С возрастом все мы обзаводимся стереотипами. Чем старше человек, тем
опаснее он для окружающих. Представитель великовозрастной категории,
завидев металлиста с длинными волосами, бросается к нему с криками
"Девушка, можно с вами познакомиться?!". Образ среднестатистического
компьютерщика для него на веки вечные связан со скелетообразным юношей в
очках и драных штанах, с желтыми зубами и прочей кофейно-сигаретной
атрибутикой. Из-за пассивного отношения к таким шаблонам можно запросто
превратиться в непробиваемого циника.
Палки-копалки
Системные требования
Pentium II 450 128 Mб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 800 256 Mб памяти 3D-ускоритель
Diggles (в Германии — Wiggles) — местами весьма
перпендикулярная игра, разрушающая некоторые стереотипы, годами
взращиваемые классиками жанра и соответствующими произведениями. К
примеру, если на секунду представить себе дварфа (dwarf), в воображении
со стопроцентной вероятностью нарисуется коренастый мужичок с кучей волос
на голове, до неприличия ворчливый и готовый полезть в драку по самому
пустячному поводу, а вовсе не тупой садовый гномик в зеленой курточке и
красном колпаке.
Тем не менее, взяв в качестве героев своего детища эту огородную утварь,
Innonics попыталась создать некое подобие стратегии с элементами
микроменеджмента, подмешав чуток скандинавской мифологии. Хорошенько
вкуривая вместо завтрака, розовощекие бюргеры родили мирок, в котором
карлики с удовольствием лопают жареные мухоморы, курят сигареты с
ароматом хомяка, заправляют пищу гусеницами и плюют на все, что им
говорят в нерабочее время.
Бога Одина, четвероногий друг которого сбежал от хозяина в подземелья под
Мидгардом, мало волнуют эти мелочи. Его чудный песик Фенрис в одночасье
превратился в здоровущую скотину, взял себе в подчинение тупоголовых
троллей и засел где-то ближе к центру земного шара. Пообещав сделать всем
гномам нормальные бороды вместо козлиных отростков, Один попросил короля
дигглов спасти несчастное создание, собрав шесть колец поводка Фенриса и
приструнив разбушевавшегося тузика.
Dwarves to powa
Не будучи дураком, король не двинулся с места, поручив выполнение
нетривиальной задачи своим подчиненным. В распоряжение, таким образом,
выдается не царственная особа, а пять-шесть карликов-самодуров,
требующих, помимо производственных обязанностей, еды, сна, отдыха и
плотских развлечений.
Со временем выполнение супружеского долга принесет свои плоды, и число
подопечных начнет расти. Рождаясь прямо в забое, повиснув на стене,
мелкие уродцы полчаса будут ползать по подземельям, тупо хлопая глазами и
гугукая, а повзрослев, обзаведутся потребностями, аналогичными
родительским.
Днем работать, ночью спать. Или наоборот. Трудиться час, дрыхнуть
двадцать. Или опять наоборот. Каждому подопечному можно установить тот
график, которого он заслуживает. В то же время никто не мешает разбудить
его в любой момент и отослать на рудники, либо оторвать от еды и привлечь
к разведению тараканов на ближайшей ферме.
Все карлики имеют целый букет параметров — четыре основных (здоровье,
сытость, работоспособность и настроение) и кучку второстепенных,
отвечающих за определенные качества. За первыми надо периодически
следить, а остальные будут расти сами собой, по мере их использования. К
примеру, пинки попадающихся врагов ногами повышают уровень кунг-фу,
отстрел узурпаторов из рогатки совершенствует стрельбу, и так далее.
Самые любознательные могут почитать книжки по соответствующим
специальностям, любезно упакованные в попадающиеся местами бочки.
В общей сложности около двух десятков характеристик, часть из которых
появляется со временем и далеко не у всех. В основном их величина важна
для изобретения новых технологий, на повседневной работе сказываясь не
столь заметно. Главное — не перебарщивать с режимом, и сытые карлы
спляшут вам джигу.
Что нам стоит
Состоящее поначалу из единственной палатки и одинокого костерка, место
обитания гномов потихоньку разрастается до размеров мегаполиса.
