"Tycoon" — дурацкое, неказистое слово, внешне напоминающее помесь
осьминога, паровоза и крышки от люка, прочно вошло в жизнь любого
социалистического геймера. Если кто-то не прокладывал рельсы по маршруту
Куба — Индонезия, то уж наверняка развлекал виртуальный народ
тошнотворными американскими горками, сверхзвуковыми каруселями и прочими
адскими машинами по производству адреналина. Ну, в крайнем случае,
закармливал одиноких бабушек и наивных студентов аппетитной пиццей
собственного производства — побольше острого перца и пережаренного лука,
поменьше теста и томатной пасты. Все это баловство, скажу я вам. Пора
заняться серьезными делами.
Черное золото
Системные требования
Pentium 200 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 64 Мб
Черт, а ведь хотел начать статью совсем иначе. Планировал написать о
досадном упущении со стороны разработчиков, так до сих пор и не
придумавших симулятор унитаза, этакий Slivnoj Bachok Tycoon или Toilet Connection Deluxe. Так что вы думаете, не прошло и пары
дней после рождения подобных мыслей, как анонсировали Gadget
Tycoon, в котором запросто можно будет построить себе любое биде и
напичкать его всякими шреддерами, распылителями и задоочистителями с
подогревом, а также возможностью шоппинга и обмена опытом через Интернет,
не сходя с насиженного места. Впрочем, это все равно не тот унитазный
тицун, которого мы все с нетерпением, и который, помяните мое слово, не
заставит.
Ладно, это все лирика. Суровая действительность так и норовит вернуть нас
на землю, где большие деньги делают вовсе даже не на стульчаках с
программным управлением, а на вязкой жидкости, именуемой в народе "черным
золотом" наряду с "белой смертью", "красным пекарем", синим матросом и
гринписом. Ну сознайтесь же, ведь хотелось вам в самых своих кошмарных
снах называть себя, к примеру, Халед аль-Фулай и жить где-нибудь в
Кувейте во дворце c кучей послушных наложниц и бассейном с половину
Красной Площади? Или, скажем, гордо носить фамилию Березовский и плевать
всем на лысые головы с Пизанской башни, благо удобно?
Если так, то вам необычайно повезло. Симулятор, который по идее должен
был появиться чуть ли не одним из первых, наконец выполз на свет,
заморгал своими кривыми глазенками, задрал волосатую ножку и предложил
развлечься. Некая команда Blackstar Interactive, недавно получившая права
на издание в Европе "мыльной" RPG Sieve Of
Avalon, купив конструктор "Сделай свой Tycoon за тридцать дней",
на скорую руку склепала в нем нечто магнатообразное, не удосужившись
снабдить его хотя бы историей развития нефтяной промышленности,
зарисовками из жизни нефтяников или даже столь привычными для всех
миссиями. Это было бы, по крайней мере, интересно, и игра не казалась бы
столь односложной и до боли похожей на среднестатистический,
кастрированный tycoon.
Меня зовут Бэн Зин
Вообще, в последнее время творения чересчур заботливых девелоперов
вызывают легкий ужас и волнение общественности. Едва ли не каждая вторая
игра сводится в банальному "point-and-click", ориентированному на newbies
— никаких тебе настроек и hotkeys. Правую кнопку мыши можно оторвать с
воплями и торжественно вручить соседу-пропойце, а коллега Joykiller
просто обязан при всем честном народе сжечь свой никому не нужный
Strategy Commander. С высоты дней настоящих перенасыщенный всевозможными
буттонами и триггерами RRT2 смотрится просто настоящим монстром, а
сегодняшний однокнопочный Oil Tycoon — идеалом минимализьма и
заботы о гражданах.
Впрочем, мы опять отвлеклись. Итак, как вы думаете, с чего начинается
утро любого нефтяного магната? Правильно, с чашечки горячего керосина.
