Я совершенно без понятия, кто такой Кун и почему ему нужно таять. Я не в
курсе, сколько всего игр вышло под этой виртуальной маркой и уж тем более
не могу сказать, какое количество разработчиков и издателей нагрело (или
обожгло) на ней свои трудовые мозоли. Я знаю одно: буквально только что
эта «Санта-Барбара» разродилась новой серией. Встречайте, аплодируйте: Gadget Tycoon (она же Crazy Factory). Создай унитаз своей
мечты! Впарь его лохам-покупателям! Построй свою финансовую империю!
Стань «Майкрософтом» от канализации! Йо!
Системные требования
Pentium 200 64 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium II 350 128 Мб
Вон как раз и унитаз стоит. Клевый... Рама карбон, шесть скоростей, литые
диски, чейнджер на пятьдесят дисков, мощная система анализа поступивших
продуктов жизнедеятельности (выдает полный медицинский диагноз и массу
ценных советов по составлению диеты), широкий плазменный экран,
автоподогрев, автосмыв, автостоп, автоген... Только, ради Бога, не
врубайте на полную сабвуфер — сдует нафиг.
Техник-сан
Начинаем мы с обычного, набитого всевозможным хламом сарайчика, разбитого
на отдельные помещения. Вот в этом самом свинарнике нам и предстоит жить
и работать. Здесь будет производственный цех, тут исследовательская
лаборатория, а в эти два офиса поселим администрацию. Не стоит забывать
также про разведку и контрразведку.
Едва лишь начав знакомство, сразу сталкиваемся с основополагающей
особенностью игры, на которой держится весь ее мир. Это уровни развития.
Уровнями измеряется почти все: производственные компоненты, рабочие
места, сами сотрудники. Чтобы разработать сливной бачок третьего уровня,
требуется исследователь третьего же уровня и аналогичное рабочее место.
Чтобы его произвести и установить в готовую конструкцию, нужны
соответствующие станки, которыми будут управлять третьеуровневые же
рабочие.
Мир Gadget Tycoon полностью подчинен этой нехитрой магии. Шпион
второго уровня пасует перед охраной третьего уровня. Адвокат второго
уровня выигрывает процесс у «перволевельного». Опытный пиарщик (level 3)
готов разместить вашу рекламу хоть на Луне. Настучать на конкурентов в
налоговую может только достигший третьего уровня юрист. Этот список можно
продолжать и продолжать.
Кадры решают все
Акценты здесь явно смещены на микро-менеджмент, а это значит, что большую
часть времени приходится посвящать проблеме подбора персонала и
обустройства рабочих мест. Не забывая учитывать тот факт, что сотрудников
в фирме предостаточно, и каждый вносит свой посильный вклад во всеобщее
дело.
Исследователи разрабатывают новые технологии. Рабочие воплощают эти
технологии в жизнь (при этом делятся на собственно рабочих,
изготавливающих компоненты, и супервизора, который отвечает за сборку
этих компонентов в единое и по возможности функциональное целое). От этих
парней и девчонок в первую очередь зависит процветание фирмы. Но и
остальные тоже не зря свой хлеб кушают.
Юрист возбуждает уголовные дела против конкурентов, распускает о них
нехорошие слухи и натравливает налоговых собак. Кадровик ищет новых
сотрудников, при отсутствии таковых пробует уговорить работников
конкурирующих предприятий переметнуться на нашу сторону, а в свободное
время проводит акции по повышению мотивации и квалификации. Бухгалтер,
помимо чисто финансовых вопросов, отвечает и за связи с преступным миром.
Пиарщик обеспечивает продвижение товара на рынках для рядовых
потребителей (телереклама, а также сумасшедшие акции с привлечением
дирижаблей и прочих рекламных площадок) и профессионалов (публикации в
специализированных изданиях). Менеджер по продажам денно и нощно
уговаривает дистрибьюторов уделить самое пристальное внимание нашим
товарам и снизить свою «накрутку» до минимально возможного уровня, причем
не останавливается даже перед подкупом.
Шпион тырит чужие технологии, устраивает диверсии и следит за вражескими
менеджерами. Бандит просто запугивает всех и вся. Охранник стремится к
тому, чтобы вражеским шпионам и мафиози не удалось сотворить свое черное
дело. На первый взгляд, причин для недовольства нет, но...
Самое странное в местной кадровой политике — строго фиксированное
количество рабочих мест. Скажем, положен тебе по штату один охранник, вот
и мучайся с ним. Это при том, что он вовсе не супермен, и не может
неусыпно следить за лабораторией, цехом и административным сектором
одновременно. Приходится как-то дробить его рабочее время. А ведь,
казалось бы, чего проще: найми троих и поставь каждого на свой пост. Так
ведь нет, не дают. Единственное послабление — исследователи, которых в
штате может быть от одного до четырех.
С зарплатами тоже интересно: почему-то их позволяют только повышать,
навязывая светлый имидж добренького и гуманненького хозяина. А если хочу
немного побыть Жаном-Батистом-Эммануэлем Зоргом, на которого работают не
за совесть, а за страх (и ведь работают, стервецы)? «А обломайся!» —
радостно говорят разработчики. Никаких тебе понижений зарплаты, никаких
штрафных санкций. Единственное доступное выражение недовольства
сотрудником — увольнение.
