Air Command 3.0 ни в коем случае не игра и даже не симулятор. Это
не трехмерная стратегия и, увы, не квест от Cryo. Это не архив в десять
мегабайт и не стиль жизни по Monty Python, это не метафизика, не
гегельянство и даже не кантианство. Это вообще ничто. Пустота, Виктор
Олегыч.
Постовые поднебесья
Системные требования
Pentium 133 16 Mб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 200 32 Mб памяти
Как вы думаете, кто управляет самолетами? Экзюпери? Барон фон Думколф или
Мимино в синем кителе? Да черта с два. Самолетом управляют с земли, и это
аксиома. Современный летчик, а тем паче водитель пассажирских аэробусов
умеет только вовремя нажимать нужные кнопки, вертеть стильную баранку и
томным баритоном порыкивать в микрофон «Командир самолета и экипаж
прощаются с вами и желают всяческих хорошестей, Леночка, несите лимонад».
Вверху, чтобы вы знали, творится то же самое, что и внизу. Загруженный
трафик, повороты и развилки, превышение скорости и опасное сближение. Не
хватает только ГИБДД, роль которого возложена на авиадиспетчеров, людей,
сутками напролет смотрящих в зеленые мониторы и руководящих всем этим
безобразием. «Земля, земля, где я, спасите-помогите!» — надрываясь орет в
наушниках Мимино из-за облаков, и «земля», закусив провода, кидает его на
запасной коридор, вручную ведет на посадку и направляет к нужной полосе.
Вот такая метафизика.
Красные точки
Для начала о так называемой романтике. Настоящая авиадиспетчерская служба
скучна, грустна и требует дьявольской концентрации на собственно
процессе. В диспетчеры не берут людей с плохим зрением или недостаточно
развитым пространственным воображением. Каждый лишний зевок за
индикатором кругового обзора может стоить сотню-другую жизней, а ошибка в
номере борта или неправильная расшифровка координат по сетке ПВО
моментально заканчивается тюрьмой и/или трибуналом. В военное время,
кстати, расстреливают на месте, но это уже детали. А теперь об игре.
Это не трехмерная стратегия, это не квест от Cryo… короче, это не игра
про тех, про кого ваш покорный распинался тут три абзаца кряду. Это
(возможно) сон пьяного диспетчера (а они, как известно, не пьют вовсе)… в
общем, человеческим языком этого не объяснить. Представьте себе круглый
экран с цветной картой и крутящимся визиром (такая хреновина, пацаны,
которая елозит по радару типа как стрелки в часах). На экране всеми
цветами радуги изображены кружочки, треугольнички и полосочки, каждые
пятнадцать секунд из-за краев появляются символы «Q», все время куда-то
стремительно убегающие. Игроку требуется вовремя щелкать на эти
загадочные «Q», выбирать на линеечке высоту и угол полета, а потом
нажимать кнопочку «Exec». И вся игра.
Чрезвычайно захватывающе! Во-первых, давайте посмотрим правде в глаза и
разберем по пунктам: какая такая цветная, нафиг, карта? Вы где-нибудь
видели цветную карту в том же «Коринфе», например (между прочим, самая
настоящая программа для управления самыми настоящими полетами)? Но это
ладно, это еще можно отключить из верхнего меню, но как вам понравится
отсутствие пунктиров воздушных коридоров? Кто их отменял, а? Это что ж за
воздушная анархия такая без коридоров? А где на ИКО показатели азимута,
угловой скорости, да и что это, наконец, за система докладов такая? «Борт
такой-то request takeoff»! Да откуда тэйкофф-то, тысяча чертей?
С момента появления на краю экрана аэробусов работа диспетчера плавно
превращается в рутинный каждодневный труд среднестатистического держателя
муравьиной фермы. Самолеты беспорядочно прыгают по экрану и норовят пойти
друг другу наперерез, назойливый визир мельтешит перед глазами, а
разноцветные «Q» настоятельно требуют, чтобы их вручную подводили к
каждому аэродрому. Продолжается этот бег в мешках ровно до тех пор, пока
борты все-таки не столкнутся лбами, и нам крупным планом не покажут
почетную, с позволения, грамоту (ищ. на скринш.), в которой популярным
языком излагается наша будущая судьба. У вашпокорного цветная копия уже
висит в туалете. Порой заставляет, знаете ли, задуматься о вечном.
Эффект Доплера
Но даже это еще не все! При такой нарочитой, я бы сказал, примитивности, AC3 еще смеет похваляться «самой точной
компьютерной реализацией»… чего бы вы думали? Эффекта Доплера. Если
заглянуть в политехнический словарь, то развернутая статья по
доплеровскому эффекту будет, естественно, на букву «Д» на 161-й странице
между домкратом винтовым на салазках и дорожно-строительными материалами. Впрочем, я вам все объясню куда
проще. Частота электромагнитных волн, выплевываемых радиолокационной
станцией с некоторой периодичностью в пространство, изменяется в
зависимости от скорости и направления движения объекта относительно
источника волн. Тут действует обратная пропорция, то есть чем ближе
летящий борт к РЛС, тем выше частота волн и наоборот. Эффект Доплера
активно используют для измерения скорости летающих объектов и прочих
весьма важных параметров, однако мне тут нашептывают на ухо, что,
согласно последнему опросу, большинство дорчитателей решительно принимает
за волны то, что обычно стонет, и плачет, и бьется о борт корабля,
растаял в далеком тумане рыбач… Впрочем, это к делу не относится.
Вы представляете себе такую несусветную наглость? Доплеровский эффект в
какой-то псевдоголоволомистой аркадке! Да это все равно что про
какой-нибудь «Сопвич» сказать, будто бы там чрезвычайно точно реализована
работа задних элеронов подвески, а в отношении «Тетриса» заявить, что его
математическая модель составлена с учетом всех законов постньютоновской
физики. Наглость, гадость и кощунство.
Дело
Однако довольно скрежетать зубами. Как игра Air Command 3.0
умирает в рекордно короткие сроки — полвечера. Неслыханно! Но как развлечение она продолжает жить и жить. Встроенный редактор
воздушных пространств с возможностью вставки BMP-картинки на подложку
продлевает сроки хранения на <тут все зависит от фантазии> часов.
Отсканируйте карту Москвы и Подмосковья и гоняйте аэробусы из Внуково в
Домодедово и обратно — игре плевать на масштабы. Или лучше положите на
бэкграунд фотографию любимого начальника и развлекайтесь сколько угодно,
перемещая воздушные коридоры по маршрутам «левое ухо» — «правый глаз».
Если начальник, конечно, не обидится. Безусловно, это не столь
душещипательно, как портрет президента на мишени дартс или ритуальное
послеобеденное избиение резиновых японских болванчиков, но скоротать пару
часов на работе можно вполне.
Хотя, если попробовать взглянуть на продукт серьезно или даже со смыслом, то непременное разочарование, плохое настроение и
испорченный уик-энд гарантированы с максимально возможной вероятностью,
друзья. За те три дня, что я провел за продолжительной игрой в AC3, у меня совершенно наглым образом сперли в автобусе записную
книжку, потерялся самый любимый персонаж многомесячной прокачки из UO, сожгли газету в почтовом ящике, а в довершение — отключили
телефон. Я, конечно, тут шучу, что, мол, это все карма, а вовсе не
случайные совпадения. Только какие-то они шибко подозрительные, эти
совпадения. Непростые. Что-то во всем этом определенно не так.
572 Прочтений • [Рецензия на игру Air Command 3] [21.04.2012] [Комментариев: 0]