Хочется верить в счастливую судьбу EU, ибо по-настоящему
серьезные, концептуальные вещи нечасто доходят до конечного
потребителя.
nihil obstat о Europe Universalis
Системные требования
Pentium 233 64 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium II 450 128 Мб памяти
Я его ждал с нетерпением. Дождался. Действительно, человек незаурядных
способностей, но... через несколько лет сообщение: у правителя не все в
порядке с головой. Эффект: на 12 месяцев падают способности.
Действительно, падают очень сильно, но через год ничего не меняется! Так
до смертного часа в дурдоме и просидел... Я не против исторической
правды, но за державу обидно!
кто-то из народа об Иване Грозном
Прискорбно, но Europe Universalis 2 — единственная (если, конечно,
не принимать во внимание первую часть) на сегодняшний день серьезная
стратегическая игра. Вынужден, к большому сожалению, признать, что мы, в
большинстве случаев, имеем в нише RTS и так называемых экономических
стратегий типичный «леголэнд» для детей из классов коррекции.
EU — это RTS. Не верите? Здесь есть
ресурсы, есть юниты, здесь можно строить крепости и сражаться с врагами.
Привычная RTS в несколько непривычном масштабе. Но самое главное — это,
конечно, концепция. Разумеется, был более динамичный RISK, был
куда более внимательный к деталям Imperialism, была, наконец, Civilization (надеюсь, раскрывать особенности не требуется?). Но EU — игра особенная, дружелюбная, симпатичная, с вереницей
деталей, рассчитанных на тонких ценителей жанра; игра, в которой
проработано абсолютно все, но, в то же время, не чурающаяся минимализма.
Предыстория
Оставим на некоторое время философские вопросы и спустимся на землю.
Следует задуматься, чего вы ждали от Europe Universalis 2. Авторы
в поиске источника творческой энергии наверняка исходили из принципа, что
лучшее, как правило, враг хорошего; игра просто пропитана духом этого
утверждения. Вместо того чтобы тратить время на обсуждение вопроса, что
можно было сделать, лучше в очередной раз похвалить то, что уже сделано и
улучшено.
Достойна ли игра своего индекса? Если разобраться, изменений не настолько
много, чтобы новая коробка щеголяла перед покупателями двойкой после
названия. Язык цифр порой убеждает лучше гения словесности, а с этим у EU 2 негусто: временной период расширен до четырехсот лет,
количество государств — до 180 (и еще 120 новых провинций), список
религий пополнился конфуцианством, буддизмом и индуизмом.
Не спешите разочаровываться, — это вовсе не означает, что нам пытаются
скормить чистой воды add-on, или вовсе приличных размеров патч. Совсем
нет. Количество косметических изменений, благодаря которым игра в
действительности имеет право называться второй частью, довольно много.
Включил, увидел, победил
На экране старая добрая EU. От этого никуда не деться, все-таки
бывшая настольная забава. И, в общем-то, надо ли? Графически продолжение
выигрывает у уже изрядно постаревших предков, щеголяя разрешениями до
1280х1024 включительно. Неслыханная роскошь! Увы, но на данный момент
играть в разрешении больше 800х600 не очень приятно, да этот режим и не
особо внимателен к игроку.
В плане стабильности игра несколько разочаровывает. Бесконечные «вылеты»
в состоянии вывести из себя кого угодно. Напрасно острые на язык критики
издеваются над заявлениями локализаторов из Snowball о том, что их
русские версии бывают стабильнее оригиналов. Я не помню, чтобы
русскоязычная "Европа" вела себя подобным образом.
Выход, конечно, есть. С момента начала продаж в Paradox Entertainment
поступило множество сообщений о багах и недочетах от игроков, кроме того,
продолжает трудиться команда бета-тестеров. Результатом совместной работы
уже стал первый патч, который лично я не опробовал, дабы не было лишних
осложнений. Знающие люди утверждают, что «заплаток» будет еще масса.
Кстати, если вопрос работоспособности является для вас архиважным,
советую: дождитесь русской версии, не пожалеете.
Записки на глобусе
Не подумайте, что, кроме как о багах, говорить больше не о чем.
Как-никак, перед нами одна из лучших стратегий уходящего года.
Развернуться есть где: 8 сценариев на вкус и цвет, среди общей массы "новоприбывших" — две любопытные,
далеко не "европейские" (но, как верно замечено Paradox, здорово влияющие
на положение дел) нации — Китай и США.
