Как-то модно стало упрекать современных молодых людей в бездуховности.
Мы, мол, в их годы Шопенгауэра в подлиннике читали, Вивальди в четыре
руки играли, «Камю» из горла пили... Нет, «Камю», наверное, все-таки не
пили. А если и пили, то исключительно из рюмок тончайшего богемского
стекла, изящно отставив мизинчики. А эти... вы только посмотрите на них,
Марфа Степановна, они же зомби! Им кроме своих плееров, компьютеров и
гуимпленов... нет, не гуимпленов, как-то по-другому... ах да, кроме этих
своих покемонов ничего не нужно! Где Гете? Шиллер? Где Кафка, в конце
концов? Где этот... как его... Ролан, я извиняюсь, Барт?
Системные требования
Pentium 166 16 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 200 32 Мб памяти
Но бывают, бывают все же редкие исключения, когда самая что ни на есть
компьютерная игра заставляет задуматься о вечном, затрагивая какие-то
потаенные струны души и пробуждая в ней давно забытые духовность и
соборность. Вот, например, Onslaught.
Экзистенциализм и религиозность
Первое, что усваивает индивидуум, соприкоснувшийся с игрой, — это мысль
об одиночестве человеческого существа в огромном, полном опасностей мире.
Наш танк забрасывают в центр игрового поля, оно запирается... и все,
выхода нет. Нужно продержаться три минуты, отбиваясь от наседающих со
всех сторон врагов. Неправда ли, это экзистенциальное противостояние
одинокого танка мириадам бездушных механизмов, единственное
предназначение которых заключается в уничтожении всех, кто не такой, как
они, заставляет задуматься о многом? Например, о бессилии одиночки перед
толпой, о довлеющем фатуме, о роли личности в истории... или о том, что
хорошо бы сейчас заточить пару бутербродов с колбаской.
Тем не менее, даже в самой тяжелой ситуации не стоит отчаиваться. Всегда
найдется тот, кто поддержит, протянет руку помощи или хотя бы скажет пару
добрых слов. В игре роль этих благих сил играют периодически возникающие
на поле посылочки с новыми видами вооружения или аптечками. Сразу
вспоминается библейское «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете,
стучите, и отворят вам...». Как все-таки приятно, что в наше время еще
есть разработчики, которые заботятся не только о собственном благе, но и
о духовном облике своих клиентов!
Капитализм и мировая революция
Разумеется, время, в которое мы живем, не могло не наложить своего
отпечатка на игру. И здесь она благотворно влияет на неокрепшие умы,
исподволь приучая их к мысли о том, что, уповая на благосклонность
Всевышнего, не стоит складывать руки и ждать у моря погоды. Несмотря на
подарки, ниспосланные в буквальном смысле слова с небес, игрок
зарабатывает свое благосостояние и собственным упорным и тяжелым трудом.
Очищая земную твердь от скверны, он увеличивает свой банковский счет, и в
некоем подобии магазина, в который его время от времени забрасывает
прихотливая судьба, может приобрести какой-нибудь облегчающий борьбу
прибор.
Но даже самый закоренелый капиталист должен иногда задумываться о благе
народном. С этой целью в игру введены так называемые «боссы» — враги
особо вредные и живучие. Тем самым игроку внушается мысль: босс,
сконцентрировавший в своих цепких лапах орудия производства и рычаги
системы распределения материальных благ, этот паук-эксплуататор, есть
зло. Босс должен быть уничтожен, говорят нам разработчики, и только после
этого пролетарий сможет насладиться плодами победы в вышеописанном
магазинчике. Воистину, от каждого по способностям, каждому по труду!
Победа мировой революции не за горами!
Постмодернизм и все такое
Но главное, чему учит Onslaught, что он исподволь внушает игроку,
— это мысль о несовершенстве бытия. Вы только посмотрите на ее графику!
Кто-то назовет ее уродливой. Пусть так! Пусть! Но стоит лишь проникнуться
ею, и она раскроет проницательному наблюдателю всю свою психоделическую
сущность. Присмотритесь к этим тайлам, покрывающим игровое поле. Вы
думаете, они просто плохо подогнаны друг к другу? Полноте, они вообще не
подогнаны! И наверняка авторы даже не пытались их подогнать! К чему им
пытаться снискать себе дешевую популярность при помощи так называемой
«красивой» или «современной» графики? Они вовсе не собираются ласкать
своей работой скучающий взгляд досужего буржуа; нет, их цель — создать
болезненную, изобилующую диссонансами картину окружающего мира.
Посмотрите на скриншоты, разве они не уродливы? Но как восхитительно это
уродство! На какие глубокие мысли оно наводит! Правда, я пока так и не
понял, на какие именно, но это лишь свидетельствует о подлинной глубине
этих мыслей: они настолько хорошо скрыты от непосвященных, что простой
адепт типа меня пока просто не в состоянии проникнуть в них до конца.
А чего стоят постоянные аллюзии и отсылки к различным произведениям
мирового искусства! Я уже говорил о материальном воплощении библейской
цитаты, но этим список культурных референций не исчерпывается. Скажем,
счетчик уничтоженных врагов, рядом с которым красуется череп с костями...
вглядитесь, разве он ничего вам не напоминает? А теперь вспомните
бессмертного «Золотого теленка»: «...на котором трясущейся рукой были
изображены череп и две куриные косточки». Не правда ли, потрясающе точная
иллюстрация? Нет, что ни говорите, а знакомство разработчиков игры с
классикой российского юмора не может не восхищать.
Я не буду раскрывать другие стороны этого крайне содержательного
постмодернистского произведения, поскольку не намерен лишать вас этого
удовольствия. Отмечу только, что Onslaught даст вдумчивому игроку
ответы на все загадки бытия, ибо сказано: «Дао, которое может быть
выражено словами, не есть настоящее Дао».
* * *
Да, согласен, бред редкостный. А чего вы хотели? Какая игра, такая и
рецензия.
850 Прочтений • [Рецензия на игру Onslaught (2001)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]