Наверное, нет игры, более подходящей для обозревателя (в плане легкости
написания рецензии), чем какой-нибудь новейший хит от EA Sports. В первую
очередь, дело, конечно, в хорошем настроении. Подготовка статьи о Kickoff или Giant Killers 2 — сплошное мучение.
А вот когда в игре (компьютерной!) все прекрасно, почти по Антону
Павловичу Чехову, то и подготовка материала о ней — одно
удовольствие. Сегодня я счастлив: к нам в гости заглянул весьма
ожидаемый гость, симулятор того, что пройдет в Корее и Японии в самое
ближайшее время — 2002 FIFA World Cup (таково официальное
название).
Косметический ремонт или капитальный?
Системные требования
Pentium II 300 64 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Насколько можно судить по психологической обстановке, сложившейся в среде
любителей спортсимов, поклонники «линейки» от EA Sports недовольны
неоднородностью качества игр этой компании. Дескать, видам спорта,
которые популярны в США и Канаде, уделяется больше внимания, нежели чисто
европейским. К этим заявлениям можно относиться как и к любым другим
субъективным суждениям, однако нельзя не признать, что и серия NHL, и Madden NFL, и особенно NBA отшлифованы
донельзя. Потолок достигнут, разработчики ожидают повсеместного
распространения высоких технологий, которые смогли бы вывести графическую
реалистичность на новую орбиту. А вот в серии FIFA такой
умиротворенности не наблюдается. С каждой новой версией несчастный
футбольный симулятор пинают все, кому не лень. Что симптоматично,
происходит это со времен FIFA ’99,
когда началось качественное расхождение FIFA и NHL, всегда
раньше воспринимавшихся практически как единое целое — все-таки футбол на
просторах старушки Европы не намного популярнее хоккея. С FIFA 2000 пришла великолепная графика, но
геймплей стал до банальности простым. В FIFA 2001 и FIFA Soccer 2002 был доработан искусственный
интеллект, и все-таки нужная, единственно верная формула от
«электроников» снова ускользнула.
Теперь можно понять, почему с таким нетерпением ожидалась FIFA,
посвященная именно Чемпионату Мира. Не будем забывать, что UEFA Euro 2000, компьютерная проекция
Чемпионата Европы 2000 года, до сих пор является в какой-то мере эталоном
совершенного футбольного симулятора, сочетая умеренную сложность с
неплохой графикой. После нее пошли явные крены в разные стороны.
Прежде всего, поговорим о геймплее. Легкость игры в предыдущей версии
заставляла нас либо браться за слабые команды в сильных чемпионатах,
чтобы создать искусственную интригу (и это быстро надоедало), либо вообще
отказаться от серии FIFA. В 2002 FIFA World Cup выход из
положения, кажется, найден. Противник ныне силен, как никогда. Лично я
всегда играю на уровне “World Class”, но здесь пришлось начать с
“Amateur”, поскольку в «мировом классе» мои команды летели с таким
свистом, что им позавидовал бы и Соловей-разбойник. Мячи оказывались в
воротах едва ли не охапками, а противник глушил все атаки на подступах к
своей штрафной. Столь блестящие результаты — плоды внедрения новой
системы взаимодействия игроков (и, безусловно, улучшения тактической
грамотности компьютера).
Если вы читали AG-рецензии на симуляторы серии FIFA, то наверняка
обратили внимание, что в каждой из них имелись жалобы на отсутствие
какого-либо физического контакта игроков, кроме непосредственного отбора
мяча. Правда, и сейчас при штрафных и угловых они не хватают друг друга
за разные элементы спортивного туалета, однако в области отношений
футболиста, владеющего мячом, с тем, кто этот мяч пытается отнять,
наблюдается гигантский прорыв. Так называемый «classical tackle», то есть
отбор без подката, стал не таким однозначным, как в предыдущих FIFA. Теперь умело поставленный корпус иногда вызывает потерю
координации или даже падение атакующего игрока.
Изменилась и манера поведения футболиста с мячом — он всячески пытается
отпихнуть от себя защитника. Если же против него сыграли жестко, но в
рамках правил (например, толкнули плечом в плечо), он не отступит
безропотно, как это было в FIFA 2002, а вполне может споткнуться,
сменить направление движения, и при этом не расстаться с мячом.
