Вкус теплого сакэ придется забыть. Утонченный шахматно-тактический
симулятор Shogun отправился в
историю, уступив место чумным кострам средневековой Европы и
перебродившему вину из монастырских погребов. Впрочем, фанатам серии
незачем волноваться понапрасну: в Medieval они почувствуют себя
как дома.
Harder, Better, Faster, Stronger
Системные требования
Pentium II 350 128 Мб Direct3D 8
Рекомендуемые требования
Pentium III 1300 256 Мб Direct3D 8
Нынешний девиз разработчиков: "Больше, больше, больше". Увеличилась
площадь мира. Появились сразу 12 "играбельных" наций плюс кучка статистов
во главе с явно нетрезвой Финляндией. Налицо три противоборствующих
религии — православие, католицизм, ислам. "Парк" юнитов заметно возрос,
значки зданий выползают на вторую страницу, а чахлый технологический куст
вымахал до размеров древней секвойи. По два вида лучников, несколько
моделей пушек, с пяток типов кавалеристов и целая пригоршня наемников.
Уменьшившийся масштаб карты заставляет напрягать глаза и тупо
расталкивать мышью толпы однообразных фигурок в надежде отыскать нужный
юнит. От разнообразия голова идет кругом, но придворный этикет не
позволяет бросить вас, дорогие читатели, в пучину подробностей. Будете
тонуть последовательно.
Понаблюдав пару минут за человеком, переставляющим фигурки в
стратегическом режиме Medieval, можно прийти к не совсем
правильному заключению о врожденной лености дизайнеров игры. Да, общая
концепция сохранилась в неприкосновенности. Мы оккупируем соседние
государства и провинции, возводим там всевозможные здания, открывающие
доступ к новым юнитам и орудиям, мизинцем левой ноги регулируем налоги и
не забываем поддерживать боеспособность домашней армии. Цель телодвижений
— захват всех стран или, если вас не устраивает глобальная экспансия,
обретение максимального рейтинга путем соблюдения неких ключевых условий.
Татаро-монголы могут попросить захватить до определенного срока две трети
стран, по территории которых проходит Великий шелковый путь. Россиянам,
напротив, необходимо удерживать регион "Московия" (ведь вы именно это
подразумевали под "Muscovy", дорогие разработчики?), причем состояние дел
игра проверяет не постоянно, а лишь в определенные моменты времени. Не
успеете отбить столицу у противника к, скажем, 1350 году — не получите
бонуса. И далее в том же духе.
Экономическая модель, почти не изменившаяся со времен Shogun, вряд ли
доставит удовольствие игрокам-финансистам. Чем больше доходных зданий в
провинции, чем выше КПД сельского хозяйства и cборы с населения, тем
быстрее в наш кошелек поступают флорины — унифицированная валюта
средневекового образца. В Medieval сюда добавляется еще и прибыль
от торговли. Правда, реализован импорт-экспорт на редкость топорно. Для
того чтобы в ваш порт шел поток заграничных товаров, следует воткнуть во
всех близлежащих морях хотя бы по одному кораблику. Обезопасили таким
образом маршрут — начинайте стричь купоны. Поскольку зрелищные бои между
суденышками невозможны ввиду немощности движка (см. ниже), исход
незримого сражения дистиллируется в микроскопическую сводку.
Главные расходные статьи: строительство все тех же зданий, набор и
содержание армии. Взвинчивая налоги, следует прикрывать внутренние тылы,
— чаще подбрасывайте сырье в горнило религиозного фанатизма местных
жителей и солдат, повышая тем самым их щасте и лояльность. Парочка
церквей, новенький замок устрашающего вида, несколько бродячих
священников — и о восстании можно забыть. На время.
Superheroes
Институт полководцев (они же — "генералы") явно изменился к лучшему. Из
неврастеничных марионеток времен Shogun они превратились в почти ролевых
персонажей, наделенных статистикой и даже чертами характера. Если перед
вами стоит человек с высоким параметром "Dread", знайте: такого
головореза лучше всего отправить на устрашение потенциальных повстанцев и
слабовольных врагов. Особо набожные (Piety) командоры понижают
вероятность бунтов на религиозной почве. Не последнюю роль играют и три
других параметра: Command, Acumen (фактически, деловая хватка) и Loyalty.
