Давным-давно прошли времена квестов в Sierra-стиле, тех самых, с
рисованной двумерной графикой, завораживающей музыкой и головоломными, но
такими логичными задачками. Постепенно забываются имена King's
Quest, Space Quest, Police Quest, Larry и Sam'n'Max. Сейчас тон задают трехмерные ускорители, смешение
жанров и многопользовательская игра. На этом фоне Jack Orlando
Director's Cut выглядит ужасно старомодно (являясь, кстати,
переизданием игры более чем двухлетней давности), эдаким гостем из
прошлого, что, однако, нисколько не умаляет его ценности для поклонников
классических квестов, пусть даже в графах "Разработчик" и "Издатель"
числятся не Sierra или LucasArts.
Бедовый 1933-й
Системные требования
Pentium 200 64 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium II 266 128 Мб памяти
С первых секунд рисованного интро чувствуется пыльная атмосфера той эпохи, что-то такое чрезвычайно мрачное и жестокое.
Действительно, какие радости могли быть сразу после отмены сухого закона?
Сплошные реки спиртного и разгул преступности, срочно
переквалифицировавшейся на ограбления и убийства. Толпы служителей Фемиды
оказались вышвырнутыми на улицу, а среди них, разумеется, и наш
подопечный, Джек Орландо, прожигающий жизнь частный детектив, статьи о
котором раньше постоянно появлялись на передовицах газет. Теперь бедняга
постепенно спускает свои сбережения на ставшее таким дешевым (но от этого
не утратившее притягательности) виски. Короче, на первый взгляд, хуже
некуда. Оказалось, есть. Однажды, возвращаясь домой после очередной
попойки, Джек стал свидетелем убийства. Разумеется, он действовал как
истинный блюститель порядка. За что и получил дубинкой.
Утро встретило жуткой головной болью и завываниями сирены. Уже не просто
спивающийся сыщик, а главный герой необычной заварушки, попал в очень
нехорошее положение, — ведь его нашли рядом с трупом убитого офицера
полиции (по совместительству — лучшего друга). Теперь Джек — основной
подозреваемый. А у нас есть лишь 48 часов на то, чтобы доказать его
невиновность…
Чудесный квест
Специфика Jack Orlando — в четком следовании жестко установленным
традициям классического квеста: сначала забрать с собой все, что не
прибито гвоздями, а что прибито — отодрать и забрать. Благо, предметов
здесь такая уйма, что самый закаменевший от общения с Q квестоман
растает от умиления. Чего только не найдешь: розочки и банановые корки,
обрывки шлангов и осколки бутылок из-под виски... И что самое приятное,
многое из этого можно логично применить. Иными словами, нас не
заставят выбивать плюшевым мишкой окно, а кирпич дарить на день рождения.
О назначении каждого предмета легко догадаться. А если какая-нибудь вещь
не подходит для, казалось бы, очевидного применения, то Джек объяснит, в
чем дело. И даже не пытайтесь применить САПТК (стандартный алгоритм
прохождения тупых квестов, см. рецензию на Road To India). Для этого у нас слишком
много объектов, а в мире Jack Orlando слишком много позиций,
доступных для изучения, и персонажей, с которыми можно поговорить.
Простой перебор займет слишком много времени, приходится звать на помощь
серое вещество.
Едва ли не все игровые жители (как уверяют на сайте разработчиков, их
здесь больше ста, хотя мне удалось насчитать лишь около полусотни)
выписаны просто бесподобно; у каждого собственный характер и собственный
голос. Объединяет их лишь одно — все они в большей или меньшей степени
несчастны. Вот уж и впрямь, как говорит извозчик с соседней от дома
Орландо улицы, "у всех сейчас проблемы, всем не хочется жить…". Дабы хоть
кто-нибудь из NPC нам помог, мы должны совершить встречное действие,
разумеется, доброжелательное — подать яблоко голодному, снабдить деньгами
"девушку", а бутылкой — пьяницу. Правда, некоторые местные субъекты в
жизни не поделятся с Джеком чем-нибудь ценным, ибо ненавидят детектива
всеми фибрами своей злодейской души. Но и они могут в беседе допустить
оговорку, — есть резон внимательно следить за их трепом. Болтают здесь
много, вместе с необходимыми сведениями рассказывая и о тяжелой жизни, и
о свежих слухах. Если аккуратно разложить по полочкам все факты и
домыслы, картина преступления оказывается прямо как на ладони.
