Классики революционной эпохи задавались вопросом "Что делать?".
Современная же философия четко определяет направления своей деятельности
путем решения более приземленных проблем из разряда "Купить или не
купиь?"*. И лишь последователи незабвенного Ли Вон Яня могут дать на
столь замысловатый вопрос еще более запутанный ответ: "Нет, я имел в виду
да"*.
Системные требования
Pentium III 450 128 Мб Direct3D 8
Рекомендуемые требования
Pentium 4 1700 512 Мб Direct3D 8
Впрочем, оставим досужие размышления, поблагодарив неизвестного автора,
подарившего несколько минут беспредельного веселья и ряд приводимых здесь
цитат. На повестке дня проект, далекий от развлечений и сложившихся за
два десятка лет понятий о том, что есть игра. Ожидающих поезда с
подарками, прибывающего с платформ Hasbro, Interplay, Electronic Arts и
иже с ними, просьба пройти в соседнее помещение.
9, 12, 16 мм
Назвать Trainz игрой не поворачивается рука. Плевки в сторону MSTS за отсутствие глобальной цели и
смысла прохождения многочисленных миссий по перевозке пассажиров и
стыковке вагонов возвратились в тройном объеме, правда, со стороны тихой
мирной Auran, не первый год работающей над собственным проектом
виртуальной железной дороги.
Стартовый пакет, буквально на днях поступивший в продажу, навевает
воспоминания о давно позабытых девяти/двенадцати/шестнадцатимиллиметровых
наборах юного железнодорожника, но в то же время приводит в некоторое
замешательство своим полным соответствием этому, скажем так, не самому
интеллектуальному, на мой взгляд, развлечению.
Для тех, кто не понял, поясню. Представьте, что вы смотрите на собранную
кем-то железную дорогу. Вон поехал один паровозик, вон другой вошел в
тоннель, вон третий проскочил на всех парах мимо перрона — любуйся до
полного одурения. Только вмешаться во все это практически никак нельзя.
Перевести пару стрелок да пнуть пластмассовую церквушку, устроив
игрушечное крушение — вот максимум интерактивности, доступный
наблюдателю. И детище Auran на сегодняшний день в точности повторяет
вышеописанное с небольшими косметическими отличиями.
Нет, можно, конечно, не глазеть на творение чьих-то рук, а самому
обвешаться тюбиками клея "Момент", полгода работать на свое неожиданное
хобби и в итоге достичь равноценного результата. Однако суть останется
неизменной, и однообразие смотрительно-ахательных действий сохранит свои
стройные ряды.
Build momma'z houze
Аналогично стародавнему развлечению из социалистической Германии, Trainz ни под каким предлогом нельзя относить к обычным играм. Да
и статье этой лучше было бы появиться через год, когда проект виртуальной
железной дороги наберет обороты и окончательно оформится. Придется теперь
забежать немного вперед, дабы чрезмерно занудные и придирчивые читатели
не распилили старушку на сорок частей за необъективность оценки.
Оставляя далеко позади симуляторную наклонность поездов от Великого
Билли, Trainz воспроизводит целую сеть железных дорог со всеми
вытекающими. Иными словами, все, что вы можете себе представить при виде
загадочной аббревиатуры "ж.д.ст." на карте метрополитена, рано или поздно
уместится на двух-трех дисках какого-нибудь "Complete Edition".
Пока же нашему вниманию предлагается лишь два с половиной режима (не
считая психоделически оформленных Credits), умудряющихся лопать ресурсы в
количестве, которого хватило бы пяти AquaNox'ам.
Лишь демонстрационный "My Collection" без проблем показывает во всей
красе огромное количество локомотивов и сопровождающие их грузовые и
пассажирские вагоны, да выдает информацию о каждом, включая закрепленные
за ними дорожные номера и компанию-владельца. Дайте немного времени, и
эта коллекция увеличится минимум вдвое, поскольку назвать ее полной
сейчас нельзя даже с вселенского бодуна.
Как ни странно, но почему-то все поезда носят на себе четкий отпечаток
современности, напрочь игнорируя своих предков. Вполне возможно, что чуть
позже Auran соблаговолит выпустить соответствующий аддон. Пока же
желающие могут сами смоделировать даже детище семейки Черепановых и
экспортировать это чудо в Trainz. Нарисовать сине-оранжевую травку
и фиолетовые рельсы, по которым веселушный паровозик радостно почешет в
свое Ромашково, также никто не запрещает. Дело за малым — изучить 3DMax.
К счастью, для возведения нового и изменения существующего ландшафта
никаких особых навыков не требуется. Только вагон времени. Насквозь
продвинутый редактор карт, по-заморски именуемый "Surveyor", теоретически
способен на многое, несмотря на несколько странное управление. Поднять
или понизить почву, снести пару заводов и на их месте организовать ЦПКиО
имени м. Горького, перепутать все существующие маршруты и создать кучу
дополнительных — все это доступно, пусть и не в полном объеме.
Впрочем, ближайший мишн пацк под названием "Yardmaster" восполнит
недостаток объектов, и ничто не помешает вам проложить дорогу через
огород ненавистного соседа — фаната садовых гномиков. Уверена,
большинству точно захочется это сделать, ибо, в отличие от большинства
редакторов, паровозный настолько user friendly, насколько это вообще
возможно.