У царствующих особ к вышеперечисленному добавляется еще и Influence.
Когда же дело доходит до боя, в игру вступает не столько статистика,
сколько моральное состояние военачальников. Ключевое правило Medieval: чем выше боевой дух генерала, тем результативнее будет
драться его армия. Правильная психологическая работа с личным составом
помогает одерживать победы даже в заведомо неравных условиях. Впрочем,
крепкая броня, мощные юниты и модифицированное оружие еще никому не
мешали...
Личные качества монархов, принцесс и полководцев — палка о двух концах. С
одной стороны, это открывает блестящие возможности в области подковерной
дипломатии, с другой стороны — превращает вас в потенциальную мишень как
внутренних, так и внешних интриг. Властолюбивый, горделивый, жестокий
генерал может попросту пойти против власти, — достаточно сделать неловкий
жест в его сторону. Жадные губернаторы имеют дурную привычку обдирать
трудящихся, понижая Loyalty до опасного порога. К счастью, мы вольны
затыкать рты особо крикливым воякам с помощью всевозможных титулов,
улучшающих их статистику и усмиряющих жажду власти. Титул — вещь
переходящая. Изъять бонус у неугодного царька можно несколькими
способами. Первый — убийство (на поле брани, от рук ассассина, на костре
инквизиции, — что вам нравится?). Второй — простой, но скучный
drag'n'drop значка с одной фигурки на другую. Третий — обставленное по
полной программе шоу "У позорного столба": в провинцию приезжает
столичный эмиссар и лишает генерала привилегий на глазах у подчиненных.
Лояльность униженного при этом, разумеется, падает, — будьте готовы
натравить на беднягу киллера.
Еще хуже бывает, когда нам попадаются высокопоставленные граждане со
"скелетами в шкафу". Такие персоны обычно становятся жертвами заморских
шпионов, после чего наутро вся страна просыпается под новость о том, что
король Эдвард III — отъявленный педофил.
Дела шпионские
Честно говоря, стратегический режим Medieval был бы гораздо
скучней, не окажись тут целой обоймы методов грязной дипломатической
борьбы. Эмиссары, игравшие в Shogun роли уровня "голова на блюде"
или "пятый труп слева", набрали политический вес и научились методам
контршпионажа. С их помощью короли и принцы подыскивают себе невест,
отслеживают перемещения агентов иностранных государств, заключают пакты о
ненападении и расправляются с неугодными генералами, лишая их
персональных карет с мигалками. Высший пилотаж эмиссарского мастерства —
многолетняя тайная подкормка вражеских армий. "Приобретенные" таким
образом войска могут предать своего номинального хозяина в самый
неудобный момент.
Сокращением числа V.I.P.-знаменитостей традиционно занимаются ассассины.
"Мочить" здесь принято всех и вся. Уровень сложности предприятия зависит
от ранга жертвы и умений самого ассассина (которые, заметим, растут по
мере увеличения числа жмуриков), поэтому мы настоятельно рекомендуем
сначала потренироваться на приходских священниках и лишь затем
отправляться в поход за головой наследного принца Англии.
Особая роль в средневековой Европе отведена принцессам, работающим в
качестве своеобразных "голубей мира". Нет ничего лучше, чем скрепить
мирный договор с соседом удачным бракосочетанием! Радость, естественно,
возникает не на пустом месте — в случае гибели всех мужчин среди "новых
родственников" отец невесты может смело претендовать на как минимум
половину принадлежавших им земель. Мусульманским государствам, впрочем,
подобная перспектива не светит, — у шейхов принцессы не рождаются в
принципе.