Появляются кузницы, мельницы, пивоварни, фермы, электричество и еще целый
п(а)учок архитектурных чудес. Через некоторое время всякий уважающий себя
шахтер отказывается спать на открытом воздухе, обычная пища перестает
удовлетворять вкусам гурмана, а надгробный памятник в назидание потомкам
становится обязательным предметом быта. К счастью, жесткой зависимости
жителей от излишеств цивилизации не наблюдается. Даже потребление
хомячьего пива совершенно опционально — все болезни и недовольства
вылечит здоровый сон и вкусный мухомор.
Любое здание в случае миграции с легкостью запихивается в маленький
ящичек и водружается на новом месте. Необходимость отстраивать базу и
развиваться с нуля мгновенно отмирает — все объекты, вплоть до самой
завалящей лестницы, мобильны. Добавим к этому стопроцентную автономность
гномов на случай отсутствия желания управлять каждым в отдельности, и
сосредоточимся на копании дырок в земле. Бурить придется много.
Собственно, вся игра построена на регулярном сверлении тверди (почему-то
только вверх, вниз и в стороны под прямым углом) и поиске ключевых точек
с квестами вида "пойди-туда-и-принеси-мне-кусок-гриба/жука/чего-то-еще".
Продвижение вглубь периодически открывает пещеры и кем-то уже прорытые
ходы. В таких местах частенько валяются бесхозные бочки с предметами быта
и книжками, бродят иногородние вперемешку с враждебной фауной и
накапливается ресурс.
Что интересно, к ресурсам здесь относятся не только мухоморы, хомяки и
гусеницы. Для успешного развития необходимы также уголь, камень, железо,
золото и ножки от поганок, заменяющие дерево. Собирается все это добро по
мере надобности или по указке игрока. Правда, в последнем случае
возникает слишком много мороки по отлову работников и персональному
распределению обязанностей, отчасти из-за отсутствия регулировки скорости
игры. Ограничившись же установкой графика работы, можно изрядно утомиться
от созерцания спящих и прыгающих на скакалках тунеядцев.
40 frames
Практически идеальное развлечение для исследователей, с минимальной
военной частью, конечным числом юнитов, великолепно организованным
менеджментом и приятным юмором сдало по части технической реализации.
Провалилось с позором, словно нерадивое дитя в канализацию.
Насыщенный мир Diggles просто обязан обладать своей собственной
звуковой атмосферой, существующей едва ли не отдельно от всего
остального. Но, увы, этого нет и в помине. Потрясающая скудость озвучки,
ко всему прочему частенько не совпадающей с действиями, кошмарные голоса
персонажей и провальные попытки выражения эмоций доморощенными актерами в
совокупности убивают изрядную долю впечатления. Хочется верить, что
локализованная версия в исполнении Snowball в этом отношении поднимет
планку на солидную высоту.
Не менее жестоко подшутили наши немецкие друзья и над экстерьером. Не
самые впечатляющие красоты и более чем скромные эффекты умудряются
отображаться дискретно на любой машине, но отнюдь не потому, что Diggles разрабатывались в расчете на будущее; просто сам движок в
принципе не способен крутить больше сорока кадров в секунду. Кому
понадобилось такое ограничение?
В условиях установленных лимитов несчастные гномы постоянно изображают из
себя паралитиков, скорее дергаясь, нежели двигаясь. Радостно попрыгал за
хомяком Leon. В соседней пещере Alva раздувает костер. А вон Salomon
стучит киркой по камню. Повсюду кипит жизнь, и десятки богато
анимированных коротышек спешат показаться игроку во всей красе. Но
бестолковый предел FPS сводит к нулю все усилия разработчиков,
затраченные на оживление персонажей.
До кучи — практически бесполезное вращение камеры, открывающее третье
измерение лишь наполовину. Чем больше "zoom", тем меньше "rotate" в
стороны. А почему нельзя элементарно посмотреть вдоль коридора или
плюнуть пробегающему гному прямо на колпак? Почему приходится
ограничиваться скромными поворотами градусов на тридцать?
Обаяние — штука серьезная
И все-таки Diggles странным образом увлекают. Скучнейший, на
первый взгляд, симулятор шахтера со временем превращается в весьма
любопытное занятие. Неторопливое продвижение вглубь, редкие стычки с
живностью, нескончаемое строительство и в меру головной боли — вот его
отличительные признаки. Небольшая работа над ошибками, и благодарности
народных масс не будет предела. Пока же остается лишь слегка напрягаться
и накрывать закипающую ненависть к криворуким фрицам крышкой. Надеюсь, в
последний раз...
867 Прочтений • [Рецензия на игру Diggles: The Myth of Fenris] [21.04.2012] [Комментариев: 0]