Так уж повелось, что вопрос первичности геймплея и его приоритета по
отношению к внешнему оформлению в последнее время становится все более и
более актуальным. Рынок забит более-менее красивыми снаружи и безнадежно
пустыми внутри проектами-однодневками, которые действительно могут
ненадолго привлечь внимание публики симпатичной оберткой, но вот удержать
его на сколько-нибудь существенное время уже не в состоянии. В качестве
примера идеально подходит вышедший недавно 4x4
Evolution, оказавшийся значительно менее интересным, чем можно
было подумать, судя по демо и радужным обещаниям разработчиков. Конечно,
сознавать это достаточно обидно, особенно учитывая тот факт, что чистых
off-road симуляторов мы не получали уже довольно давно. Тем не менее, не
спешите расстраиваться. Свято место, как известно, пусто не бывает, и его
уже готов занять новый проект компании Codemasters, являющийся прямым
конкурентом Evolution и носящий скромное имя Insane.
No rules
Системные требования
Pentium II 266 64 Мб Direct3D 7
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 128 Мб Direct3D 7
Похоже, именно этим принципом руководствовались создатели Insane,
занимаясь разработкой основ своего нового детища. Такая простая и такая
гениальная мысль — зачем клепать всем уже порядком поднадоевшие
просто-гонки-на-время (пусть даже по бездорожью), когда вокруг витает
столько новых идей, позволяющих значительно разнообразить процесс и
привнести свежую струю в неписаные стандарты жанра? То, что получилось в
результате, может легко вогнать в ступор закостеневшего в своем
консерватизме любителя гонок, ибо Insane запросто затыкает за пояс
любой современный мультиплеерный проект по количеству применяющихся в нем
видов игровой активности. Только вслушайтесь в эти слова: Capture и
Return the Flag (в комментариях не нуждаются), Destruction Zone (почти
destruction derby — очки даются за меткие удары по зазевавшимся
оппонентам и за контроль над определенными точками карты), Gate Hunt,
Jamboree, Pathfinder (прохождение чекпойнтов тремя различными способами)
и прочие, знакомые по совсем другим проектам развлечения. Специально для
консерваторов в списке наличествует и классическая off-road race (сильно
напоминающая, кстати, упомянутый выше Evolution — там тоже надо
проходить чекпойнты по кратчайшим маршрутам, учитывая, конечно, характер
лежащей перед нами местности). Но во всем остальном консерваторам
придется туго, — только представьте себе веселую компашку из 4 джипов,
штурмующую высокую горку с целью стащить оттуда заветный флаг (Return the
Flag) или пытающихся сбросить друг друга с обрыва для получения
пары-тройки бонусных очков (Destruction Zone).
Выиграв очередную “гонку”, игрок получает честно заработанную порцию
очков, необходимых для доступа к следующим ступеням чемпионата. В этом
смысле игра очень демократична и своим подходом к делу немного напоминает
древний Carmageddon — если игроку, например, не нравится одна из
карт, на нее можно смело наплевать, и успешно набирать очки за счет
победы в других гонках.
Широка страна моя…
Все действо происходит на нескольких десятках карт (не трасс, а именно
карт), каждая из которых представляет собой здоровенный кусок местности,
принадлежащий к какой-нибудь определенной стране (или иногда штату) и
обладающий поэтому своей спецификой. Например, Швейцария изобилует
горами, кирхами и европейского вида домиками, в Колорадо можно запросто
сверзиться в глубины одного из родственников Большого Каньона, а в Египте
стоит попробовать втащить свою колымагу на верхушку одной из Великих
Пирамид. Кроме того, наличествует возможность менять время проведения
гонок (утро, день или вечер) и даже построения своей собственной карты
путем задания нескольких простых параметров, определяющих, к примеру,
“холмистость” местности.
Некоторые трассы могут похвастаться проложенными по ним дорогами (кому
тут они нужны?!), следовать которым, конечно, вовсе не обязательно. Тем
не менее, можно несколько быстрее добраться до нужного
чекпойнта/флага/финиша, если выбранный маршрут хотя бы частично проходит
по такой дороге — кочек на них все же поменьше.
Кстати, игроки не являются единственными живыми существами на карте, и
должны учитывать присутствие некоторых других представителей фауны.
Птички птичками, но вот, например, стадо бизонов посреди пути может
внести некоторые коррективы в наши планы первыми добраться, скажем, до
заветного флага. Бизоны, конечно, тоже любят жить, и поэтому, завидев
злобно воющее мотором порождение цивилизации, немедленно пытаются
спастись бегством. К сожалению, бегают они не так быстро, как хотелось
бы, и в таких случаях задержки практически неизбежны.
