Давным-давно, значительно раньше, чем даже в прошлую пятницу, российская
игровая общественность впервые получила возможность ознакомиться с новой
задумкой отечественных игроделов, впоследствии названной Штормом.
Она представляла собой sci-fi симулятор некоего военного крафта и
сопровождалась пачкой весьма впечатляющих по тем временам скриншотов.
Системные требования
Pentium II 266 64 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 128 Мб памяти 3D-ускоритель
С тех пор прошло много времени. Вместе с технологиями успел измениться и
взгляд на продукты родных разработчиков, особенно после выхода нескольких
удачных проектов последнего времени. Посему и отношение к наконец
завершенному Шторму было несколько настороженным — очень уж
хотелось увидеть качественную реализацию заявленных авторами идей,
которые в процессе разработки вполне могли деградировать до уровня
очередной, пусть и красивой, но тупой и аркадной леталки. Тем не менее,
вопреки всем законам теории вероятности, законам подлости и законам
падающего бутерброда, проект избежал подобной участи.
Звездные войны
Скажите, вы оптимист? Да? Совершенно зря! Для оптимизма нет абсолютно
никаких предпосылок. Если верить авторам Шторма, в будущем нас
ждет только ба-а-альшая куча неприятностей. На протяжении ближайшей сотни
с лишним лет человечество так и не сумеет придумать себе нового
развлечения, способного увлечь его больше, чем старые добрые военные
действия. Ну в самом деле, было бы излишним наивно предполагать, что
привычки, воспитываемые почти со дня сотворения мира, никак не проявят
себя в дальнейшем. Впрочем, оставим выяснение причин конфликта психологам
и вернемся к достоверным фактам. Вся заварушка начнется в 2117 году,
когда слишком расползшаяся по космосу Галактическая Империя перестанет
должным образом контролировать свои отдаленные провинции, которые, как
водится, немедленно возжелают независимости. После затяжной серии
конфликтов на смену одряхлевшей Империи придет так называемая
Галактическая Федерация, во времена существования которой и был впервые
установлен контакт с расой Велианцев. Ученые Федерации считали, что
Велианцы представляли собой не более чем дальних потомков одного из
исследовательских кораблей землян, несколько видоизменившихся под
воздействием чужих условий жизни и активно разрабатываемых генных
технологий.
С помощью Велиана была построена и запущена в действие крайне полезная
для Федерации система гиперпространственных порталов, сделавшая возможным
активное сообщение даже с самыми отдаленными из ее планет. Впрочем,
истинная сущность Велианцев и их изобретений очень скоро вылезла наружу.
Порталы предоставили им отличную возможность для мгновенной переброски
своих войск на территории, контролируемые Федерацией, чем они и не
преминули воспользоваться.
Тяжело в учении
Несомненно, в своем бедственном положении Федерация не откажется от услуг
таких прожженных профессионалов в деле спасения миров от всяческих
напастей, как мы с вами. Разумеется, надеяться на немедленное получения
титула Адмирала Всея Флота бессмысленно — поначалу придется
довольствоваться скромным званием кадета в летной школе. Пройдя несколько
тренировочных миссий, призванных ознакомить новичка с нелегким делом
управления атмосферным истребителем, мы получим звание Лейтенанта и
приступим собственно к спасению Отчизны.
Кампания построена по давно отработанному принципу последовательного
прохождения миссий, в который, дабы соответствовать современным
стандартам, был внесен ряд существенных изменений. Например, провал в
выполнении задания далеко не всегда означает необходимость начинать
заново, — если дотянуть до базы на своей разваливающейся колымаге, вполне
можно продолжить кампанию, не переигрывая злосчастную миссию (учитывая
последствия невыполненного задания, конечно). Кроме того, перед игроком
периодически ставится проблема выбора — какую из предложенных задач
решать дальше. В целом такая система довольно успешно создает иллюзию
реальной нелинейности сюжета, что можно только приветствовать.
Пары слов заслуживают и сами задания. Каждое из них является либо
логическим продолжением предыдущих миссий, либо четко обосновано
положением на фронте, которое описывается в выдаваемой игроку краткой
сводке военных действий. Никаких ”уничтожить все цели в квадрате
таком-то” нет и в помине. Напротив, нам придется каждый раз внимательно
читать брифинг, чтобы абсолютно точно представлять поставленную задачу, —
сопровождение поврежденного в боях авианосца, налет на базу противника в
составе нескольких штурмовых звеньев, дуэль с вражеским асом (включая
проверки обеих боевых машин секундантами противоположных сторон на
предмет мухлежа с оружием) или даже перегон разведывательного крафта с
одной базы на другую (осложняющийся тем, что поврежденный реактор
аппарата может рвануть в любой удобный момент). Частенько задания
меняются прямо в процессе их выполнения, поэтому не забывайте
прислушиваться к активным переговорам в эфире — кроме стандартной эфирной
ругани и подколок со стороны собратьев по оружию, там могут проскочить и
указания к дальнейшим действиям.
Каждому овощу
Естественно, что каждый из типов заданий предполагает использование
специализированного летательного аппарата, а это значит, что в ходе
прохождения кампании нам не раз и не два придется менять боевого коня.
Трансформация не так проста, как кажется, ибо любая из представленных в
игре машин обладает персональной физической моделью, и посему требует
особого подхода к управлению — иногда бывает нелегко привыкнуть к
тяжелому штурмовику, битком набитому вооружением, пересев в него прямо из
кабины легкого истребителя.
