Нельзя сказать, что WWII Fighters пользовались всенародной
любовью. Практически одновременно с ними появилась European Air
War — вот от нее публика не могла оторваться. Лично я был
исключением; мне всегда больше нравились именно WWIIF. Несмотря на
все свои недостатки.
Системные требования
Pentium II 400 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Jane's Attack Squadron — дальнейшее развитие WWIIF. Эти
игры очень похожи, но их, к сожалению, разделяет почти четыре года, — за
столь солидный промежуток времени в нашем королевстве произошло очень
много событий. Осенью 2001-го случилось то, о чем все так долго говорили:
вышел "Ил-2". Подавляющее большинство
авиасимуляторов на тему Второй мировой скоропостижно девальвировалось. В
ноль. Исключением являются, пожалуй, только чисто онлайновые авиасимы,
вроде Warbirds сотоварищи.
JAS появился уже после выхода "Ил-2", но это ему не
помогло. Совсем новенькая игрушка выглядит безнадежно устаревшей. Кроме
того, насколько можно судить, она и в задумках не претендовала на звание
хита. Не исключено, что целью разработки изначально был так называемый
"крепкий середнячок". Ну, может быть, чуть больше. Увы, в данной ситуации
ничего хорошего из этого не вышло.
What's the news?
Достаточно свежий момент в JAS — возможность водить тяжелые
бомбардировщики. Включая B-17G. Но даже здесь разработчики умудрились
споткнуться. В промежутке между релизами WWIIF и JAS мы
подружились с еще одной хорошей игрой — B-17
II The Mighty Eighth, весьма хардкорным авиасимом от MicroProse.
Вещь сугубо специальная, посвященная именно "Летающей крепости"
(летабельные истребители туда были введены явно "до кучи"). Понятно, что
здешний B-17 по детальности моделирования не годится своему собрату и в
подметки.
Если не считать бомбардировщиков, то набор машин в JAS практически
стандартен. В англо-американском лагере — "Мустанг", "Тандерболт",
"Лайтнинг", два "Спитфайра". В немецком — Ме-109, Fw-190 (оба — в
нескольких модификациях) плюс Me-262 (куда без него). "Ил-2" вновь
наносит удар: даже американцы отмечали приятное разнообразие, которое
вносит Восточный фронт, а уж наши-то вообще пребывали в восторге; поэтому
необходимость прикрывать с воздуха высадку союзников в Нормандии выглядит
особенно серо и затасканно. Ну сколько можно?!
Впрочем, этого недостаточно для обоснованной раздачи пинков
разработчикам. Что там еще?
Это нормально
Если кто помнит, в WWIIF была очень продвинутая система
обеспечения tactical awareness — и падлок, и указатели у кромки, и
мини-окно, и маркеры на целях. Одним словом, все для облегчения поиска
целей. В JAS она получила дальнейшее развитие. Теперь waypoints
обозначаются кольцами, висящими в воздухе, а при желании можно даже
включить индикатор упреждения — выбрал цель, и по экрану заползал
крестик, который для точной стрельбы надо совместить с прицелом. Как на
ИЛС любого современного истребителя.
Странное впечатление складывается. С одной стороны, не нравится — не
включай. В конце концов, в "Ил-2" (и во многих других играх,
считающихся классикой) тоже было полным-полно хитрых опций, облегчающих
жизнь. Но с другой стороны… По количеству костылей и прочих подпорок для
новичков — явный перебор. Заставить бы их побомбить заводы Гамбурга
километров с семи, да еще в облачность, и чтобы безо всяких рамочек и
крестиков.
Это, повторюсь, тоже не упрек. В конце концов, всем надо с чего-то
начинать, а лишние опции по мере освоения можно и отключить. Но все же —
перебор. Даже с новичками нужно обходиться пожестче.
Как они летают
В свое время "Ил-2" (его придется упомянуть еще не раз) сотворил
сенсацию, отзвуки которой докатились и до людей, никогда не игравших в
авиасимы. Меня частенько спрашивали: а можно ли без джойстика? Памятуя об
этом, сразу предупреждаю: в JAS без джойстика нельзя. А теперь
перейдем к деталям.
Очередная специфическая особенность игры — в опциях, посредством
специального слайдера, можно указать "строгость" машин на углах атаки,
близких к критическим. Влево — легче, вправо — сложнее. Должен
признаться, что среднее, "достоверное" положение этого слайдера вызвало
несколько необычное ощущение. Не буду пересказывать разные летные
ситуации, но иногда мне было не совсем понятно, — из-за чего же я
срываюсь? Здесь, кстати, критический угол атаки во многом зависит от
машины. Самый сильный истребитель — "Спитфайр IX". Скоростной, с отличной
скороподъемностью… и практически невосприимчивый к критическим режимам.
