нами не
навороченный СМ 00/01, где матч происходит,
дай Бог, раз в 20 минут. В FOF 2001 можно
преспокойно нажать и
наблюдать неделю за неделей весь чемпионат
(который пролетит мимо буквально за пару
минут). Делается это, конечно, при полной
уверенности в выигрышности своей тактики.
Обычно же лишь один матч, с
последующей корректировкой стратегии.
Всего есть два типа симуляции
матча: мгновенная (сразу получаем результат)
и развернутая (появляется имитация табло,
под которым идет стенограмма матча). Отсюда
растут и серьезные претензии к
разработчикам. По сути, что мы сразу
получаем результат, что смотрим
развернутый матч — никакой разницы. В обоих
случаях на игру команды по ходу поединка
влиять нельзя, лишь ускорять/замедлять
скорость комментариев. А на что нам тогда 6
положенных тайм-аутов, спрашивается? К тому
же я своими глазами видел (по телевизору,
естественно), как во время матча тренер
размахивает руками, подавая условные
сигналы, что команде следует делать в
данный момент. Хотя, возможно, это
управляется компьютером по ходу встречи, в
зависимости от обстановки на поле. Но нам,
привыкшим держать все в своих руках, от
этого интереснее не становится...
Touchdown!
Разумеется, FOF 2001, как и следует из
названия, игра для офиса. То есть для того,
чтобы сотрудник, в свой положенный
обеденный перерыв попивая кофе, сгонял
сезон-другой. При этом игра остается
серьезным симулятором, со всеми
вытекающими. Лично для меня она стала
открытием этого вида спорта.
Кстати, для тех, кому будет мало 3-х
уровней сложности игры (искусственный
интеллект по сравнению с предыдущими
частями улучшился на порядок): скоро
появится (если уже не появился) FOF Online. Как и
все последние онлайн-проекты, игра через
Интернет будет четко организована, а плата —
взиматься чуть ли не посезонно. Вот не
лучшая ли мотивация для максимальной
проработки своей стратегии?!
1190 Прочтений • [Рецензия на игру Front Office Football 2001] [21.04.2012] [Комментариев: 0]