Но самый подлый инструмент власти в Medieval — религия. Страдают
от нее в основном католические монархи, поскольку Римский Папа,
окруженный дорогостоящими швейцарскими гвардейцами, то и дело начинает
вмешиваться в дела и нагло тыкать пальцем. Если, играя за короля Франции,
вы ввязались в конфликт с какой-нибудь Испанией, ожидайте приказа из
Ватикана с требованием прекратить заварушку. Первое неповиновение
карается торговой блокадой и временным отлучением от лона церкви. Второе
и последующие, — объявлением крестового похода на ваши драгоценные земли.
Помимо кнута, у понтифика есть и пряник: регулярно "усмиряя"
православных, язычников и мусульман, исполнительный монарх имеет все
шансы получить щедрый безвозмездный транш. Только не пытайтесь уничтожить
Ватикан. Даже если вы сумеете растоптать это жалкое государство на
Аппенинском полуострове, оно будет постоянно возникать на новом месте,
демонстрируя кошачью живучесть и жажду мести.
Священники и епископы, активно подрывающие религиозный уклад других стран
— всего лишь вершина айсберга. Настоящая религиозная сила Medieval
— инквизиторы. Отправьте такого "спецназовца в шляпе" к
противникам-единоверцам, и вскоре к вам придет письмо следующего
содержания: "Дорогой имярек! Побывал я в городе N. Узрел я мракъ полный,
демонизм и сплошную ересь. Принял меры. P.S. Убито 2400 человек".
Инквизиторам высоких рангов под силу не только выкашивать целые
провинции, но и заодно "проверять на благонадежность" неугодных персон
(особенно тех, у кого слабо развита Piety). Есть сведения, что при
должном везении можно безнаказанно ухлопать вражеского короля! Правда,
если мишень остается в живых, ее набожность автоматически увеличивается
на единицу, поэтому иногда бывает полезно устроить "тесты" и для
сограждан (только не забудьте сохраниться!). В остальных случаях всегда
держите "инспекторов" за пределами страны и науськивайте
киллеров-экспертов на аналогичных гостей из-за рубежа. Непонятно, правда,
одно: с каких пор католические служки получили право разжигать костры на
территории Руси? Неужели авторы столь варварским методом решили упрочить
игровой баланс?
О русской тематике
Жить, в принципе, можно. Сотрудники Creative Assembly, хвала
небесам, знакомы с первоначальной способностью юнита "боярин" (поверьте,
так называли не только жирных бородатых мужиков, перманентно бунтующих
против царя и пьющих все, что горит!), более-менее представляют себе
звания в средневековой Руси, но, увы, не в состоянии составить перечень
русских имен и фамилий. В итоге стараниями функции RND() на свет то и
дело выползают уникальнейшие личности: Чёрт Кузьмич, Курица Василиевич,
Кисель Иесифович, Миксаил Жирославов, Шуба Никитин и даже, простите,
Козел Иванович. Даже непонятно, смеяться или плакать. Желающие могут
заглянуть в каталог Loc, открыть текстовым редактором файл names.txt и
остановить безобразие. Мы же приступим к...
...битвам
Сражения в чистом поле по-прежнему радуют, несмотря на архаичность
движка, глуповатый AI и повсеместный выход из моды спрайтов в прочих
3D-стратегиях. Лес и копейщики, как и раньше, являются отличными
средствами борьбы с кавалерией, лучники традиционно мажут во время дождя,
а стаи испуганных треугольных птиц загодя предупреждают о наступлении
противника. Сложные боевые построения "left hand offensive", "right hand
offensive" и проч. сменились целой системой комбинаций, позволяющих
быстро и эффективно сочетать разношерстные виды войск. Выделив один отряд
арбалетчиков, пару пеших колонн и конную группу, вы можете без лишних
хлопот бросить одних на левый фланг, а других — на правый, и отправить
получившуюся конфигурацию в атаку одним щелчком мыши. Удобно!
Режимы "Historical Battles" и "Historical Campaign" ввиду своей общей
несерьезности претендуют максимум на роль фантазии-вариации и никоим
образом не должны восприниматься как действительные отсылки к истории.
