Представим себе следующую гипотетическую ситуацию. Допустим, по осени вы
решили купить себе новые ботинки. Услужливый продавец в магазине в
течение трех часов расписывал вам достоинства новой выставочной модели
приглянувшихся шузов. Речь его состояла в основном из слов
"восхитительно", "умопомрачительно", "бесподобно", "сногсшибательно" и
других не менее действенных эпитетов. Он просил лишь потерпеть немного,
пока обувка поступит в продажу. Вы ждете месяц, другой, третий, сезоны
меняются в привычном порядке, а зануда продавец продолжает парить мозги
тем, какие чудесные самозавязывающиеся шнурки, интеллектуальная подошва,
реагирующая на перемену погоды, отзывающаяся на свет окраска и прочий
технологический хлам ожидает вас.
Системные требования
Pentium II 266 64 Мб Direct3D 7
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 128 Мб Direct3D 7
Наконец, когда терпение уже на пределе, настает долгожданный день. Вы в
предвкушении чуда идете по улице с коробкой блестящих туфель. Дома же
обнаруживается, что обувь оказалась слегка поношенной, шнурки напрочь
отказываются завязываться, подошва упорно тупит, воспринимая все лужи в
окрестности за приближающееся цунами и раскрывая встроенный в задник
зонтик, а цвет меняется только с рыжего на фиолетовый, что никак не
вяжется с вашим любимым зеленым костюмом. Потерянного времени и денег
становится немного жалко, хотя и понимаешь, что сшиты ботинки на века и
сносу им нет.
Очень странное кино
Вот, приблизительно так можно описать сложившееся впечатление от Black
& White. Впечатление двойственное и не сильно вяжущееся с тем, на
что рассчитывал, и о чем килотоннами писали многочисленные средства
массовой информации во главе с мистером Стивом Джексоном и его
бесконечными очерками о Lionhead Studios, продолжающимися и по сей
день. Судя по поднятому вокруг B&W шуму, ожидать следовало как
минимум отвисшей до пола челюсти, вставших во всех местах волос и
округлившихся до размеров коровьего вымени глаз. Но почему-то все эти
катаклизмы человеческого организма упорно не желают происходить, и части
тела остаются неподвижны.
До невозможности банальная сюжетная завязка сингла тут же наводит на
мысль о том, что взять нормального сценариста в Lionhead забыли
напрочь, увлекшись рекламой и целой кучей совершенно никому не нужных
мелочей. Есть хороший бог, есть плохой. Плохого надо покарать за то, что
гадит не в отведенных для этого местах, причем желательно сделать это
побыстрее, пока все не задохнулись. Такой расчудесный сюжет достоин разве
что сочинения на два с половиной балла в средней школе центральнотаежного
населенного пункта, где до сих пор популярны керосиновые лампы.
В процессе предстоит выбрать сторону добра или зла, белое или черное, и развиваться в
соответствии со своими законами. Хотя, разумеется, дозволено остаться
нейтральным, но это не так интересно и даже скучно. Сделавшие же свой
выбор вполне могут рассчитывать на некоторое повышение интереса к игре и
даже ее внешнее изменение в буквальном смысле. Однако сюжетная линия и
миссии останутся при этом нетронутыми. И как бы вы ни старались, пытаясь
стереть с земли не подозревающего подвоха бога-союзника, дабы тот не лез
со своими тимуровскими приставаниями, как бы ни скармливали крестьян
своему питомцу, встать на сторону абсолютного зла и подружиться с главным
злодеем не позволит плоский, как масленичный блин, сюжет. Так и
получится, что розовощекий Плохиш будет бить морду тем, кто его же
накормил печеньем и дал бочку варенья.
Впрочем, закончится весь этот "уникальный" роман очень быстро. И не
скрасят его даже надоедливые советники со своим скромным набором фраз и
не самых удачных шуточек. Жалкие пять миссий, не смотря на свою ужасающую
длину, достаточно быстро подойдут к концу и это будет первый раз, когда
захочется округлить глаза и со всей силы похлопать ими, непроизвольно
нарисовав мышкой знак вопроса на экране. Но нет такой магии, нет…
Я знаю, что вы делали три года
Те, кто следил все это время за разработкой B&W, наверняка
представляли огромный самостоятельный мир, в котором необходимо будет
творить соответствующие своему сознанию дела и могучей дланью указывать
путь заблудшим. В итоге же все чуть не превратилось в самую
обыкновеннейшую RTS с единственной целью — устранить богов-конкурентов в
окрестностях определенного острова. По большому счету, стратегическая
часть B&W являет собой как минимум половину процесса и
поначалу отнимает кучу времени.