Drive big carz
Слегка подправив маршрут, автоматом рожаем остатками мозгов свежую идею —
лично провести поезд по Дороге Мести и плюнуть из окна машиниста на
голову ошарашенному агроному. Жаль, режим "Driver" крайне упрощен по
сравнению со своим мелкомягким предшественником, демонстрируя ограничение
всех действий парой служебных ручек, регулятором скорости и гудком.
В отличие от MSTS, одевавшего игрока в шкуру машиниста и порой
заставлявшего сильно попотеть, соблюдая миллион условий и ограничений, Trainz делает из нас Всевышних. Очень тупых, но зато всемогущих.
Уже сейчас дозволяется самим слепить из доступных предметов гигантское
количество составов (все зависит от фантазии) и по-блошиному прыгать из
одного в другой, переводить стрелки и нарушать правила назло всем
лимитам, рассматривая движущуюся змейку вагонов со всех сторон. На этом,
правда, интерактивность заканчивается, и начинается он — процесс
божественного созерцания.
Разъезжающие по сельским дорогам автомобили, плоские как блин и очень
разноцветные людишки на вокзале, работающие заводы и прочая снующая
повсюду мошкара — вот чего так не хватало в... совершенно верно, Train
Simulator. Да, машины больше похожи на ожившие коробки из-под обуви,
а встречающимся в пути зданиям явно не хватает деталей. Но, по крайней
мере, «постядерного» ощущения нет и в помине.
Всюду течет жизнь, тут и там раздаются многочисленные звуки, и если не
ограничивать себя видом из лобового стекла, то "простой гудковый и
двигательный звук"* и "никакой музыка"* обзаведутся долгожданной
компанией из проносящихся мимо и сходящих с рельс поездов, сигнальных
звонков на переездах и даже редкими атмосферными явлениями.
Возвращаясь к упомянутому выше аддону Yardmaster, добавим сюда
разгрузочные станции, на которых можно будет высыпать надоевший за время
путешествия груз, сигнализирующие о поломке детекторы дефектов, конечный
ресурс топлива и еще море анонсированной мелочи. Про катастрофы с
жертвами, правда, никто не упоминает, но жаждущий стопроцентной
реальности народ рано или поздно вспомнит о несчастных случаях. Иными
словами, в какой-то момент мы имеем шанс получить нормальное
поездокрушение, а не прикрытую фиговым листочком и зализанную петушковой
карамелью кучумалу из рефрижераторных вагонов и аккуратно стоящий меж
деревьев целехонький локомотив, сошедший на скорости в сто с лишком миль
в час.
Обезвоженная курица
Смысл происходящего постепенно начинает доходить до неокрепшего сознания.
Обвинять разработчиков в лени и своеобразном понимании дела хочется все
меньше и меньше. Количество запланированных на весь следующий год
расширений (иначе их и не назовешь) уже подходит к десяти. При этом
действительно будут охвачены все виды деятельности, связанные с железной
дорогой.
Если "Dispatcher" понижает обывателя до уровня обыкновенного диспетчера
на станции, то следующий за ним "Boss" возводит сразу в ранг владельца
целой компании. Не забыты и планировщики маршрутов, конструкторы поездов
и пионеры, прокладывающие новые дороги. Отдельно стоят пассажирские
перевозки и многопользовательский режим.
Если верить обещаниям, последний может стать чем-то из ряда вон
выходящим. Участие нескольких игроков, выполняющих предписанные им роли,
и совместная организация работы железнодорожного полотна, — согласитесь,
доселе невиданное зрелище, больше похожее на реальную жизнь со всеми ее
сложностями, чем любой онлайновый фантастический мирок, напичканный
гоблинами, эльфами и вездес(с)ущим Лордом Бритишем.
Именно поэтому Trainz напоминает продукты будущего, когда "просто
добавь воды" способно сделать из горстки подозрительного порошка
праздничный стол. И вот почему данный материал должен был появиться едва
ли не годом позже, — именно по прошествии этого времени можно будет
реально оценить потенциал проекта и увидеть его во всей красе. Если
сейчас невероятно высокие системные требования довольно сильно сужают
круг посвященных, допуская туда лишь не испытывающих финансовых
затруднений, то через год подобные цифры будут казаться если не смешными,
то хотя бы естественными.
Рецензия про запас
Пока же прелесть бесцельного таскания составов по огромным картам в
скрывающем горизонт и щадящем послушный компьютер тумане незначительна. И
нет никакой разницы, насколько достоверны кропотливо воссозданные
маршруты, если все, что ты можешь сделать — увеличить или уменьшить
скорость, согласно требованиям в углу экрана. О служебной лестнице и
упорном подъеме на нее речи не идет вовсе.
Однако открытость игры и возможность самому внести в нее что-то свое
запросто могут учесть в будущем даже карьерный рост. Огрехи же
детализации поездов и чрезмерная плоскость рельс с легкостью исправляются
новомодными железками и неограниченным количеством патчей. До той поры
диск с Trainz займет самое видное место на пыльной полке
"шедевров", рискуя в один прекрасный день быть оттуда снятым. Тогда и
покатаемся. "Ту Тууу!"*.
* — цитаты из сочинения неизвестного автора
625 Прочтений • [Рецензия на игру Trainz] [21.04.2012] [Комментариев: 0]