И мотор мой звенит…
Настало время спеть оду и представленным в Insane автомобилям. В
целях удобства выбора они поделены на 5 классов: 4x4, Sports, Pickups,
Trucks и Extreme Class. Каждый класс имеет по три ярко выраженных
представителя, плюс еще несколько “скрытых” машин — всего около 20
великолепно смоделированных автомобилей, каждый из которых имеет свои
ярко выраженные особенности в управлении! Воистину, неплохой набор,
особенно учитывая разнообразие имеющихся моделей (от маленьких
полумотоциклов до огромного восьмиколесного монстра по имени Behemoth).
Каждый автомобиль может быть подогнан в соответствии со вкусами своего
хозяина, — регулируются, например, коробка передач, тормозная система
(включая handbrake), тип шин, и многое другое. Если лень возиться с
настройками, можно выбрать одну из уже готовых схем (по умолчанию стоит
factory, которую можно легко сменить, скажем, на off-road). Короче,
сделано все для услады как механиков-любителей, так и тех, кому не всегда
нравится делать ЕУ и ТО.
Еще одним сюрпризом для игрока станет качество проработки физической
модели. Она опять несколько утрирована, но в целом производит гораздо
более приятное впечатление, нежели аналог из Evolution. Эх, как
здорово брякается оземь падающий с высокого оврага Behemoth и как
реалистично прыгает по буграм Blaze, играя всеми четырьмя ведущими
колесами и демонстрируя тем самым настоящую независимую подвеску… Кстати,
перевернуть машину в Insane проще простого — стоит только на миг
потерять осторожность при быстрой езде по буграм, и наш новый джип,
подскакивая и подпрыгивая, покатится по земле аки мячик, особенно если
поверхность наклонная. Перевернувшаяся машина так и останется лежать на
крыше, если только не предпринять экстраординарных мер в виде нажатия
специальной кнопки, позволяющей вернуть нашего железного коня на его 4
(6, 8) колеса.
Все эти неприятности, естественно, не проходят для автомобилей даром.
Сначала они теряют все выступающие детали вроде дополнительных фар,
зеркал и прочей несущественной дребедени. Потом начинает мяться корпус и
отваливаться колеса. После особенно удачного падения с обрыва некогда
красивый и мощный джип превращается в настоящую груду металлолома, дико
воющую при попытке забраться даже на самый пологий склончик и издали
смахивающую на очередную жертву хардкорного крэш-теста. Иными словами,
кроме всего прочего, Insane может похвастаться еще и очень неплохой
моделью повреждений, способной изуродовать машину просто до
неузнаваемости, если мы не будем достаточно осторожны при вождении. К
сожалению, эта модель пока еще далека от идеальной — например, не совсем
понятна прямо-таки олимпийская прочность ветровых стекол, не бьющихся
даже при лобовом столкновении с деревом на скорости миль эдак 70 в час,
после которого, кстати, общая длина машины может запросто уменьшиться
раза в полтора-два.
Не верь глазам своим
А теперь о пого… я хотел сказать, о графике. Похоже, только в этой своей
составляющей Insane не намного перегнал 4x4 Evolution, если
перегнал вообще. Нет, к прорисовке моделей машин претензий нет и быть не
может — фары светят, поверхности исправно отражают окружение, и даже
гонщик внутри кабины честно вертит башкой и баранкой на поворотах.
Ландшафт вместе с деревьями, зданиями, пирамидами и прочим тоже не
вызывает особых нареканий. Но вот визуальное качество пыли или брызг
из-под колес оставляет откровенно гнетущее впечатление. Достаточно
странно видеть такой явный прокол при общем неплохом уровне графики.
Возникает устойчивое мнение, что эти эффекты в виде нескольких
полупрозрачных спрайтов присобачили к игре в последний момент перед
релизом, забыв, видимо, сделать это непосредственно в процессе
разработки. Вместе с брызгами, кстати, неудачно и чересчур упрощенно
сделана водная поверхность, — ну просто никакого удовольствия плюхаться в
озеро с прибрежного утеса. О качестве изображения разнообразной живности
говорить особенно не стоит — антилопы-гну или бизоны узнаются с первого
взгляда, чего уже вполне достаточно, ибо времени посмотреть на них
повнимательнее обычно просто не бывает.
No roads
К счастью, перечисленные недостатки носят поверхностный характер
(дурацкую пыль можно, в конце концов, вообще отключить) и незначительно
влияют на общую оценку. Гораздо более сильно ее определяют совсем другие
черты: отличная задумка, достойное ее исполнение, в целом неплохая
графика, очень хорошо подобранная по стилю музыка... Стоит учесть еще и
тот факт, что Insane идеально подходит для проведения
многопользовательских баталий (Capture the Flag на джипах, а?), для чего
требует всего лишь стабильного модемного коннекта или локальной сети. Но
даже и одиночный режим, который, по сути, представляет собой игру с
ботами (прямая аналогия с шутерами), может надолго увлечь любого фаната
внедорожников. Игра года для всех, кто считает off-road своей страстью.
594 Прочтений • [Рецензия на игру Insane (2000)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]