"Самое реалистичное управление!" — журнал Playstation Power. "Лучшая
раллийная игра всех времен!" — журнал Playstation Plus. Нет таких
геймеров со стажем, которые бы не слышали про "тот самый" Colin McRae
Rally. Не говоря уже о фанатах раллийных симуляторов и ралли вообще,
к коим я имею смелость себя причислять, которые ждали PC-версии, с
завистью косясь в сторону консольщиков. Игра вышла, и с первого же дня
фанатичные поклонники начали организовывать онлайновые чемпионаты с
призами и конкурсы на лучшее время допов (таковые, кстати, проводятся и в
Рунете, к примеру, на http://www.rally.f-1.ru). Это, согласитесь,
уже показатель.
Обманчивая простота
Системные требования
Pentium 200 MMX 16 Mб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 64 Mб памяти 3D-ускоритель
Первое впечатление — играть очень просто. Очень. Машина едет и
поворачивает практически сама. Повреждения предательски незначительны:
мочальте авто об стены, проходите повороты рикошетом — времени на ремонт
между участками хватит за глаза. Аркада. Выиграть мировой чемпионат — как
два пальца об tarmac. Честно говоря, думаю, именно это и послужило
причиной бешеной популярности «МакРея» в широких кругах далеких от ралли
casual-gamers. Да-да, я понимаю, что рискую быть закиданным камнями
улюлюкающей толпой: «Ты что несешь, изувер?!» Уже чувствую, как кривятся
ваши лица. Но все же…
Дело в том, и знатоки со мной наверняка согласятся, что Codemasters, уж
не знаю, по маркетинговым ли соображениям или по другим причинам, во всех
своих проектах очень «демократично» подходит к уровням сложности игры. На
“easy” можно вообще не отпускать гашетку — целуйте отбойники, буксуйте по
сугробам, все равно приедете первым. Колин МакРей, Юха Канкуннен, Ричард
Бёрнс и Томми Мяккинен будут как последние чайники ехать еще медленнее. В
такой игре — ни смысла, ни интереса.
Так вот, скажу вам прямо: если в Colin McRae Rally вы хотя бы на
уровне intermediate не «привозите» ближайшему сопернику на каждом допе
как минимум 15 секунд отрыва — грош вам цена как виртуальному раллисту.
Ни одного промежуточного сектора без увеличения отрыва! Ни одного заезда
без побития собственного рекорда! Делайте что хотите — скрупулезно
настраивайте машину, учите наизусть легенду, и, конечно… А вот в этом
«конечно» вся соль и содержится. Вот тут-то и придется поучиться. Как
проходить повороты в контролируемом заносе, не задевая отбойники и не
вылетая с трассы, как «крестить» машину, не меняя направления движения,
какую выбирать резину и подвеску для каждого покрытия, на каком
расстоянии от hairpin’а провоцировать занос при езде по мокрому снегу…
Игра проявит себя во всей красе, стоит только поднять себе планку.
Истина где-то там…
Для начала возьмите переднеприводный болид и поучитесь ломать его в
занос, не прибегая к помощи тормозов или ручника. Правильно, дети — сброс
газа. При торможении двигателем в повороте, во-первых, разгружая задние
колеса, чуть приподнимается корма, во-вторых, из-за того, что
«тормозящее» усилие двигателя приложено только к передним колесам,
возникает поворачивающий момент, который и ставит тачку в занос. С
симметричным полным приводом — то же самое, разве что занос возникает
более плавно. Просто в этом случае действующий на машину поворачивающий
момент чуть меньше — на полном приводе он возникает только из-за разности
сцепления передних и задних колес: передние нагружены, а задние —
«приподняты». Чтобы выйти из заноса, естественно, следует гашетку,
наоборот, нажать, довернув руль в сторону заноса. Полный привод, опять
же, «спрямляется» чуть медленнее, скользя всеми четырьмя колесами наружу
траектории. Кстати, на хорошо «отстроенной» подвеске реального автомобиля
величина заноса должна корректироваться только подачей газа. Если у вас
есть свое переднеприводное авто — найдите заснеженную площадку и оцените
все вышесказанное, так сказать, «в реале».
Кстати, нынешняя раллийная мода проходить повороты в заносе, — боком, —
началась, если мне не изменяет память, в начале 80-х, с приходом в ралли
полноприводной Audi Quattro и водившего ее Стига Блумквиста. До этого
повороты проходились на «кольцевой» манер и заносы были невыгодны — ведь
чтобы погасить занос на заднем приводе, следует, как нас всех
учили в автошколах, газ сбросить, что неминуемо приведет к потере
скорости.