Это у них обычай такой. Вот и наше с вами знакомство с обеспеченной
жизнью начнется с пробного бурения. Зовем друзей, ставим галочку напротив
"turn based" или "real time", называем свою фирму как можно более
жизнерадостно и… перед нами предстает привычная с уроков географии карта
мира с центральными нефтяными месторождениями, среди которых все тот же
Кувейт, Саудовская Аравия и многострадальный Техас, до сих пор каким-то
чудом не умерший от чрезмерного внимания со стороны инопланетян и
астероидов. То, что славный город Петра входит в число таких
месторождений, никого не волнует, не правда ли?
Теперь покупаем права на проведение пробных работ, удачно находим нефыть,
и с этого момента начинает убывать наш скромный начальный капитал в
два-три миллиона "зеленых". Поначалу даже голова идет кругом от кажущейся
навороченности. Оборудование на вышку купи, рабочих посади, инженеров
потолковей найми, да еще подай всей этой ораве ящик огурцов, чтоб не
померли с голодухи. Впрочем, как выяснится позже, оборудование можно
взять в аренду, да сэкономить на интеллигенции, благо сильных изменений
при этом не предвидится.
Дальше все строго в соответствии с наукой. Ставим свой филиал в ближайшем
селении, проводим к нему нефтепровод и тащимся от собственной
сообразительности. Через полчаса мучений рабочие сыты и здоровы, дырку в
земле углубляют и расширяют, нефыть добывают, никудышное оборудование
изнашивается, договор на его аренду заканчивается, пора и доход хоть
какой-то получить, а то на икру скоро нечего будет намазывать.
Тут натыкаешься на первый довольно серьезный недостаток — крайне слабую
экономическую модель. Фактически, единственный источник доходов — продажа
нефти бесконечно прожорливым очистительным заводам, следующая сразу за
постройкой филиала и налаживанием процесса перекачки. Назначил чартерный
рейс куда-нибудь в Роттердам, набил танкер до отказа и вперед — через
пару-тройку месяцев полтора "лимона" осядут на твоем счету. При наличии
нескольких буровых вышек никакого труда не составит поддерживать баланс
на должном уровне.
Игра на рынке и случайные события нисколько не спасают положения и
существенных финансовых радостей не приносят. Ну что это за детский сад,
когда вся биржа сводится к банальной покупке акций с практически не
падающими ценами?! Посмотрел, кто растет постоянно, купил и забыл. Даже
последующий выброс всех с любовью скопленных активов не приведет к краху.
О, где же ты, мой любимый брокер из RRT2, так радовавший меня
сообщениями о вынужденной продаже бумаг моей же компании в размере ста
процентов от общего числа. Как мне тебя не хватает…
С неожиданностями дела обстоят нисколько не лучше. Предусмотренная
возможность устраивать на месторождениях мятежи с вырыванием волос и
выкалыванием глаз противнику практически бесполезна. Ваш же собственный
мятежник в двух из трех случаев обует родную контору на пару миллионов и
благополучно слиняет, причем в случае успеха денег не прибавится, а
объект так и будет продолжать фунциклировать.
Изредка правительство дружественной страны награждает жалкой суммой тысяч
так в тридцать за какие-то мифические услуги или, наоборот, карает на ту
же сумму за слишком усердное бурение. Честно скажу, при миллионных
капиталах это рассматривается как издевательство. Танкеры упорно
отказываются сталкиваться с НЛО, трубопроводы не ржавеют, нападение
жуков-людоедов рабочим вышки не грозит, в общем, тихая и мирная жизнь
скромного нефтяного магната налицо.
Даже апгрейды не доставляют никакого удовольствия. Надо было придумать
такое воистину гигантское дерево наук, чтобы оно столь быстро
осваивалось. Пять-шесть научных центров, побольше негров в очках, и за
каждый ход при пошаговой игре соответствующее число научных открытий
будет совершаться "на ура". Ну да, придется слегка потратиться, но разве
какой-то миллион может остановить нас? В писочнице я видал такую
иканомику, чуваки!
More negative
К сожалению, это далеко не все минусы. Ща я вам тут насыплю еще горстку
гнилых абрикосовых косточек. Как насчет, к примеру, невозможности
отменить какое-либо действие или изменить его при turn based style?
