До чего же приятно, наверное, делать компьютерные варианты настольных
игр. От разработчиков не требуются чудеса изобретательности, нужно просто
сделать симпатично и удобно.
Системные требования
Pentium 166 16 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 233 32 Мб памяти
До чего же приятно (совершенно точно) рецензировать компьютерные варианты
настольных игр. Не нужно оценивать оригинальность концепции и смелость
замысла, достаточно просто оценить, насколько все симпатично и удобно.
Вот, например, 10 Pro Board Games от Global Star Software
предлагает нам сыграть в шахматы классические, шахматы китайские,
заморские шахматы — японские, нарды, реверси, го, гомоку, 4-in-line,
бридж и шашки.
Давно не брал я в руки шашки... еще с Гражданской
Начнем, пожалуй, с самого традиционного — с шахмат. Надо сказать, что
реализованы они очень даже прилично и на фоне других подобных сборников
выглядят вполне достойным соперником. Радует количество сервисных
возможностей: можно не только выбрать новые «скины» для доски и фигур,
сменить систему нотации или настроить уровень игры компьютерного
оппонента, но и подглядеть за тем, как «думает» компьютер или просмотреть
список возможных ходов с комментариями. Словом, не Chessmaster, но
неплохо.
В начале девяностых многие из нас смогли на собственной шкуре убедиться в
том, что товары делятся на три категории: качественные, некачественные и
китайские. Действительно, нашим юго-восточным соседям присущ свой,
глубоко личный взгляд на все вопросы мироздания. Если вы имели
удовольствие играть в Hoyle Board Games
2000, то наверняка уже успели столкнуться с китайскими шашками,
бессмысленными и беспощадными. Здесь же нас ожидают китайские шахматы.
Кстати, это не так уж и страшно — игра относительно недалеко ушла от
обычных шахмат: прибавилась новая фигура, пушка (эдакий «апгрейженный»
вариант ладьи, каждый из соперников получает их по паре), игровое поле
разрослось до размеров 9 на 10, а посередине его пересекла «река». Вот
эта «река», пожалуй, самое занятное в китайских шахматах: дело в том,
что, например, слоны по правилам вообще не могут ее пересекать и играют
только в защите, а пешки, наоборот, перейдя реку, приобретают возможность
ходить не только вперед, но и вбок.
Но полный, извиняюсь за выражение, отвал башки и рак мозга — это японские
шахматы, или, как они называются официально, «сёги» (shogi). Поле 9 на 9,
по два десятка фигур на брата, но сколько возможностей! Начиная с того
удивительного факта, что взятые фигуры не снимаются с доски окончательно,
а попадают «в плен», и могут впоследствии быть использованы в игре новым
хозяином (при этом он вправе «десантировать» их на любое свободное поле),
и заканчивая массой возможностей для превращения, которому здесь
подвержены практически все фигуры. Говорят, сам Гарри Каспаров с честью
продул партию в сёги рядовому японскому любителю. Охотно верю.
Хотя называть сёги «японскими шахматами» несколько некорректно хотя бы
потому, что реальный статус «японских шахмат» (пусть и в переносном
смысле) носит другая игра, и имя ей — го. Увы, по достоинству оценить го
сможет только человек с восточным складом ума. Рядовой российский
школьник просто примет ее за компьютерную инкарнацию легендарного
«феодала» или «точек». На первый взгляд, это действительно так, поскольку
конечная цель — захватить максимально возможную территорию, окружая при
этом не только бесхозные земли, но и «пограничные отряды» противника. Но
попробуйте стравить друг с другом двух компьютерных противников и
посмотрите, как они играют! Какая истинно восточная неторопливость и
какое утонченное коварство! Нам, европейцам, с нашей приверженностью к
«силовой» игре и стремлением как можно скорее ввязаться в конфликт
(да-да, знаю, отучаемся говорить за всю сеть), трудно понять философию
такой простой, на первый взгляд, игры. Но «трудно» — не значит
«невозможно».
Очередная забава с фишками-камнями — гомоку (в каком-то каталоге
фриварного софта видел название «гомоки» и страшно смеялся). Игра очень
популярная, времени и листочков в клетку на нее извели ничуть не меньше,
чем на те же «точки», правда, не все знают, что та самая усложненная
версия «крестиков-ноликов», где на большом поле необходимо выстроить в
ряд не тройку, а пятерку своих символов, и называется гомоку. А вот еще
одна вариация на ту же вечную тему — 4-in-a-Line — для нас пока
относительно внове (хотя в уже упомянутые Hoyle Board Games 2000
она входила, под названием Line‘em Up!). Здесь нужно выстроить в ряд
всего четыре символа-фишки, но игровое поле расположено не горизонтально,
а вертикально. Поэтому, сами понимаете, поместить фишку в любую точку
игрового поля не получится — гравитацию еще никто не отменял, и если
фишка не найдет опоры, она свалится вниз. Такой вот гибрид гомоку и
тетриса.
Далее — бридж. Я бы, конечно, предпочел преферанс, ну так кто ж меня
спрашивал? Бридж так бридж. Ощущения в целом привычные, хотя
необходимость при торговле учитывать не только свои карты, но и карты
партнера, приятно щекочет нервы. Что меня поразило больше всего, так это
экран настройки правил торговли. По правде говоря, я уже и не помню,
когда в последний раз взирал на игру с таким же чувством легкого
отупения, переходящего в глубокий ступор. Черт возьми, да в глазах
барана, разглядывающего новые ворота, было больше интеллекта, чем в моих
парных органах зрения в момент изучения всех этих малопонятных простому
смертному ‘Pre-emptive opening’, ‘Jacoby transfer’ или ‘No Baron nor
Stayman’ (пришлось срочно бежать читать хелп)! А вот сами компьютерные
игроки разочаровали. Встретился бы с такими за преферансом — домой точно
ушел бы с набитыми деньгами карманами и полными сумками чужой одежды.
На шашках, нардах и реверси подробно останавливаться смысла не вижу,
скажу просто: их есть у нас. Сделаны неплохо, но никаких причин выделять
именно эти реализации из числа прочих нет.
Вам мат, товарищ гроссмейстер
А вот претензии к 10 Pro Board Games есть. Слишком уж все эти игры
разношерстно оформлены. Нет ощущения целостности; кажется, что
разработчики просто собрали весь свой актив, приделали к нему оболочку и
сочли свой труд законченным. Пожалуй, «кажется» — даже не то слово, я
совершенно уверен в том, что именно так они и поступили.
Одни игры запускаются строго в полный экран, другие только в окне. В
половине для того, чтобы задать уровень игры противника, сразиться с
живым соперником по сети или в режиме Hot Seat, достаточно начать новую
игру. В другой половине для этого приходится долго ползать по
разнообразным меню. Тулбары — где в лес, где по дрова. Не премину также
заметить, что сам по себе стандартный интерфейс Windows мало у кого
вызывает теплые чувства, а навязчивый вопрос ‘Save changes to Untitled?’
по завершении каждой партии выведет из равновесия даже Мистера
Флегматичность-2000.
Хотя в целом набор довольно неплохой, сами по себе игры сделаны добротно,
так что не покривлю душой, если порекомендую 10 Pro Board Games
всем любителям скоротать вечерок за шахматами, шашками или нардами.
813 Прочтений • [Рецензия на игру 10 Pro Board Games] [21.04.2012] [Комментариев: 0]