С Китаем ситуация более-менее понятна, а за США играть довольно
интересно. Английская экспансия, индейцы всякие, внутренняя
напряженность. Жаль, конечно, что приходится оставаться в стороне от
европейских военных конфликтов, используя лишь дипломатию... игра со
временем становится смертельно нудной.
В этом плане динамичнее смотрятся кампании за чисто европейские страны,
да и с Россией-матушкой не соскучишься. В Grand campaign, кстати,
начинать теперь придется с Новгорода, в эпоху феодальной раздробленности
и прочих антипатриотических настроений. Договориться с кем-либо из
соседей сложно и некогда, соответственно, остаются чисто силовые методы.
А ведь и внешних врагов предостаточно. Вообще, кампания за Россию в
начальный период — одна из самых сложных, отставание от европейских
держав ощущается, как говорится, на собственной шкуре.
В самой Европе, впрочем, не легче. Англичане — самая счастливая нация с
огромным потенциалом, длинными руками и хищными глазками, Франция,
Испания, Швеция и Польша — правящие балом колоссы на континенте, сталью и
ядрами затыкающие рот всем сомневающимся.
Минимализм
Чуть выше я не напрасно обвинил разработчиков в минимализме: рано или
поздно начинаешь понимать, что война — это, по сути, единственный способ
ИГРАТЬ, а не наблюдать за унылыми пластмассовыми пейзажами. Основная
здешняя беда — невнимание к мелочам. Рискую навлечь на себя немилость
фанатов, но это так. Хотя я, конечно, готов признать, что EU —
игра по правилам. Не нравится — не берись.
Давайте разберемся: что мешало авторам несколько оживить процесс
созидания экономической мощи? Почему бы вместо одной мануфактуры раз в
сто лет не наградить игрока разнообразным выбором строений? Почему бы не
лить пушки из добываемого металла? Не шить на фабриках форму для солдат
из ткани, созданной из добытого хлопка? Порой складывается впечатление,
что в экономической жизни государства вообще ничего не происходит, за
исключением ежегодного сбора налогов.
Ну, еще торговля, разумеется. Тут без существенных изменений, да и чем
разнообразишь мертвую, если вдуматься, часть игры? Товары никак не
используются, и торговля, важнейший элемент в экономике страны, сводится
к манипуляциям фишками с изображением купцов.
Не удержусь от соблазна покритиковать и боевую систему. Надеюсь, все уже
привыкли к войне кубиков и циферок, но самое неприятное вовсе не в этом.
Процесс создания армии напоминает сбор дворовой футбольной команды.
Согласен — схематичность и образность игре весьма к лицу, но такие вещи,
как, например, мобилизация, желательно знать. Содержание, скажем, Россией
к концу игры более чем трехсоттысячной армии в мирное время — это норма.
Страна умудряется еще как-то жить! Армия размером более 1% от общего
населения страны — груз для экономики. Но экономика у нас из цифр:
одеваются солдаты в деньги, едят деньги, стреляют из денег и деньгами.
Несерьезно, господа, несерьезно.
Кто к нам с мячом придет, с тем мы в футбол и поиграем
Впрочем, EU 2 все это трудно предъявить в качестве существенных
недостатков. Все-таки пуля-дура и штык-молодец — не единственные способы,
с помощью которых можно решать насущные проблемы. Существуют еще
экономические и дипломатические методы ведения войны.
Дипломатия — один из коньков игры. Не является секретом тот факт, что
дипломатические таланты всегда были на вес золота. С бумажным предком в
этой области игра тягаться не в состоянии, но строчки кода, заменяющие
игроку живых оппонентов, действуют на удивление умно и разнообразно. AI
вообще на редкость самостоятелен в решениях и поступках, что
дипломатической системе EU 2 придает статус самой продвинутой на
сегодняшний день.
Дипломатические возможности, по сравнению с первой частью, несколько
расширились. Не думаю, что это внесет какие-то изменения в устоявшуюся
практику ведения закулисных игр, но для разнообразия — вполне достаточно.
Casus beli
Для хардкорных стратегов и любителей добротных исторических игр EU
2 — просто вселенских размеров подарок. Для всех остальных — нудный
тетрисообразный процесс собирания тибериума и клепания юнитов. Вторая
часть, несмотря на небольшие отличия от оригинала, возводит понимание
этого в ранг правила. Даже и не пытайтесь, если вам просто не во что
поиграть.
P.S. Учитывая прошлое игры, не забудьте про multiplayer-режим —
вот где по-настоящему можно оценить прелести далеко непростого и
несколько тягучего игрового процесса.
608 Прочтений • [Рецензия на игру Europa Universalis 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]