Точно так же приходится строить дома для своих подопечных, снабжать
тунеядцев ресурсами и даже регулировать процесс воспроизведения. При этом
построить какое-нибудь кладбище или Miracle Dispenser является просто
непосильной задачей. Выбор строения определяется автоматически, исходя
лишь из того, где находится божественная рука, в большинстве случаев
предлагая никому не нужное поле с пшеницей. А самостоятельно нарубить
дерева, вырастить достаточное количество злаковых или подобрать себе
спутницу жизни ленивые жители не могут, хоть что с ними делай. Пока
каждого мужика не сунешь носом под конкретную юбку, он так и будет до
хрипоты орать "We need offspring!" и вывешивать дурацкие флаги с
сердечком над городской овощебазой. В то же время взять в руку несколько
человек элементарно нельзя, а забросив надолго смертных, рискуешь
остаться без поклонников.
И ведь это еще не все. Самое обидное в том, что, спустя некоторое время,
ощущение собственной божественности опускается все ниже и ниже и под
конец болтается в районе колена. Только подумайте — бог должен САМ СЕБЕ
ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВЫ! Как это понимать? Ведь вполне логичным было бы
установить уровень сакрифайса, меняющийся в зависимости от толщины веры
сельских жителей в своего создателя. Пущай прыгают сами в печку по
очереди. Господи, да хоть бы сделали указатель на то, в какой деревне
хотят жрать — и то легче было б. А то, пока все не обежишь, не поймешь.
От подобных операций с тупым как пробка населением репа едет со страшной
силой. А если деревень к тому же несколько, то просто хочется плюнуть на
всех этих оглоедов, заняться захватом территории или же воспитанием
своего питомца, поднять тотем до пятидесяти процентов и смотреть, как все
от мала до велика бегут к храму плясать под национальную музыку, валятся
с ног от голода и усталости, но продолжают плясать. Вытекающая отсюда
несбалансированность черной и белой сторон бьет армейским сапогом прямо в
живот, совершенно не оставляя выбора.
Зоофобам на заметку
Ладно, забыли про мелочи в виде безмозглого населения Эдема, их низменных
желаниях, расцветающей проституции, обжорстве и лени. И помимо них есть
нечто, требующее нашего драгоценного внимания. Приятный, волосатый макак
так и норовит пристроиться для справления своих потребностей рядом с
жилыми домами ничего не подозревающей деревни. Иногда он кидается елками,
пинает здания и упорно продолжает пробовать на зуб все, что попадается
под руку, от чего тошнит. Он еще совсем маленький, но ужасно любопытный.
Задача любого бога — воспитать малыша по своему образу и подобию. Хочешь,
чтобы население вереницей ходило за ним, или наоборот — в ужасе
разбегалось при одном только появлении титана на горизонте? Не вопрос!
Метод кнута и пряника еще никто не отменял.
Схема воспитания проста до безобразия и не дотягивает даже до яслей.
Нагадил в деревне — получи по репе и больше так не делай. Погладил
ребенка, поплясал перед народом — большой молодец. И так далее, в том
числе и с точностью до наоборот по желанию. В итоге годам к двадцати пяти
вырастает этакий лоботряс, способный тем не менее обаять соседнюю
деревушку, закидав ее огромными камнями или устроив благотворительное
представление около кладбища. И неважно, каким путем он добьется
признания. Факт в том, что верный питомец — незаменимый путь к
доминированию и установлению единовластия.
Ограниченный пределами своей территории, несчастный божок вынужден
использовать на посылках безропотное существо. Забыв о нуждах
человечества и сосредоточившись на воспитании младенца, постепенно
превращаешься в мамашу-фокусника. Научить можно буквально всему, начиная
от снабжения деревни необходимыми товарами народного потребления ака "ель
обыкновенная" до деструктивной магии, каковой, к сожалению, крайне мало.
Впрочем, крепкие кулаки спасут тех, кому не хватает знаний. Битва двух
гигантов куда более зрелищна, чем жалкие фокусы с волшебной палочкой и
доставанием кроликов из трусов.