Поскольку нападение, например, на вражескую базу сочетает в себе отстрел
сразу нескольких видов целей (вражеские истребители, системы ПВО, танки,
различные сооружения), для его успешного завершения приходится держать в
воздухе целую армаду разнокалиберной техники. В результате бой происходит
одновременно на нескольких уровнях — на земле (дружественные танки
активно помогают в подобного рода заварушках) и в воздухе — истребители
занимаются воздушными целями, давая штурмовикам возможность сравнять с
землей нужный объект. А уж если все это веселье сопровождается
радио-дискуссией между двумя нашими базами об изменении приоритета
заданий, пилоту становится совсем жарко: с трудом увернувшись от залпа
ПВО, великолепным выстрелом срубив крыло подвернувшемуся недругу (красиво
дымя и вращаясь, он врежется в землю) и чуть не оглохнув от воплей типа
“в меня попали!”, мы внезапно получаем сообщение о том, что, де, стороны
наконец пришли к соглашению, задание отменяется, и нам нужно в срочном
порядке возвращаться на базу.
Все вместе это создает очень редко встречающийся в подобных играх эффект
независимого мира — при взгляде на карту можно отследить путь любого
дружественного звена, находящегося в зоне действия сенсоров, его взлет
или посадку, его бой с неприятелем, и вообще любое более-менее важное из
происходящих с ним событий. К сожалению, обычно бывает как раз наоборот,
— несмотря на все усилия разработчиков, игрок вдруг понимает, что все
происходящее вокруг — лишь декорация, призванная развлечь главного (и
единственного) ее персонажа.
Догоним и перегоним
Но Шторм не был бы Штормом, если бы не его графическое
оформление. Время, затраченное на разработку проекта, не пропало даром, —
абсолютно все внешние эффекты находятся на уровне высочайших мировых
стандартов. Достаточно один раз посмотреть на пролетающее над танковой
колонной звено перехватчиков, чтобы осознать сей простой факт. А забыть
этот изрезанный каньонами (идеально приспособленными для незаметного
“подкрадывания” к вражеским базам) ландшафт, по которому проложены
дороги, мосты и другие инженерные сооружения, это великолепное закатное
небо, эту пыль, поднятую пролетевшим в паре десятков метров над землей
истребителем, пытающимся оторваться от прочно севшего ему на хвост
вражьего звена, вообще невозможно...
Отдельной похвалы достойна более чем просто аккуратная проработка моделей
техники и зданий. Например, при попытке уменьшения скорости летящего на
бреющем полете ЛО на его крыльях очень к месту включаются тормозные
двигатели, а уж если мы попытаемся выполнить любую фигуру высшего
пилотажа, то он и вовсе расцветет направленными в разные стороны
выхлопами, каждый из которых, кстати, взбивает свой фонтанчик пыли на
земле (если он направлен в ее сторону, конечно). Про вращающиеся радарные
стойки на авианосцах и башнях танков можно даже не упоминать — такие
мелочи уже воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
Управление почему-то вызывает устойчивые ассоциации с аналогом из Su-27 Flanker. Видимо, из-за возможности системы целеуказания,
позволяющей следить взглядом за пролетающим мимо истребителем противника.
Очень опасное нововведение — в сочетании со слепящим солнцем, отличными
моделями и общей красотой (ах, этот закрывающий полнеба спутник,
прикрытый слоями перистых облаков, медленно плывущих в небе...) оно может
помочь зазевавшемуся пилоту потерять два крыла из четырех после
скользящего столкновения с землей. Кстати, такие повреждения абсолютно не
критичны для некоторых из представленных моделей. Фактически, любой
«гравецап» (кроме перехватчиков, летная модель которых, по сути,
представляет собой несколько модифицированную самолетную) в состоянии
доползти в таком состоянии до базы, потеряв при этом почти всю
маневренность, часть оружейных слотов и полагаясь в основном на
вертикально направленные сопла. Конечно, условием выживания в данном
случае является отсутствие вражьих истребителей за спиной, стряхнуть
которые даже при абсолютно неповрежденном корабле было бы крайне нелегкой
задачей, — однажды такая шайка хулиганов висела у меня на хвосте все 20 с
лишним километров до родной базы (благо, почти за пределами дальности
стрельбы). По прибытию на место их встретила объединенная система ПВО
авианосца и нескольких кораблей сопровождения, еще раз убедительно
доказавшая непреложный факт — не стоит бросаться в откровенно
самоубийственные атаки, даже если вы более чем уверены в своем мастерстве
пилота.
Вердикт
Я могу говорить об этой игре еще очень долго. Остались неупомянутыми
отличная озвучка, вполне по-человечески цепляющийся за жизнь AI (внезапно
прозвучавшая в эфире фраза “враг на шесть!” может означать для игрока
кучу неприятностей), удивительно точно переданная атмосфера витающей в
воздухе напряженности, когда глубоко в тылу врага наш перехватчик на
предельной скорости и на убийственно малой высоте летит по дну каньона, и
любое случайное попадание может означать фатальный сбой с курса, и умело
поддерживающие эту атмосферу анимационные ролики. Для любителей
статистики могу пожаловаться на отсутствие анимации второго пилота и
слишком явную помощь автопилота при посадке, но факт останется фактом, —
мы получили игру высочайшего класса. Несомненный must have для всех
любителей жанра. И, пожалуй, для всех тех, кто пока еще не считает себя
таковым.
1084 Прочтений • [Рецензия на игру Echelon] [21.04.2012] [Комментариев: 0]