Итак, почти все описанное «работает» в CMR. Добавьте сюда реакцию
на ручник, на тормоза… Пусть не совсем четко, пусть довольно часто движок
игры, побаловав нас реализмом, вдруг ведет себя не адекватно, но на
дворе-то — 98-й год!
Так или иначе, недостатки «симуляторной» части игры можно пересчитать по
пальцам одной руки. Вялая реакция на настройку жесткости подвески (пару
раз я проехал «жестокий» австралийский этап на асфальтовых амортизаторах,
так ничего и не заметив) — раз. Аркадность и несерьезность повреждений
(колбась машину сколько хочешь, перекручивай движок, включай заднюю
передачу на 100 км/ч) — два. В настройках полноприводной трансмиссии
очень не хватает регулировки распределения крутящего момента между
передней и задней осями (эх, сместить бы усилие на асфальте назад, а на
льду — вперед) — это три. Недостаточно чувствительное рулевое управление:
sensitivity приходится задирать перед каждым этапом — четыре. И, наконец
(правда, этот недостаток лично у меня трудностей не вызвал), «тупая»
коробка-автомат — пять. Все. Кидалово камнями, я так понимаю,
откладывается…
Картонка
Жаль, но вид из кабины подкачал. Ехать невозможно. Поэтому, как и во всех
ралли-симах, я предпочитал гнать «с бампера». Кстати, крены на экран не
передаются. Почти совсем. Это ужасно. FP-шутер какой-то… «Из глаз пилота»
кренится только торпеда, сам экран неподвижен. Зато очень, ОЧЕНЬ хорошо
чувствуется скорость, с которой дорога летит под колеса. В совокупности с
грамотным звуком двигателя, по которому без труда можно определить
обороты, абсолютно без проблем выясняется, насколько сильно буксуют
колеса в данный момент. К слову об оборотах: тахометр и дисплей с текущей
передачей плохо читаются боковым зрением. Новичку ничего не стоит при
подходе к крутому повороту, последовательно переключая передачи «вниз»,
ненароком добраться до задней.
Странно, но скорость почему-то отображается в милях — оно и понятно,
ведь, как известно любому уважающему себя ралли-фанату, этот вид
автоспорта появился в Штатах (хе-хе). Родина слонов, чесслово… Ну ладно,
мили, так мили. Хотя бешено нестись через овраги на шестой передаче и
наблюдать перед собой цифру «100» — как-то, мягко говоря, непривычно.
Стереотипы-с…
Эффекты — тени, освещение, камушки из-под колес, — для своего времени
хороши. В смысле, то, что они есть — уже здорово. Но не более. Правда,
стоит учесть, что это вообще один из первых ралли-симов, рассчитанных на
работу с ускорителем. Так что, если вы счастливый обладатель 3dfx VooDoo2
или, еще круче, Riva TNT — радуйтесь. На «риве» можно ездить аж в
800х600! Хотя и «софтовый» режим наличествует. Для братьев наших меньших.
Непосредственно трассы классные. Самое главное — они узкие! Кое-где
приходится изрядно постараться, чтобы втиснуть машину в очередной narrow
hairpin. Но вот картинка отработана средне. С одной стороны, впечатляет
размах трехмерных сцен, — километровые обрывы на Корсике, далекая
перспектива, — с другой стороны, сам пейзаж просто ужасен. Зрители,
деревья, редкие постройки похожи на неказистое нагромождение пикселей. Да
и сама машина со стороны выглядит удручающе. Модель вроде бы
правдоподобна, но натянутые на нее текстуры — мама! Едет она тоже
странно, даже не знаю, как это объяснить… Будто шарик по дороге катится.
Единственное, что визуализировано, и визуализировано отлично, — это
вращение колес. Класс. Видно даже, как они блокируются! А вот из
повреждений заметна только «жестянка»: пара кувырков, и машина похожа на
стиральную доску. Но отвалившихся колес и битых стекол не ждите. Впрочем,
не очень-то и хотелось.
Итого
Пусть мыльная графика, пусть кое-какие ляпы в физике… Этот сим (а это
действительно Сим, с большой буквы), несомненно, заслуживает почетного
места в аллее славы PC-ралли. После выхода Colin McRae Rally,
помяните мое слово, жанр изменится. Codemasters, подобно iD, входит в
роль законодателя мод… Флаг в руки, руль в зубы. Посмотрим, что
получится.
434 Прочтений • [Рецензия на игру Colin McRae Rally (Retroview)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]