Рецензия на игру Modern Campaigns: Middle East '67
Джон Тиллер сотоварищи совершенно справедливо решил, что нам
решительно надоело жечь во всех концах света немецкие танки, воевать за
независимость и в тысячный раз закапывать Наполеона. Народ, как это
нередко бывает в узких кругах, потребовал что-нибудь про
арабо-израильский конфликт, и ответ не заставил себя долго ждать.
7:40
Системные требования
Pentium 166 32 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium 233 32 Мб памяти
История арабо-израильского противостояния, не считая вековой, мягко
говоря, неприязни, берет свое начало 14 мая 1948 года, когда Израиль был
провозглашен независимым государством. Недовольные таким поворотом
событий, вооруженные контингенты пяти арабских стран — Египта, Сирии,
Ливана, Иордании и Ирака — заняли часть израильских территорий, выражая
свой протест.
С тех пор Ближний Восток — горячая точка планеты номер один.
Крупномасштабные побоища там случались довольно редко, но война порой
идет даже тогда, когда пушки не стреляют. После 1948 года имели место еще
три вооруженных столкновения: в 1956 году, в 67-м и 73-м. Все эти события
представляют немалый интерес для человека, так или иначе интересующегося
военной техникой, стратегией и тактикой.
Шестидневная война, начавшаяся 5 июля 1967 года, была проведена Израилем
в лучших традициях устаревшего, как могло показаться, "блицкрига": полное
господство в воздухе, глубокие прорывы бронированными танковыми кулаками
без разведки и поддержки пехоты. Хрестоматийная, с изяществом исполненная
военная операция, принесшая славу израильской армии. Но это, так сказать,
центральная часть игры. Помимо шестидневной войны, представлены еще и
события 56-го и 73-го годов.
29 октября 1956 года разгорелся конфликт за Sinai Peninsula — область,
лежащую в пустыне между Израилем и Египтом. Здесь, как впоследствии в
1967 году, израильская армия использовала эффект неожиданности, что во
многом предопределило успех операции.
С "Войной Судного Дня", как еще иногда называют столкновение израильтян и
египтян осенью 73-го года, дело обстоит сложнее; это далеко не маленькое
сражение началось форсированием 18 Египетской Дивизией Суэцкого канала
рано утром 6 октября 1973 года. Восьми сценариев явно недостаточно для
такой темы. Хотя, конечно, лучше, чем ничего.
Steel Beasts
Наибольший интерес в игре представляет, разумеется, используемая техника.
Не секрет, что основным поставщиком вооружения для Израиля являлись (и
являются сейчас) США, а арабские страны традиционно поддерживались СССР.
Результаты боевых действий, как может показаться, далеко не в пользу
отечественной техники, но события 1973 года и то, что Египет был
подготовлен к войне лучше, говорят об обратном, — дело, скорее, в уровне
подготовке арабских военных.
Количество и разнообразие встречающейся здесь техники говорит само за
себя: БМП-1, БМП-2, БДРМ-2 (а также множество различных специфических
модификаций), экзотика вроде БТР-60, Т-34 или "Катюш"; большинство
советских современных на тот момент танков: Т-54, Т-55, Т-55 (М), Т-62;
израильская сторона может похвастаться наличием таких машин, как AMX-13,
M60, M60A1, M50, M51, M51 Super Sherman, M48 разных модификаций... И это
далеко не все. Впечатляет? Еще бы!
Правда, стоит поговорить отдельно вот о каком нюансе: после шестидневной
войны западные поставщики военной техники осудили действия Израиля, и США
остались единственными партнерами маленького гордого государства на
планете. Это вынудило израильтян заниматься модернизацией уже имеющихся
машин — обстоятельство, не нашедшее отражения в Middle East'67. А
ведь усовершенствования, произведенные израильскими инженерами, имели
существенное значение. Например, израильские "Центурионы", печально
знаменитые своей ненадежной двигательной установкой (страшно подумать —
бензиновый мотор!), были модернизированы, получив американский дизель,
новую гидромеханическую трансмиссию и 12,7мм пулемет. Этой модификации,
получившей название "Шот", в игре нет. Очень странно. И таких примеров
можно привести множество.
Вообще, слабая сторона тиллеровских воргеймов — отсутствие фактической
информации (уважаю, а потом придираюсь; ведь можно лучше, можно). У нас
исторический воргейм или покемон-киллер!? Куда-то пропали такие машины,
как М48 "Магач", ТИ-67 (модернизированный Т-54 с пушкой L7 и новой
двигательной установкой), ОТ-62 (опять придирка, наверное, но
все-таки)...
Шестидневная война
Как бы там ни было с достоверностью, игра с таким количеством
разнообразной техники — нынче коллекционная редкость. Летом Talonsoft
порадовала поклонников исторических воргеймов произведением аналогичной
направленности — Divided Ground: Middle East
Conflict, где были охвачены все арабо-израильские конфликты.
Лично мне Middle East'67 нравится больше. Визуально проект
Talonsoft, конечно, куда приятнее, но по сравнению с ME'67 кажется
очень уж попсовым. Это, впрочем, относится ко всем последним творениям
бывших столпов воргеймостроения.
Кубики с маркировкой становятся для HPS традицией, — определенно
положительный факт. Panzer Campaigns
4, вместе с рядом улучшений в интерфейсе и многими другими
мелочами, получил-таки, взамен спрайтовых уродцев, нормальные
wargame-"фишки" (можно, конечно, наслаждаться и, как их ласково и не без
иронии называют создатели, трехмерными юнитами). К черту мишуру, так
удобнее — вроде квадратик, а сколько информации: количество юнитов,
количество AP, физическая и моральная усталость...
В остальном — изменений никаких. Хотя, вру — был замечен спецназ. Такой
вот сюрприз — войска особого назначения в гексональном воргейме.
Итог (как ни банально)
То, чего нам сильно не хватало. К тому же, сегодняшние ближневосточные
события — хороший повод ознакомиться с историей этого затянувшегося
конфликта. Когда форма обучения преподносится людьми со знанием дела,
вдвойне приятно.
1102 Прочтений • [Рецензия на игру Modern Campaigns: Middle East '67] [21.04.2012] [Комментариев: 0]