Три года тому назад (и одному Космосу известно, сколько лет тому вперед)
капитан Джон Роберт Крайтон-младший сел за штурвал экспериментального
космического корабля "Фарскейп-1". Какие надежды на него возлагали, какие
надежды! Кто бы мог подумать, что бравый капитан вынашивал в голове
своих, глубоко индивидуальных тараканов… Как вам понравится, например,
его теория о том, что гравитационное поле планеты можно использовать для
разгона корабля до невиданных прежде скоростей? И этому эпигону
Циолковского Земля доверила опытный образец своего лучшего корабля!
Результаты можно было предвидеть: вспышка слева, вспышка справа, вспышка
прямо по курсу, дыра в пространстве, и "Фарскейп-1" выбрасывает аккурат в
зоне локальных звездных войн между расой гуманоидов-милитаристов,
называющей себя Миротворцами, и их бывшими пленниками, которым удалось
захватить чудесный биомеханический корабль класса "Левиафан" по имени
Мойя.
Системные требования
Pentium III 450 64 Мб Direct3D 8
Рекомендуемые требования
Pentium III 750 128 Мб Direct3D 8
Сложно сказать, как бы все развивалось дальше (все-таки гуманоид
гуманоиду друг, товарищ и брат, и вполне возможно, капитан Крайтон сейчас
гонял бы Мойю по всему космосу в составе миротворческих сил), но
судьба-индейка бросила монету решкой, а не орлом. Первое, что сделал
Крайтон, вынырнув из дыры в пространстве, — протаранил корабль одного из
Миротворцев, в результате чего тот немножечко умер. К сожалению, погибший
был братом самого главного Миротворца, Капитана Крейса. Естественно, Джон
Роберт оказался по другую сторону баррикад.
После этого было еще очень много всяких событий, — до сих пор расхлебать
не могут. Научно-фантастический сериал Farscape (www.farscape.com) совместной
выделки США и Австралии (это что, новая мода такая — снимать фантастику в
Австралии?) разменял уже четвертый сезон. Зрители, истосковавшиеся по
зрелищу такого размаха качества со времен незабвенного "Вавилона-5",
кричат "ура", бросают в воздух чепчики и во время трансляций "Фарскейпа"
прилипают к экранам так, что стамеской не отдерешь. Нам с вами повезло
меньше, поскольку права на показ сериала ни одним из основных российских
телеканалов пока не куплены (хотя года полтора назад его крутили с
повторами по ТНТ). Зато без проблем можно достать два первых сезона на
DVD (если будете брать, послушайтесь моего совета: плюньте на
первозонники и ищите издание для второй зоны — выйдет раза в два
дешевле).
Марш космических негодяев
Получая немалые деньги как с самого сериала, так и с продаж
"сопутствующих товаров", Jim Henson Television не могла не озаботиться
проблемой выпуска компьютерной игры по Farscape. И озаботилась. А
теперь отдельные половозрелые особи вида Homo Sapiens (не будем
показывать пальцем) озабочены написанием рецензии на эту игру.
Сюжет ее, с точки зрения фарскейповской хронологии, представляет собой
spin-off первого сезона, где-то между пятнадцатым и двадцатым эпизодами:
Мойя уже беременна, но еще не родила (нетривиальный сериал,
согласитесь?), а в составе экипажа уже появилась очаровательная Чиана.
Мойя болтается на орбите какой-то заштатной планеты, готовясь к родам,
как вдруг ее атакует и берет на абордаж эскадра Миротворцев. Часть
экипажа захвачена в плен, кто-то скрывается на корабле, а Крайтон с
Чианой пытаются удрать на истребителе Миротворцев. Увы и ах — кораблик
сбивают, и им приходится совершить аварийную посадку на той самой
планете. Что самое обидное, в пустыне; правда, к югу от нее они заметили
населенный пункт...
Внутренний голос подсказывает мне, что пора бы представить экипаж Мойи
поименно, но… воздержусь. С весьма колоритной компанией предлагаю вам
ознакомиться лично. А пока давайте посмотрим, что получилось у Red Lemon.
Про возможность встречи с иноземным существом
Бац! И мы налетаем лбом на первое же препятствие в виде сложно
идентифицируемой расовой... пардон, жанровой принадлежности игры.
Скомканный “tutorial”, в котором нам дают походить по одной комнате,
почитать куски из мануала и завалить одного несчастного боевого робота,
ответов на вопросы не дает. Ни малейшего представления о том, каково это
— играть в Farscape, зрители не получают. Ну, изометрия. Ну,
управление не очень удобное. Ну, герой всегда в центре, так что скроллить
экран нельзя. А финики-то где? Финики?
В поисках фиников стартуем. На экране видим разбившийся истребитель,
Крайтона и Чиану. Перебросившись парой реплик (кстати, игру озвучивали те
же актеры, что работали над сериалом), парочка отправляется на поиски
городка, который она видела при падении. Путь тяжел и усеян инопланетным
зверьем: очень живым, очень веселым, с очень острыми зубами. Игрок ждет
не дождется, когда же начнется обещанный разработчиками squad-based
combat, и, мягко говоря, обламывается, ибо при всем уважении к Farscape назвать ее тактическим симулятором я не могу. Банальный
click ‘em all в духе Diablo или Throne of Darkness. Не знаю, о чем
думали "краснолимончатые", но использование правой кнопки мыши вместо
привычной левой… это неоригинально.
