Так уж повелось, что отечественная квестоиндустрия зиждется на трех
китах. Первый — любовь к народным персонажам. Разработчики уверены на сто
процентов, что если перед российским игроком на мониторе не мелькает
герой национальных анекдотов (пусть это будет и Шерлок Холмс), то продажи обязательно обречены
на, скажем так, неуспех. Второй — преемственность графического
исполнения. За редким исключением, как повелись разухабистые бэкграунды и
герои с плохой анимацией со времен первого Петьки с Василием Ивановичем,
так и кочуют из проекта в проект. Ну и, наконец, третий кит заключается в
чистА родном сюжете. То есть, сколько бы фриц или янки какой не пытался
играть в нашу игру, изюминки в ней он так и не найдет, предпочтя лубочным
шедеврам всякие Gabriel Knight’ы c Myst’ами вперемешку.
Хотя, кажется, закинули камень и в это стоячее болото. Дать такую
обобщенную характеристику русским квестам уже не получится…
Идеология
Системные требования
Pentium 133 16 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 200 32 Мб памяти
Официальную версию завязки игры вы без труда найдете на сайте игры, а вот
у меня есть свое видение проблемы.
В далеком пластилиновом будущем жил-был Босс (кстати, шеф
межгалактической разведки). Был он настолько крут, а главное силен, что
играл в бильярд исключительно золотым битком. Но как-то случилась беда —
пластилиновый звездолет, на котором обитал Босс, пролетая мимо
пластилиновой планеты, получил в корму чем-то красно-межзвездным,
вследствие чего очередной бильярдный удар смазался, и драгоценный шар
вылетел в мусорное отверстие (которое вело прямо в открытый космос),
скрывшись на просторах рядом находящегося космического тела. Закручинился
Босс над потерей золотого битка, начал думать думу горькую. И нашло на
него озарение. Из-за пыльных пустых винных бутылок вытащили
пластилинового солдата, который, как пионер, был всегда готов. Плюгавый
такой, три зуба и глаза врозь. Видимо, внешность и послужила причиной
отправки его через вышеозначенное мусорное отверстие прямо на вражескую
планету с заданием — найти и вернуть...
Даже по российским меркам сюжет совсем не блещет. Не в смысле завязки,
предыстории, а в смысле, с чем придется столкнуться, выполняя свою
миссию. Если сравнивать, то «Операция «Пластилин» больше всего
похожа на Братьев Пилотов и Поручика
Ржевского. От Братьев осталась концепция экран-уровень. 90
процентов локаций являются самодостаточными квестовыми единицами, которые
после прохождения вы уже больше не увидите. Редко-редко случается
ситуация, когда надо взять какой-нибудь предмет, чтобы использовать его
на следующем экране. Таких моментов — раз-два, и обчелся. Из Поручика
Ржевского перекочевало отсутствие отснятых кадров для неправильного
использования предметов. В Штырлице 2, например, основное
удовольствие доставляли действия и реплики полковника при тупом переборе
барахла. Здесь же дурилка в шлеме на подобные инсинуации разводит руками
и бубнит категоричное «не-а», даже не пытаясь выполнить приказ. Если
учесть, что на каждом экране обычно не больше пяти предметов, то, сами
понимаете, игра проходится до неприличия быстро. Несколько удлиняют и
разнообразят процесс лишь возможность соединять два предмета, а также
умение главного героя трансформировать тот или иной предмет для
собственных нужд (допустим, из одной доски можно сделать две, но
покороче, если правильным образом задействовать руки, доску и железную
голову).
Присутствует тут и еще один квестовый элемент, именуемый в народе
«головоломкой», а в профессиональной геймерской среде «паззлом». Всего их
в игре пять, и это на тридцать экранов-сцен. Своей простотой они наводят
на мысль о детской ориентации игры. Решить самую сложную сможет любой
уважающий себя взрослый человек младших классов. Главное понять, что от
тебя требуется.
Пластилиновый мир
В пределах России игра, безусловно, оригинальна (нет ни графической
преемственности, ни чисто русского юмора, даже всенародно известный
главный герой отсутствует — так, какой-то зеленый уродец), но вот для
World Wide пространства... Сомневаюсь. Судите сами.
Несмотря на пластилиновое великолепие (пусть и в 640x480), нельзя не
признать, что до «Операции «Пластилин» была как минимум
«Небывальщина», сиречь Neverhood. Причем не менее красивая. Те же
веселые сюрреалистичные задники, задорные персонажи и килограммы
розового, зеленого, синего и прочего пластилина. Те же всамделишные герои
и не менее качественная прорисовка помещений. Правда, юмора было
побольше. Что в «Операции «Пластилин» чрезвычайно понравилось — анимация.
Нет никаких рывков, накладок и прочих недоделок, что зачастую приходилось
наблюдать в других наших квестах. Кстати, колорита игре добавляют
непластилиновые элементы: например, рука, берущая за шкирняк сапога
главного героя и переносящая его на следующий экран, карандаши, штыри,
канцелярские кнопки. Все они как бы подчеркивают нереальность
происходящего. Главный герой вдруг становится не живым персонажем, а
хорошо слепленной игрушкой, которая вдруг ожила, прямо как в добром
детском сне, навеянном Оле Лукойе...
Как играется? Эх, был бы я лет на десять моложе... В меру сложные
загадки, красивейший мир на мониторе... Но. Остается слишком много
вопросов — не погубили ли сами себя разработчики, допустим, полностью
отказавшись от диалогов (сцена с допросом не в счет)? Какой отечественный
любитель квестов откажется от хорошей шутки или неожиданной канвы
разговора, предложенной авторами! Если вылеплено так мало сцен (понятно,
что процесс очень трудоемкий) и повторное прохождение занимает от силы 40
минут, почему бы не попытаться максимально нагрузить игру смыслом? Нет
ответа.
Явно озаботившись, скажем так, короткометражностью игры, авторы пошли на
смелый шаг — ввели разветвленность сюжета. Что это значит? Нет, о
нескольких концовках речь не идет (нельзя даже завалить задание), просто
некоторые экраны для достижения своей цели можно пройти в разной
последовательности. По сути, ничем хорошим это не обернулось, даже
кое-где вызывает раздражение. Мне, например, пришлось изучить ряд локаций
по два раза, повторяя одни и те же задания только потому, что я их
выполнил не в порядке очереди — в сцене с тремя дверями направился не в
тот вход, и все мои усилия — насмарку. В общем, кому как повезет.
Вывод
Заключение было бы печальным, окажись «Операция «Пластилин» не
просто второй в своем роде, но еще и без всяких оригинальных черт. В
нашем же случае ситуация все-таки иная — среди довольно однообразных
поделок, отличие которых сводится лишь к личности главного героя, «Операция «Пластилин» выглядит если не жемчужиной, то
полудрагоценным камнем точно. Пусть не выполнены все обещания с коробки,
пусть «авторская музыка» оказалась легким и незапоминающимся мотивчиком,
пусть. Главное, что разработчики, и, более того, компания-издатель
рискнули поставить на неизвестного героя, оригинальную для России
графическую концепцию, не побоялись того, что первый блин может оказаться
комом. Это похвально.
Кстати, в заключительном мультфильме главный герой нашел золотой биток,
но осталось неясным, как он собирается его депортировать с пластилиновой
планеты. Чуете, чем пахнет? Ждем!
1251 Прочтений • [Рецензия на игру Операция "Пластилин"] [21.04.2012] [Комментариев: 0]