Современные российские квесты — полностью самостоятельная порода игр. Их
можно распознать за версту по малобюджетной графике, нижепейджерным
шуточкам и обилию всевозможных цитат, вставляемых к месту и не к месту.
Однако даже среди этой безнадежной когорты попадаются приятные
исключения, взять хотя бы "Лиат" или "Полный Улет". Именно к ним в компанию и
просится героиня нашей сегодняшней рецензии.
Ложь, мечты и контрабанда
Системные требования
Pentium II 266 32 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium III 450 64 Мб Direct3D 7
Не верьте названию игры. Квестовый аналог "buddy game" в духе Sam & Max сегодня
отменяется. Щуплый мошенник Джаз и витающая в облаках гора мышц по
имени Фауст предпочитают вести поиски затерянных сокровищ в своих
половинках игры, встречаясь друг с другом лишь эпизодически. При этом
у Фауста интерес к потерянному богатству отнюдь не шкурнический: он
пустился во все тяжкие ради девушки своей мечты. Романтик
несчастный...
А вот дальше у нас с игрой что-то не заладилось. На вкус и цвет вроде бы
адвенчура, причем исключительно красивая (об этом — чуть ниже), но...
Главные и второстепенные персонажи расставлены по местам, загадки — при
деле, не хватает только приличных диалогов и яркой демонстрации личностей
наших героев. "Ишь какой выискался, — сурово ткнут в вашпокорного пальцем
обладатели "коробочной" версии. — Ну-ка, марш штудировать мануаль!" Увы,
одних биографий в сопровождающей диск книженции недостаточно, чтобы
почувствовать себя на месте Джаза или Фауста.
Что мы знаем о Джазе? Известный контрабандист. Сидя в тюрьме, подслушал
разговор рыжебородого купца с начальником стражи, в котором, помимо
воплей "помогите" и "защитите", фигурировала информация о затерянном
кладе. Выйдя под "честное слово", продал свой парусник "Дым", чтобы
избежать проблем с властями города Эр-Эльп, конфисковавшими судно за
попытку нелегального провоза алкоголя. Добавьте сюда голос с нагловатыми
интонациями плюс неуемное желание обогатиться, и вы сразу же поймете, что
граждан, похожих на Джаза по натуре, если нет желания влипнуть в
неприятности, следует обходить за километр.
О Фаусте нам известно и того меньше. Мечтатель с лицом отставного
вышибалы лас-вегасского казино, капитан корабля с диковатым названием
"Скользящий в полумраке". Повстречал в эр-эльпском порту знойную
восточную красавицу, но по глупости отказался везти ее на Черные острова,
и теперь сходит с ума от неразделенной страсти. Детской наивности,
правда, от него ждать не стоит: этот человек умеет давать взятки, крадет
сданные под залог вещи и использует безобидных животных в качестве
приманки для монстров. Добряк, значит, говорите?..
Вы — не очевидец
Вот такими и останутся в вашей памяти герои "ДиФ": симпатично
нарисованными, посредственно анимированными 3D-модельками, наделенными
рудиментарной мимикой и нулевым количеством шуток. Им некогда
демонстрировать остроумие, глубину мысли и широту души, ибо сценаристы не
стали писать разветвленные (или хотя бы просто длинные!) диалоги, тем
самым едва не превратив игру в симулятор сотрудника FedEx. Люди из
массовки разговаривают кратко и по делу. "Джаз, принеси мне кусок
могильной плиты и человеческую голову!" "Фауст, я помогу тебе, если
достанешь рыбацкую сеть!" Приз "Самая пространная речуга" получает Алия,
та самая девушка-его-мечты, за трехстраничную повесть о добром султане,
его нехорошем племяннике и скитаниях по пустыне в роли наложницы злодея.