Последние надежды на придание местной боевой системе хотя бы двух-трех
тактических элементов развеивает до невозможности дурной AI. Честное
слово, мне иногда кажется, что поведение персонажа (скажем, будет ли он и
дальше расхаживать с умным видом или все-таки соизволит атаковать)
определяется исключительно генератором случайных чисел. Причем это
относится как к главным героям, так и к их безымянным оппонентам
растительно-животного происхождения. Главгерои даже хуже: их очень
искусственный интеллект позволяет им автоматически жрать дорогие аптечки,
но категорически противится автоматическому сбору вываливающихся из тушек
врагов полезных предметов.
Пополняя местную Красную Книгу все новыми и новыми экземплярами, Крайтон
и Чиана наконец добираются до города. И тут игра поворачивается к нам
другой стороной. Какой именно, не скажу, чтобы не пугать особо
чувствительных читателей. Замечу только, что в этот самый момент из-под
макияжа Diablo начинают проступать черты жанра, который в Японии по
недосмотру кармической полиции называют RPG, а во всем нормальном мире —
JRPG. “Japanese”, то бишь. Кстати, представители этого направления
рождаются не только в Японии; по происхождению они могут быть и
американцами (Septerra Core), и
европейцами (Gorky 17). Объединяет их
одно: твердокаменная, несгибаемая линейность, которую пытаются
компенсировать закрученным сюжетом. Хотя, с другой стороны, окончательно
записать Farscape: The Game в стан JRPG нам мешают все та же
боевая система (бой идет исключительно в реальном времени) и полное
отсутствие "прокачки" персонажей. Помнится, по этому поводу разработчики
долго оправдывались: мол, во всем виноваты злые владельцы сериала — они
предоставили нам героев исключительно в режиме "рид-онли": играть можешь,
но менять — ни-ни.
По трамвайным рельсам
Таким образом, из всех необходимых и достаточных признаков JRPG нам
остается только пресловутая линейность. Но, боже мой, какая это
линейность!
Мы уже привыкли к тому, что в подобных играх сюжет не сдвинется с мертвой
точки, пока персонаж не поговорит со строго определенным NPC или не
отправится в строго определенное место. Однако в отличие от других игр Farscape даже не делает попыток притвориться, что мы нарвались на
нужного человека совершенно случайно, в процессе ни к чему не обязывающей
прогулки. Нет уж, карапузики. На компасе, маячащем в правом верхнем углу
экрана, четко видна стрелка, ясно и недвусмысленно указывающая, куда нам
в данный момент надлежит двигаться. Если пункт назначения оказывается в
зоне действия радара, стрелка заменяется жирной лиловой точкой. В свете
этого сногсшибательного нововведения процесс решения заготовленных
головоломок, которыми так гордились создатели, превращается в тупую
беготню по заботливо разложенным рельсам. А зачем ломать мозги, если
кое-кто уже обо всем позаботился?
И ведь к этому поводку настолько привыкаешь, что когда в одной из
последних миссий чертова стрелка таки исчезает, впадаешь в натуральную
панику. Мама! Я не знаю, что мне делать! Стрелочка, стрелочка, вернись, я
без тебя уже не могу!
Дальше — хуже. На подходе к финальным миссиям чувство меры окончательно
изменяет разработчикам, и они полностью лишают игрока возможности
контролировать происходящее. Даже такую мелочь, как выбор оружия, они
оставляют при себе. Что особенно обидно, поскольку именно к этому моменту
у героев набирается достаточно деньжат на покупку действительно мощных
пушек. К сожалению, наслаждаться своими новыми игрушками им суждено
недолго, — потом все равно отберут и выдадут другие. Нет, они, конечно,
вполне убойные, но мне, может быть, гораздо милей импульсная винтовка
Миротворцев. Впрочем, кому здесь интересно мое мнение...
А нас посылают обратно
Когда игра только готовилась к сходу со стапелей, в пресс-релизах
всячески мусолили уникальные способности героев, на которых якобы будет
полностью основано прохождение. Брехня. Да, Крайтон однажды слазил в
реактор (остальных просто не давали туда завести). Да, Райджел пару раз
исследовал узкие коридоры, куда кроме него никто не проходил. Да, еще Жен
умеет лечить, а Чиана в самом начале стырила себе модный пистолетик. На
этом список хваленых уникальных способностей персонажей и областей их
применения заканчивается. Практически не начавшись.
И эти досадные мелочи... В городе, куда попадают Крайтон и Чиана,
больницей заведует небарианка. Однако красотка Чи вовсе не горит желанием
встретиться с соплеменницей, что, кстати, вполне объяснимо, поскольку на
родине она — объявленная в розыск преступница. Хорошо. Но после того как
этот сюжетный нюанс оказывается отыгранным, его благополучно спускают в
унитаз, и в дальнейшем Чиана беспрепятственно болтает с землячкой.
Соответственно, веры в то, что над игрой работали более-менее серьезно,
со временем почти не остается.
* * *
Как ни странно, графика, которую все в один голос называют устаревшей,
производит достаточно приятное впечатление. Вряд ли кто-то станет
использовать ее для демонстрации возможностей GF4, но выглядит Farscape вполне достойно, и я не отказался бы от пары других игр
на ее движке, особенно если это будет какая-нибудь депрессивная RPG по
Муркоку. Что до музыки, так она и вовсе очень хороша.
Таким образом, главных претензий остается две — плохо проработанная
боевая часть и полное бесправие игрока. Обвинения серьезные, парировать
их нечем. Но, несмотря на это, играть все-таки интересно. "Фарскейп" есть
"Фарскейп"; из игры вполне мог получиться приличный эпизод сериала. Хотя
за брэнд обидно. Фанаты, разумеется, рады и этому: как же, дали подергать
за веревочки саму Чиану! Всем остальным не рекомендуется.
796 Прочтений • [Рецензия на игру Farscape: The Game] [21.04.2012] [Комментариев: 0]