На нем можно заложить такой вираж, что, допустим, преследующий "Мессер",
висящий в районе хвоста, мгновенно запрыгнет в прицел. В режиме "quick
mission" один "Спитфайр" относительно легко разбирается с тремя
"Мессерами" на уровне сложности "Hard" (уровень сложности влияет на
поражающее действие оружия и вражеский AI), тогда как на "Мессере" даже
поединок с одним "Спитфайром" проходит очень тяжело.
Вообще же тут нет ничего особенного. Штопор в JAS выполнен a-la Warbirds — при достижении критического угла атаки самолет всегда
закручивается в одном и том же направлении; как правило, достаточно
привести ручку в нейтральное положение, и он выходит из этого режима. В
процессе разбега никогда не начинается разворот в сторону. А вот
реактивный момент от винта есть, причем он сохраняется и в случае
пилотирования многомоторной машины.
Глядя в прицел
Стрельба и модель повреждений. В свое время весьма авторитетные в нашем
деле специалисты хвалили WWIIF именно за нее. Применительно к JAS в первую очередь вспоминается довольно полноценное
существование любой машины с полутора крыльями. Без преувеличений.
Оторвал я как-то врагу полкрыла, а он спокойно продолжил полет, и даже не
особо выпал из боя. Потом полкрыла оторвали мне. Да, самолет стало сильно
кренить в соответствующую сторону, но, как оказалось, этот крен вполне
можно парировать и продолжать работу.
Еще одна история носит несколько мистический оттенок. На одном учебном
задании, промахнувшись торпедами по транспорту (здесь есть и торпедоносец
— Ju-88), я от скуки залез на место стрелка и дал несколько очередей по
собственному килю. В результате оторвалась вся хвостовая часть. Мистика
здесь заключается в том, что впоследствии, при изучении этого Ju-88 в
редакторе самолетов (сделанном, кстати, просто превосходно), обнаружился
любопытный нюанс: все плоскости и фюзеляж рассматриваются в качестве
разных зон, и стрельба по одному вроде бы никак не может повредить
другое. Странно.
Ну и сами стволы. Стреляют они, как я понял, строго параллельно.
Удовольствия от этого мало, особенно если помнить, что у большинства
машин пушки и пулеметы расположены в крыльях — параллакс изрядный.
Трассы, согласно моим наблюдениям, идут по прямой.
Столкновения? Что с землей, что с другими самолетами. Однажды я на
"Мустанге" врезался в дом. "Мустанг" от него срикошетил и полетел дальше
— правда, горящий и с заглохшим движком.
Последний удар
Графика. "Ил-2" развернулся в полной мере, JAS лежит в
глубоком обмороке. Все-таки странная вещь — изменение стандартов.
Изменение в сторону повышения. Я никогда не думал, что меня будут всерьез
раздражать незначительные мелочи: у самолетов в разбеге не крутятся
колеса, при обзоре в профиль отчетливо видна угловатость кромки киля
(сэкономили на полигонах), а пресловутая надпись "NO HAND HOLD" выглядит
слишком расплывчатой. Много здесь таких шероховатостей.
К весомым же претензиям непосредственное отношение имеет посредственная
пиротехника — дым, пламя, трассы, инверсионные следы отражены намного
слабее, чем… правильно, в нем. Земля совершенно не смотрится. Да, теперь
и в авиасимуляторах западного производства следом за "Фланкером" и
"Ил-2" появилась "плотная застройка" городов. Но это уже не
впечатляет.
Понятно, что о таких вещах, как поверхность земли и воды, облака и лес, речь не идет и идти не может. Я специально
использовал курсив, дабы не приходилось вдаваться в объяснения
относительно того, что именно здесь имеется в виду.
Вот, собственно, и все. Итог, что бы вы ни думали, не плачевен. При ином
раскладе внешность JAS можно было бы даже сдержанно похвалить. Я,
например, за всю свою практику не встречал сквозных дыр в фюзеляже. В
плоскостях — да, но в фюзеляже как-то не доводилось. А тут — пожалуйста.
Летит, скажем, B-24 с проломленным бортом, и через эту дырку наблюдаются
его "внутренности".
Но у нас уже есть "Ил-2".
Killboard
Честно говоря, не знаю, что делать с этой игрушкой. Пожалуй,
единственное, в чем она превосходит "Ил-2", — системные
требования. Тоже плюс, конечно.
Что изменилось в мире с выходом Jane's Attack Squadron? Скорее
всего, ничего. Поклонники "Ил-2" не оторвутся от своего занятия ни
на секунду, да и все остальные вряд ли уделят внимание игре, не имеющей
будущего. Хотя, конечно, найдется немало ветеранов, которые вздохнут с
ностальгией, услышав знакомое "Jane's". Кажется, теперь точно — в
последний раз. И я вздохну…
1025 Прочтений • [Рецензия на игру Jane's Attack Squadron] [21.04.2012] [Комментариев: 0]