Помимо населения, впечатляет и игровая география. Ночные клубы, грязные
притоны, пивные, самогонные цеха… Подчеркнуто и со вкусом подобранные
локации, в каждой из которых Джеку необходимо подобающе себя вести
(например, в магазине старого друга нам помогут деньгами и даже пошутят,
если наставить на продавца кольт; а вот в казино можно и канделябром
схлопотать). Американский народ того времени разлагался с размахом,
ничего не скажешь.
Двуликость
Видимо, для тех, кого игра в состоянии ввести в ступор своей сложностью,
авторы предусмотрели "easy"-версию, отличающуюся несколько иными
диалогами и упрощенностью заданий. Конечно, для большинства это будет не
очень интересно, но если пройти сначала легковесный вариант, а затем
переключиться на "hard", то обилие острых ощущений не замедлит о себе
напомнить. В первом случае персонажи так и сыплют подсказками и
практически неагрессивны (скажем, если подойти к кому-нибудь, размахивая
кулаками и крича "бокс, бокс!", нас всего лишь попросят так не шутить).
Однако на следующей ступени сложности обстановка кардинальным образом
изменяется, за каждую новую улику приходится цепляться чуть ли не зубами,
а за любое неосторожно сказанное слово могут и убить… Возможно, такое
разделение — хороший способ увеличить численность игровой аудитории.
Очевидно только, что указанное стремление частично упростить привело и к
появлению неприятного недостатка — примитивности управления. Да, пять
доступных действий (осмотреть, ударить, поговорить/подойти,
взять/воздействовать, выстрелить) могут показаться чем-то
экстраординарным в условиях нынешнего падения нравов и одной лишь кнопки
"use" на всю игру, но мы-то еще помним времена первого King's
Quest, управление с помощью команд на английском языке или
посредством развернутого меню. Увы, похоже, сегодняшние рыночные
концепции сделали это роскошью…
Непринципиальное
Красота оформления, как неоднократно отмечалось, никогда не пребывала в
авангарде квестовых достоинств. С другой стороны, чисто текстовые игровые
творения и по сей день остаются играбельными, но позиции свои они
основательно сдали еще в те времена, когда у большинства пользователей
появились хотя бы EGA-мониторы вместо алфавитно-цифровых дисплеев. В этом
плане Jack Orlando мгновенно вызывает симпатию, хотя технология, с
применением которой была сделана игра, практически ничем не отличается от
технологии, использовавшейся в 1988 году — все те же рисованные
бэкграунды, на которые накладываются плоские анимированные фигурки
персонажей. Единственное изменение — разрешение оцифровки; на смену
16-цветному скоплению пикселей пришла качественная картинка в high color,
что позволяет по достоинству оценить труд художников, наверное, истинных
фанатов своего дела. Иначе они вряд ли смогли бы познакомить нас с
настолько цельным миром.
И пара слов о музыке. Душераздирающие мотивы в духе Фрэнка Синатры
определенно достойны какой-нибудь награды. Ну, например, места на
отдельном CD.
Гип-гип!
Каждый жрец квест-культа обязан знать Jack Orlando в лицо.
Истинное наслаждение для ностальгирующих и понимающих ценителей
гарантировано.
485 Прочтений • [Рецензия на игру Jack Orlando: Director's Cut] [21.04.2012] [Комментариев: 0]