Потратив некоторое неопределенное количество времени на подобный детский
сад, можешь наблюдать идиллическую картину со штормом на фоне
кроваво-красного заката, горящей деревней и возвышающимся над ней
зататуированным до неузнаваемости львом, кастующим файерболы один за
другим. Произведение, достойное кисти профессионального художника и
действительно впечатляющее. Пожалуй, эта часть игры, несмотря на свою
откровенную тамагочеобразность, проработана практически без претензий, и
развивающийся искусственный интеллект вызывает уважение. Правда, отсюда
вытекает явный приоритет по интересам по сравнению с прожорливой
деревенькой, до отказа набитой сексуальными маньяками. Да и убить
четвероногого собутыльника нельзя в принципе, в отличие от постоянно
отбывающих в мир иной граждан.
Now I'll show ya real magik!
Впрочем, не так все плохо, как может показаться. В противном случае
статья превратилась бы в продолжение истории о похождениях Роя Киллинса,
и игра получила бы заслуженный кол, несмотря ни на какие ухищрения
PR-отдела. Помимо продвинутого AI домашнего животного, смены погодных
условий в зависимости от выбранной стороны и великолепного
комбинированного управления, к которому привыкаешь довольно быстро, есть
еще масса достойных вещей по мелочам, рассказ о которых займет слишком
большое количество времени и места. К примеру, очень оригинальная фича с
использованием магии не простым нажатием на картинку, а с помощью
"рисования" определенного знака курсором, стопроцентно получит
распространение в ближайшее же время, поскольку ново. Другое дело, что
слегка задалбывает каждый раз ерзать мышкой по коврику и после целиться в
маячащую вдалеке деревню, имея все шансы промахнуться. С прицеливанием
тут беда.
Многажды хваленая графика не вызывает приступов восхищения, но и рвотные
рефлексы не подают никаких знаков внимания. Плавный zoom без тормозов в
качестве жертвы потребовал динамического изменения качества текстур и
полнейшего отсутствия детализации людей и животных. Квадратные,
перекошенные лица, гармошка, "растущая" прямо из ладоней, ступни
пирамидкой — впечатлит такая "красота" разве что слепого.
Правда, такие недостатки перестаешь замечать на фоне общего, все же
положительного впечатления от самой игры (особенно на стороне зла),
красивых панорам и отличной озвучки. Последняя, к сожалению, не такая
многообещающая, как ее описывали многочисленные пре-превью, но все же.
Услышать звук жужжащей над ухом барана мухи не получится, но отличить
музыку и ритуальные крики пляшущих около храма прихожан или услышать
кашель ползущего на коленях, смертельно уставшего дровосека можно
запросто, что, безусловно, приятно.
Божественный приговор
Одним словом, сказать, что в Lionhead все три года разработки
занимались ерундой и в итоге произвели на свет урода, нельзя. И это
несмотря на то, что непозволительно огромное количество глюкобагов сразу
же урезает впечатление от игры вполовину, а многих заставляет убрать диск
на полку как минимум до первого серьезного патча. Внезапные перегрузки
компа, вылеты в Windows, периодически накрывающиеся сейвы, обязательный
autosave, проявляющийся в самый неподходящий момент, и невозможность
загрузить игру до того, как построен храм, все больше и больше отбивают
охоту. А ведь сколько было заверений в том, что бета-тестеры не спали
ночами, выявляя глючные и неиграбельные места и составляя
многокилометровые списки ошибок и недостатков. Но даже не это главное.
По-настоящему глобальный по сути проект элементарно не имеет половой
ориентации — многопользовательской или одиночной. От одной мысли о том,
какой можно было бы сделать онлайновую часть игры, захватывает дух. Точно
так же можно было бы проработать и сингл. Бросившись удовлетворять
желания нескольких слоев игрового сообщества, нерадивые девелоперы
создали гремучую смесь, не способную удовлетворить гурманов, и в
основном, похоже, рассчитывали на свою самую большую в истории рекламную
кампанию. Пять миссий и столько же уровней для skirmish — это
преступление. Впрочем, насколько удался расчет, покажет время.
В толщине кошелька и пронырливости такого монстра, как Electronic
Arts, никто никогда не сомневался, а полное сохранение всех
характеристик зверя и самого бога и их перенос из игры в игру дает все же
некоторый простор и надежду. Однако этого мало, и остается надеяться лишь
на то, что обещаемые многочисленные аддоны наконец расставят все точки
над "yo!". А игра в итоге избавится от жутких, непростительных глюков и
приобретет свое Лицо, а не набор красивых масок французского театра
комедии.
1136 Прочтений • [Рецензия на игру Black & White (Серая)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]