Рецензия на игру Versailles 2: Testament of the King
«Взгляните, направо, пожалуйста — здесь расположена Aнселада с ее
красивейшими фонтанами... Так, дети, не выплевывайте жвачку на пол,
пользуйтесь урнами. Отойдите от фонтана, молодой человек, он не питьевой,
с чего вы взяли? Фрау с зонтиком, перестаньте ощупывать гонады коня
герцога Анжуйского — ваш супруг уже побагровел от ревности, да и вообще,
постеснялись бы окружающих. А вы, девушка, быть может, все-таки
соизволите снять наушники и выключить плейер?! Что? Вы "Турецкий марш"
слушали? О, разумеется, извините за беспокойство, наслаждайтесь дальше.
Э-э-э... так о чем, собственно, я рассказывал?».
Комическая опупея: 1996-2001
Системные требования
Pentium II 266 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium III 450 64 Мб
Организованные экскурсии по памятникам старины — дело долгое и, прямо
скажем, в большинстве случаев до смерти занудное. Всевозможные «пройдемте
сюда», «взгляните на n-дцать градусов вправо» и «обратите внимание на»,
произнесенные отработанным голосом скучающей роботизированной
библиотекарши, способны утомить даже бывалого туриста. Но, как ни крути,
заниматься приобщением имбецилов-школьников, половозрелых граждан и
зарубежных гостей к сокровищнице культуры все равно надо. На этом поприще
уже пять лет пасется французская Cryo — компания, чье имя стало
нарицательным обозначением бездушного отношения к работе.
Первой ласточкой «криогенного» эдютейнмента стал Versailles 1685 —
бледно-кислый исторический «квестодетектив» на тогда еще ультрановом
панорамном движке OMNI-3D. Его самым ярким достоинством, помимо
достоверных планов Версаля, была встроенная энциклопедия, страдавшая, ко
всему прочему, запущенной формой махрового канцелярита. В упор не заметив
стрел критики, окрыленные французы принялись «овиртуаливать» все мыслимые
памятники человеческой истории, каждый раз снижая планку качества. В
списке жертв оказались Запретный город, Египет, Помпеи, Атлантида, Ближний Восток, средневековая Британия... Наконец,
пресытившись, игроделы вернулись к единожды измордованному Версалю.
Рука, уставшая от бесконечной ругани, умоляет написать хвалебный пассаж:
«Осознав былые ошибки, Cryo покончила с престарелыми технологиями и таки
выпустила квест, увлекательный настолько же, насколько красивый и
познавательный». Обломись, рука: ничего подобного дорогая Cryo делать не
собиралась и, судя по всему, даже не намерена. В бой по-прежнему идут не
изменившийся за пятилетку старец OMNI-3D, его верная спутница Унылая
Энциклопедия при активной поддержке Национального Союза французских
музеев. Вот уж точно — нежелание ступать в ногу с прогрессом, помноженное
на алчность, приносит самые омерзительные плоды.
Туристам на заметку
Одну из главных задач «криогенного» продукта — показать Версаль всем
желающим — можно считать выполненной. Все, чего виртуальный турист не
почерпнет во время безмолвной прогулки по трехмерной «репродукции»
Версаля, восполнят сумбурно-сухие энциклопедические сведения. Картинка,
правда, невесть что: разрешением 640х480 в наше время принято разве что
детей на сон грядущий пугать, а замыленные картинки-панорамы буквально
вопиют о криворукости художников, подбиравших палитру. Глядя на
версальские стены, архитектурные детали и даже лица героев, хочется
рыдать — так остро чувствуется нехватка true color-режима.
А без минуты дохлый движок словно издевается: дискретные перемещения из
одной точки в другую вовсе не мгновенны, как полагал ваш наивный
корреспондент. Виды сменяются неторопливо, вальяжно, с почти что
королевской грацией, которая, если провести замеры, оказывается равной
двум-трем кадрам в секунду. Должно быть, в Cryo мыслят следующим образом
— раз мы бродим по загородной резиденции Луи XIV, то нам и спешить
некуда.
Однако не будем забывать, что могут найтись желающие взглянуть на Версаль
сквозь мутное, запотевшее стекло криогенной камеры. В конце концов, игра
стоит гораздо дешевле путевки. Но что делать с балбесами-школьниками,
которые, на беду менторствующих французов, с превеликим трудом
заглатывают некрасивую наживку? Вариант первый: вызвать родителей в
школу. Вариант второй: соорудить подобие интересного сюжета.