Допустим, поставили вы танкеру пунктом назначения Токио и забыли глянуть,
какие там цены на нефть. Спохватились, а уже поздно. Поплывет в итоге
ваша посудина за бесценок продавать тысячи баррелей "черного золота"
какому-нибудь узкоглазому толстомясу. Или, скажем, не там построили
здание. Ай-яй-яй, какая досада! Придется с этим смириться, поскольку
половина вещей предопределена заранее, а другая — требует аптечной
точности. Ткнул мышкой не туда — расплатился очередной головной болью и
потерей девятьсот тридцати семи нервных клеток.
Из этой же области отсутствие опции изменения размера зарплаты рабочим
или ученым по желанию. Ну кто сказал, что мне охота платить кучке
лоботрясов по две штуки в месяц? Может, я узурпатор какой,
Карабас-Барабас, мать его так. А мне тут, понимаешь, подсовывают
благотворительные штучки. Цены менять также нельзя ни на что и никоим
образом. Да и не указаны они частенько, что вовсе странно.
С апгрейдами — снова чудеса. С одной стороны, они позволяют строить новые
здания в городах для производства собственного более совершенного
оборудования, танкеров и прочей мишуры. С другой — прочитать хоть
что-нибудь об этих апгрейдах нельзя. Понять, что к чему, при полном
отсутствии тьюториала, можно лишь методом тыка. Большая часть
исследований позволяет лишь использовать следующие в очереди, и по сути
дела бесполезна. А сколько денег надо на каждое из них, нам упорно не
хотят говорить, но методично снимают со счета кругленькие суммы без
всякого промедления.
Или вот еще вовсе непонятная фича, состоящая в том, что в любом городе
можно строить здания, а вот дороги — только когда воткнешь там свой
филиал. То есть всякие школы и киндергардены народу нужны, а дороги — в
болото. Кстати, иной раз того же детского сада хватит за глаза для того,
чтобы надолго расположить к себе население какого-нибудь
Хорькова-Двужопинска. Зато большое количество упорядоченного асфальта
только увеличит потребности ненасытных жителей.
Про отвратительное выезжающее меню, не способное воспринимать вводы с
клавиатуры, а лишь реагирующее на вездесущие стрелочки и кнопочки,
говорить вовсе неохота. Ко всему прочему оно еще и нестандартно, а
зависит от вида местности или, проще говоря, от степени zoom'а. Чтобы
добраться до некоторых пунктов, приходится совершать кучу лишних
движений, красноречиво говорящих о том, что понятия эргономики заморским
господам неведомы или даже чужды.
Весьма скромные художества местных дизайнеров, временами сопровождающиеся
буквально режущими слух звуками отбойного молотка, имитирующими жизнь на
буровой вышке, и глушащими все вокруг сигналами танкеров, к сожалению,
вызывают очень слабое желание играть более пяти минут. Так и тянет пойти
в магазин и отыграться на невинных продавцах. Впрочем, переборов
естественное отвращение и подступающую от всех этих "красот" и ласкающих
слух мелодий тошноту, можно увидеть, что Oil Tycoon все же не так
уродлив, что, попади он в руки более усидчивых герров, все было бы совсем
иначе. А так…
Рожденный банкротом
Иными словами, попытка создать нечто а-ля "Сам себе нефтяник" не удалась.
По крайней мере, на должном уровне. Вроде бы даже и чуть-чуть интересно,
не сильно навернуто, и про покушать можно забыть, пытаясь наладить добычу
нефти в Панаме, но слишком много недостатков. Одно только то, что почти
вся информация о городах, танкерах и месторождениях находится в текстовых
файлах, говорит о многом и еще при рождении убивает всякую надежду на
случайность и replayability. Нельзя так, товарищи. Пользователь по
большей части любопытен или глуп, что зачастую приводит к печальным
последствиям в виде "Падскажите, пачиму мая игра ни работает?" или более
экзотическому "Как выиграть в The
Sims?". Удовлетворять же подобные запросы приходится иной раз
нам, скромным авторам. Впрочем, иногда это даже приятно, поскольку
понимаешь, что читают, любят, ненавидят, и что симулятор унитазов — не
самое главное в этой жизни…
1231 Прочтений • [Рецензия на игру Oil Tycoon] [21.04.2012] [Комментариев: 0]