Tycoon тебе на язык
Впрочем, настоящие неприятности еще впереди. Плотно поиграв в Gadget
Tycoon несколько дней (а ведь было действительно интересно! и
увлекательно тоже было!), я, наконец, понял, что именно напоминает мне
здешний геймплей. Парадокс, но игра вызывает стойкие ассоциации с
неистребимыми, как тараканы, ЦыЦ-клонами. Знаете, чем? Все той же
несгибаемой одноклеточной идеологией. «Парень, слушсюда, — интимно
бормочет она в ухо, — запомни: ты можешь выбрать любой стиль игры, но
победит все равно тот, кто первым отстроит базу и наклепает много
танков... что? это другая игра? да какая разница, ягрю, все равно победит
тот, кто первым отстроит офис и наклепает много толчков для продажи».
И все. Какая там маркетинговая политика, какой имидж товара? Что ты,
милай! Оно тебе сильно надо? Ты главное, конторку побыстрее забабахай,
защити получше, да ребят найми посерьезней. Захвати лидерство, а потом
дави, дави, дави конкурентов... Запугивай, воруй технологии, устраивай
теракты, распускай слухи... Зачем тебе мозги? Забудь про них, лучше
подбери мышку пошустрее да коврик поприличней. И тренируй реакцию, она
тебе еще пригодится. Воистину, наша простота любому идиотизму сто очков
вперед даст. Желающие могут продолжить цитату и, что характерно, будут
правы.
Реакция, только реакция. Духовных последователей Карлсона честно
предупреждаю: эта игра не для вас. События развиваются с бешеной
динамикой, новостная лента разламывается от событий: компания такая-то
получила патент на новый сливной бачок, компания сякая-то выиграла
процесс по обвинению в саботаже исследований конкурентов, ситуация на
рынке труда обострилась: рекомендуем повысить зарплату супервизору...
Новости — важные, неважные, любые — поступают чаще, чем ты успеваешь их
читать, не говоря уже о том, чтобы адекватно на них реагировать.
Учитывая, что система оповещения о происшествиях внутри нашей родной
компании, мягко говоря, могла бы быть и получше (звуковые сигналы
теряются среди фоновых звуков; краткие письменные сообщения довольно
быстро исчезают с экрана под напором свежих новостей; красная рамка,
указывающая местонахождение «горячей точки» на мини-карте, появляется
всего один раз), стоит лишь ненадолго отвлечься на изучение ситуации у
конкурентов или сводок с полей маркетинговых сражений, и готово: юрист
уволился, один из станков насмерть сломали враги, а исследователи давно
закончили плановую работу и впустую проедают зарплаты, гоняя мух. Особо
утонченно-извращенным натурам рекомендуется режим Freeplay с максимальным
количеством соперников. Это полный хардкор, господа.
Самое обидное, что сделать-то достаточно было самую малость. Я не прошу
сверхнавороченного AI сотрудников, способного самостоятельно принимать
решения. Я не мечтаю даже об установке очередей на исследование или
производство. Черт с ним, с выбором между turn-based и real-time
режимами. Мне хватило бы элементарной возможности менять скорость течения
игрового времени. Так ведь нету. Обидно, елки! Пойду топиться. В унитазе,
естественно, где ж еще.
* * *
Так и живем. День пьем, день закусываем. То унитазы проектируем, то
пытаемся просчитать их влияние на мировую общественность. А результаты
расчетов получаются не слишком-то утешительными. Безусловно, игра
направлена на наших любимых казуалов: и сортирная тематика в руку, и
веселенькая мультяшная графика. С другой стороны, их, родных, наверняка
отпугнет обилие страшных и ужасных слов типа «маржа» или «фискальный
риск» (вряд ли они успеют поиграть в Gadget Tycoon достаточно
долго, чтобы осознать, что для победы значения этих слов знать
необязательно). Так ли, сяк ли, а все равно потенциальная аудитория игры
невелика.
Потому что получилось средненько. Не так чтоб совсем мертво, но... далеко
не блестяще. На пару-тройку дней одиночной игры хватает, дальше начинаешь
зевать. А что касается мультиплеера, то почему-то всегда находятся вещи,
к которым в данный момент тянет намного сильнее. В общем, потайкунились
мальца — и будет. Ждем следующего «тайкуна». При такой-то продуктивности
наших друзей-игроделов, он вряд ли заставит себя долго ждать.
P.S. Самый главный сюрприз игры заодно и объясняет, почему она называется Gadget Tycoon, а не, скажем, Latrine Tycoon или там WC
Domination. Оказывается, производить можно не только пресловутые
толчки, но и прочий хай-тек, а именно роликовые коньки и роботов-слуг. Но
чего они стоят по сравнению с величественной простотой унитаза?
890 Прочтений • [Рецензия на игру Gadget Tycoon] [21.04.2012] [Комментариев: 0]