Наматывая виртуальные километры по многочисленным задникам, волей-неволей
чувствуешь серую утилитарность всего происходящего. Эрзац-детективный
сюжет не "цепляет" — до Syberia ему
далеко. Головоломки, коих тут множество — от зуболомной пазловины с
маяком, огнивом и масляной лампой до простейших действий, не напрягающих
даже спинной мозг, — лишены оригинальности загадок The Longest Journey. Условности
раздражают: почему нельзя взять предмет, который через две минуты гарантированно будет использован? А все потому, что Джаз (Фауст)
об этом еще не знает. Вот когда его введут в курс дела, тогда и подберете
свой кувшин. Периодически шею игрока обвивает костлявая рука
пиксель-хантинга — поиски масляной бочки и птичьей клетки в ночном порту
наверняка опустошат запас вашего терпения. Да и, собственно, проходить
"ДиФ" за второго героя, зная обо всех перипетиях сюжета, честно
говоря, как-то не хочется.
А сколько всего здесь осталось "за кадром"! Чтобы очистить корабль от
грызунов, Джаз берет напрокат крысу-каннибала. Надеетесь увидеть геноцид
мышиного населения в исполнении хвостатого убийцы? Нет, нет и еще раз нет
— вам продемонстрируют мутный 3D-ролик, во всех подробностях обсасывающий
отъезд Джаза из Эр-Эльпа. Или, быть может, вы жаждете узнать, как Фауст
поймал чудовище в бамбуковой роще? Не выйдет! Кадр первый: клетки нет.
Кадр второй: клетка построена, приманка разложена. Кадр третий:
фиолетовый бужум скалится на прутья клетки. Вот это, друзья, и называется
"монтаж". Стремясь уйти как можно дальше от шуточно-прибауточного
"Агента", "Сатурн+" стала заложником
почти что спартанской суровости и "пересушила" свое любимое детище.
Картинки
А жаль, потому что задники "Джаза и Фауста" выглядят ничуть не
хуже, чем пейзажи все тех же TLJ, Syberia и Alfred Hitchcock: The Final Cut. Сочные
краски, богатая стилями архитектура, десятки оживляющих картинку деталей,
будь то покачивающийся на волнах корабль или дым, столбом поднимающийся
из труб, — трудно поверить, что в нашей стране есть специалисты,
способные выдать графику такого высокого уровня. Местные локации можно,
не задумываясь, вешать на рабочий стол и круглый день любоваться видом
остроконечных башен Эр-Эльпа, куполов Хаэна и хижин обитателей Черных
островов. Даже эстетствующая покойница Cryo редко демонстрировала
подобное. Эх, если бы не причины, о которых мы растекались мыслью по
древу в предыдущем разделе, "ДиФ" стал бы достойным конкурентом Syberia в борьбе за титул "Лучший квест-2002".
Правда, перед битвой "Сатурн+" не мешало бы "причесать" озвучку игры. Как
ни крути, а пятерых актеров явно недостаточно для столь крупного по
нашим, российским, меркам проекта. Да, исполнители, несомненно,
талантливы и могут запросто "вытянуть" на своих горбах по полдюжины
персонажей сразу, но уши квестера, осилившего массу 1С'овских
локализаций, не обманешь — слишком уж знакомо звучат. Интересно, как
обстояли дела с голосами в английской версии, которую 1С впервые за всю
историю своего существования самостоятельно выпустила на территории США?
А в финале...
...проступают очертания сиквела, в связи с чем мы осмелимся выступить с
кратким обращением к сотрудникам "Сатурн+". Товарищи! Нижайше вас просим:
не плодите сущности! Лишите капитана-романтика его половины игры,
передайте изъятый "груз" Джазу и превратите Фауста в comical sidekick
(читай: туповатого, но доброго спутника, над которым главный герой весело
потешается в ключевых моментах сюжета). Поменьше криогенной сухости,
побольше ярких диалогов-цитатников, сарказма и здоровой иронии!
Вот тогда перед вами падет ниц даже заносчивая Америка.
С надеждой на будущее, ваша дорогая редакция.
818 Прочтений • [Рецензия на игру Jazz and Faust] [21.04.2012] [Комментариев: 0]