Впрочем, прохождение кампании времен Столетней войны или участие в битве
на Калке — достаточно веселое занятие. Огорчает отсутствие таблицы
рекордов. Мы ругались по этому поводу еще в рецензии на Shogun: Mongol Invasion,
выругаемся и здесь. Пора, пора, дорогие разработчики, глянуть хотя бы
мельком на Civilization и стащить оттуда красивую, обстоятельную итоговую
табличку! Ведь вы же хотите, чтобы Medieval как можно дольше
оставался на наших жестких дисках? Ну так сделайте!
А вот за процессом взятия и обороны цитаделей, по всей видимости,
придется наблюдать сквозь окна Stronghold: Crusaders. То, что
предлагает нам Medieval, по уровню символичности легко затыкает за
пояс детскую игру в "солдатики". Лето. Ясное небо. Близ мышиного цвета
замка стоит наша доблестная армия. Защитники тем временем неторопливо
прогуливаются меж трех с половиной построек инсайд и отчаянно размышляют,
надо ли открывать входную дверь. Рвы с кольями, тараны, горячая смола,
лучники на стенах и подъемные мосты остались в школьных учебниках
истории. О том, что мы находимся в средневековье, напоминают лишь
изрыгающие ядра башни. Шелестят спрайтовые дубравы, колосится спрайтовая
пшеница, с ноги на ногу переминается спрайтовая кавалерия. Стоящая
неподалеку пушка выплевывает одну маленькую черную точку и похабного вида
облачко. Это — дым. Он мог бы выглядеть значительно лучше, догадайся
разработчики прикрутить к игре 32-битный цвет, но что-то, видимо, не
заладилось. Превозмогая зевоту, публика наблюдает, как накапливаются
повреждения башен и ворот. 65%... 82%... 97%... Наконец, решетка эффектно
скрывается в пыли, оставляя после себя аккуратный квадратный проем. Что
примечательно, можно обойтись и без осадных орудий, просто измордовав
прутья мечами. Гмда, новаторское решение!
Пушки переключают внимание на стены, а в это время армия устремляется в
образовавшееся техническое отверстие. Враги на пару с игроками вяло
топчутся в ожидании чего-то захватывающего. Зрелищность — на абсолютном
нуле. Ну почему, почему Creative Assembly поторопилась и слепила
боевую часть Medieval на заведомо неподходящем движке?! Полководец
еще раз зевает, открывает свежую газету, ставит на плиту чайник, ищет
заварку... Мается, болезный, изо всех сил.
High Fidelity
Medieval стало душно в тесном панцире Shogun. Она честно
пытается выпрыгнуть из старой оболочки и показать что-то новое, но без
хорошей технологической базы рискует стать легкой добычей для
плоскомордых коршунов вроде Stronghold и Europa Universalis. Нежный вкус оригинальной
концепции отбивают пикселизированные толпы разношерстных юнитов и увязший
на горе Фудзияма движок, исполняющий осадные сцены с изяществом хромого
танцора. Мы уважаем стремление Creative Assembly выпустить серию
игр, посвященных самым интересным историческим периодам, но презираем
попытки сделать деньги на половинчатых недосиквелах. Того и гляди,
приползут кроты из Breakaway Games, которых хлебом не корми, — дай
слепить аддон на услужливо подставленной коленке, и подарят фанатам
какой-нибудь Medieval: Commander's Edition.
Работы — непочатый край. Написать с нуля графическое ядро. Поставить на
ноги концепцию осад. Причесать интерфейс стратегической карты. Довести
одноклеточную экономическую модель до уровня блестящей дипломатической.
Вот тогда из хорошей игры получится шедевр.
Безупречна лишь музыка. Это концентрированный экстаз битвы, выраженный в
мощных ударных, богатом звуке экзотических инструментов и роскошном
хоровом пении. Это печальный голос гитары, задающий настроение на
стратегической карте. Это еще одна премия BAFTA для композитора Джеффа
Ван Дика. Таким в Medieval должно быть всё.
1097 Прочтений • [Рецензия на игру Medieval: Total War] [21.04.2012] [Комментариев: 0]