Рецензия на игру Ms. Pac-Man: Quest for the Golden Maze
При слове “Pac-Man” моя память услужливо предлагает незабываемый
образ ZX Spectrum, хаотичные напевы магнитофона Электроника 302-1,
служившего внешним запоминающим устройством, скрипение плохого динамика и
мерцание экрана телевизора… Оригинальный набор. Все-таки память — великая
штука.
Давным-давно, в нашей галактике…
Системные требования
Pentium 266 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium II 350 64 Мб Direct3D 8
Шел олимпийский 1980-й. Компьютеры и деревья были большими. А Moru
Iwatsu, программист Namco, к тому времени жутко устал от бесконечных
стрелялок. Его новая идея — игра без насилия (как ни смешно применять это
понятие к прозрачным полигональным моделям тех времен), одинаково
интересная всем. Найти для нее героя оказалось совсем несложно — на роль
всеобщего любимца прекрасно подошел известный своим аппетитом японский
народный герой Пакю. В этой роли он впервые увидел свет в 1981 году.
В ту пору персонаж имел вид анимированной пиццы с вырезанным сектором. К
сожалению (а может, к счастью), ему не суждено было триумфально
прошествовать по городам и весям. Технологические ограничения заставили
произвести существенное упрощение графического изображения фигурки,
превратив ее в простой желтый кружок, в котором то появляется, то
исчезает пресловутый сектор. Первоначально игру предполагалось
распространять под рабочим названием (мистер Пицца). Но какой-то гений,
чье имя все давным-давно забыли, предложил переименовать ее в PuckMan, от японского Pakupaku (слово, имитирующее клацанье
захлопывающихся челюстей). Под этим названием игра и вышла в Японии. А
годом позже она уже покоряла Соединенные Штаты, только под псевдонимом Pac-Man (поскольку на многочисленных плакатах с рекламой вандалы
постоянно исправляли букву P на F).
Кто же он, Pac-Man?
Суть игры, ставшей в свое время визитной карточкой платформы «Атари»,
проста, как и все гениальное. Pac-Man под управлением игрока
собирает точки, разбросанные в живописном беспорядке по заранее
отрисованному двумерному лабиринту. Компанию ему составляют разноцветные
привидения — Blinky, Pinky, Inky и Clyde (в более поздних версиях —
Itchy), медленно и с достоинством выплывающие из расположенной в центре
игрового поля клетки. Соприкосновение с одним из них, разумеется,
приводит к безвременной кончине героя. Разнообразят процесс
многочисленные бонусы, из которых самый любимый пользователями — озверин,
позволяющий нашему колобку с аппетитом уплетать посиневших от страха
привидений. Слопал все точки — молодец, вот тебе новый уровень, более
сложный лабиринт и более быстрые привидения. Впрочем, это все прописные
истины.
Несмотря на свою тривиальность, в одной только Японии игра была продана
миллионными тиражами, а игровые автоматы с ней раскупались со склада еще
до обеденного перерыва. Namco еле успевала штамповать новые машины, —
компании даже пришлось наспех соорудить еще одну сборочную линию.
В 1982 году Pac-Man был выпущен в США фирмой Bally/Midway.
Широкомасштабная рекламная кампания, обширные распродажи сопутствующих
товаров в виде маек и кепок, проведение «дней Пэкмена» с раздачей
бесплатных сладостей — все это только способствовало грандиозному успеху,
сделав Pac-Man одной из самых популярных игр всех времен и
народов.
С тех пор прошло почти двадцать лет. Сколько переизданий выдержала игра,
лично я сказать не возьмусь. Впрочем, серьезных изменений оригинальной
версии ни в одном «продолжении» обычно не наблюдалось. Увеличение
разрешения спрайтов, растущее качество звуков... одним словом, сплошная
«косметика». Единственным мало-мальски значимым новшеством стало введение
в версии для «Атари 2600» летающих по уровню бонусов — фруктов. И все…
Новый старый Pac-Man
А что же Pac-Man образца 2001 года? Как положено: хорош собой, с
трехмерной графикой, разрешением аж до 1280x1024 (хотя движок и оставляет
желать много лучшего). Но, учитывая тот факт, что игра имеет
фиксированный вид сверху, сие нововведение совершенно незаметно. Видимая
невооруженным глазом разница по сравнению со спрайтами практически
отсутствует.
Появилась масса новых лабиринтов и несколько новых видов бонусов, одним
из которых являются золотые фрукты, позволяющие пройти тот самый Golden
Maze, вынесенный в название. Впрочем, и здесь пресловутое «дежа-вю» не
покидает от начала и до конца — сами понимаете, практически невозможно
придумать оригинальный лабиринт, вписанный в столь маленький квадрат, или
еще один вид бонуса, не охваченный какой-нибудь из предыдущих версий
игры. Даже музыка, и та практически неотличима от старых записей —
знакомые синтезированные звуки (правда, здесь разработчики схитрили,
записав их в wav), живо напоминающие о временах, когда IBM XT была
машиной профессионального класса, а вся система влезала на одну
360-килобайтную дискетку.
Отдельное спасибо создателям (отошедшим, кстати, в кои-то веки от своих Creatures) за достойный мультиплеер, точнее, игру на двоих.
Получилось весьма увлекательное уничтожение запасов точек на время с
одновременной охотой друг на друга. К сожалению, для этой забавы
предназначено слишком мало лабиринтов.
***
Столько лет прошло, а он не стареет. Конечно, если бы разработчики не
боялись экспериментировать, перевели его полностью в третье измерение,
создали шарообразные лабиринты и добавили в качестве бонуса
шестиствольный пулемет, возможно, получилось бы что-нибудь оригинальное.
Но тогда рухнул бы тончайший баланс играбельности, и это была бы уже
совершенно другая игра…
P.S. Приставка Ms. в названии отнюдь не говорит о причастности к
игре Microsoft. Просто главный герой у нас женского пола, о чем
красноречиво свидетельствует непонятно как держащийся на лысой голове
бант.
P.P.S. Виртуальный музей Pac-Man находится по адресу
http://www.zutco.com/pacman.htm.
1182 Прочтений • [Рецензия на игру Ms. Pac-Man: Quest for the Golden Maze] [21.04.2012] [Комментариев: 0]