Совершенно иначе выглядит игра в воздухе головой — раньше можно было
спокойно засылать мяч на половину противника, точно зная, что ваш игрок
будет стоять ближе и, следовательно, легко выиграет борьбу на втором
этаже. Теперь же положение игроков на поле далеко не стабильно — в
выгодной позиции порой оказывается и компьютер. Что интересно, не всегда
можно заранее сказать, как поведет себя футболист в том или ином моменте.
Например, в простой ситуации, когда его никто не атакует, он, скорее
всего, сыграет головой. А вот в борьбе возможны варианты. Например, если
вы отдаете команду паса на верховой мяч, игрок может и сделать сброс
ближайшему партнеру, и принять на грудь (прошу не понимать превратно) с
последующей передачей мяча ногой.
Что интересно, футболисты всеми способами стараются не допустить ухода
мяча в аут. Конечно, лицевая линия никакой преграды собой не
представляет, однако если свободный мяч будет уходить «за флажок», ваш
подопечный либо мужественно расстелится в подкате, либо сохранит мяч для
команды посредством еще какого-нибудь футбольного приема.
Другая симпатичная новинка — появление игроков-звезд. Когда одна из
характеристик спортсмена равна 7 (это точно касается скорости, паса,
контроля мяча и удара по воротам), то есть максимальному значению,
напротив его имени в выборе состава на матч ставится звезда, а уникальные
способности выделяются в игре звездно-кометным шлейфом. Допустим, все мы
осведомлены о скорости «звездного мальчика» Майкла Оуэна; и здесь
он не просто бегает — за ним тянется «хвост», как у метеора. Аналогичное
зрелище при ударах и пасах Бэкхема и Зидана, беге Роберто Карлоса и т.д. Игрок прямо-таки искрит от своих
замечательных умений. Выглядит, по правде говоря, очень эффектно, хотя
восторг вызывает далеко не у всех — мол, очередная уступка попсовости.
А кто не без греха?
К моему огромному сожалению, приставка «спорная» еще достаточно плотно
прилегает к новой FIFA. Некоторые минусы игры никуда не исчезли.
Нет, нашу любимую сборную от участия не отстранили. Футболисты даже
наделены «правильными» именами, а комментатор осведомлен о том, что Егор Титов — игрок московского «Спартака». Но — знание
разработчиками характеристик и амплуа наших спортсменов оставляет желать
лучшего. Не говоря уже об их внешнем виде. На себя похож лишь Александр Мостовой (и то — образца 10-летней давности). Все
остальное, за исключением имени, притянуто за уши. И, увы, нет
встроенного редактора игроков.
Кстати, не все ладно и с другими командами. Хороший пример — сборная
Франции. Один из лучших опорных полузащитников мира, Патрик Вийера
— правый полузащитник. Вернее, в расстановке, сделанной «по умолчанию»,
он находится именно на этой позиции… Правда, в отличие от сборной России
(и других мало популярных за рубежом команд), игроки сборной Франции
почти не отличаются от своих прототипов.
На прежнем уровне осталась тактическая часть. Все тот же минимальный
набор схем, с помощью которого расстановки некоторых команд воссоздаются
с большой натяжкой. Разумеется, не обошлось без вопиюще отвратительного
сбоя в искусственном интеллекте (куда только смотрели бета-тестеры?) —
голкиперы, всячески обласканные рецензентами последних двух FIFA,
при навесах в штрафную площадь ведут себя как младенцы и доверчиво бегут
в то место, где мяч должен коснуться газона! Иными словами, о перехватах
можно забыть — вратари просто нагло смываются в какой-нибудь из углов
штрафной вместо того, чтобы «вынуть» мяч из воздуха на полпути до
столкновения с землей или хотя бы остаться в «рамке» до завершения борьбы
защитника с нападающим. В общем, любой навес в штрафную (во время
розыгрыша стандартов такого безобразия, похоже, нет) заставляет хвататься
за валерьянку, а не клавиатуру.
Финал
Но, наверное, не стоит быть настолько строгим. Все-таки у нас есть шанс
увидеть кубок Чемпионов Мира в руках игроков нашей сборной, хотя бы
виртуальный. Они уже вышли на поле под совершенно сумасшедшее лазерное
шоу, нам помахали лапами символы предстоящего мундиаля, мы насладились
дизайном японских и корейских суперстадионов (к этому постоянно призывают
комментаторы во время паузы в матчах)... Прочь сомнения. 2002 FIFA
World Cup — игра для тех, кто любит футбол.
688 Прочтений • [Рецензия на игру FIFA World Cup 2002] [21.04.2012] [Комментариев: 0]