Именно так — «подобие». Ничем иным сюжетную линию Versailles 2
язык назвать не поворачивается. Вряд ли кого-нибудь удастся зацепить
историей о карьерном росте Шарля-Луи де Фаверолля, молодого французского
аристократа, мысли которого заняты лишь поиском шанса уехать в Испанию, к
возлюбленной Эльвире. Интриги раскручиваются буквально на голом месте, а
прямолинейности сюжета позавидует Байкало-Амурская Магистраль. Вот
типичный пример. Герой получает на хранение от работодателя красивейший
алмаз с твердым наказом держать его как можно дальше от публики.
«Хорошо», — рассуждает игрок, твердо уверенный в том, что ему сейчас
надлежит отправиться в гостиничный номер и припрятать драгоценность. Ну
да, конечно. Фаверолль не найдет ничего лучшего, кроме как сесть за один
стол с именитым шулером и продуть камешек на первом же кону! Выиграть
злополучную партию нельзя — сценарий мешает-с.
Скучно, предсказуемо, банально? О да. Зато 99% квестовых заморочек Versailles 2 раскроет даже полный маразматик. Авторская забота об
умственном здоровье пользователей не имеет границ: «лишние» на данный
момент локации становятся недоступными, «бесполезные» объекты перестают
быть «активными», а NPC второго плана выдают заученное «Да вам вовсе не я
нужен». Разреши Cryo «проматывать» неудачно сжатые видео-ролики и
километры унылого текста, время, затраченное на расправу с местным
сюжетом, составило бы максимум 4-5 часов.
Выключая фонтаны
Так быстро, впрочем, от Версаля вряд ли кому-то удастся отделаться. И
дело тут вовсе не в упомянутых диалогах, а в сомнительной интересности
пазлах, преследующих Шарля-Луи на каждом шагу. Безобидная прогулка в
компании с испанским послом оборачивается проверкой усвоения местного
энциклопедического материала. Распорядитель садов учиняет нам тест на
идиотизм: посадить саженцы трех типов деревьев, тыкая мышью на плане
участка. Поскольку принцип размещения саженцев известен с самого начала,
от игрока лишь требуется угадать, как вести отсчет, — по или против
часовой стрелки. А вот проверка обезьяньих рефлексов — Фаверолль включает
и выключает королевские фонтаны согласно свистковым командам заезжего
спеца по гидравлике.
Несомненным апофеозом версальской опупеи стала «головоломка», цель
которой, по всей видимости, — подготовить еще зеленого школьника к
поступлению в технический ВУЗ. Кому не слабО разложить 9 невнятных
чертежных набросков в три тематические группы, поднимите, пожалуйста,
правую конечность. Гмда, налицо явная противоположность "лесу рук" — так
сказать, этих самых рук просека. Но предположим, что в ряды наших
постоянных читателей затесались обладатели ярких инженерных способностей
и развитой интуиции. Сумеют ли они понять, как называются темы, пользуясь
одной лишь встроенной энциклопедией, угадать их верное расположение и
количество набросков в каждой? Тут уже не школьнику-имбецилу, а его
учителю следует вопить "караул", звонить в милицию, "03" и взывать к
небесам одновременно.
Ненавязчивость версальского "сервиса" проявляется даже в мелочах.
Недрогнувшей рукой авторы выключают доступ к меню на время решения
задачек. Знать, боятся, редиски, что тамошний вопрос "Quit Versailles
II?" может подвигнуть школьника на размышления о побеге. Мол, грызи
кирпич науки и не думай сдаваться, юный любитель истории. А гневные крики
тех, кого угораздило некстати лишиться электричества либо повстречать
"синий экран смерти", из офисов Сryo не слышны. Ведь с'est la vie, мать
ее.
R.I.P.
В конечном итоге выходит, что хвалить Cryo, кроме усердия и воли к
победе, решительно не за что. Кропотливые усилия сотрудников Версальского
музея и 3D-художников по воссозданию атмосферы образца 1699 года
уничтожены престарелым движком и для верности придавлены крышкой унылого
сюжета. Музыка, правда, красивая, но то — заслуга Марэ, Кампра, Куперена
и прочих придворных композиторов XVII века, а вовсе не наших
современников из Cryo.
Возникают два резонных вопроса: сколько еще «игр», подобных Versailles
2, выпустят “edutainment kings” на полумертвом OMNI-3D, и какой
памятник старины стоит на очереди в «криогенную» морозилку? Ставки
принимаются во всех букмекерских конторах Москвы, Парижа и Лондона.
1172 Прочтений • [Рецензия на игру Versailles 2: Testament of the King] [21.04.2012] [Комментариев: 0]