Рецензия на игру No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way
1968 год. Призрак атомной войны вновь угрожает планете: Америка и
Советский Союз вот-вот вступят в открытую фазу дележки маленького
турецкого острова Киос. Ради чего — сказать трудно. Одни поговаривают,
будто СССР вознамерился отгрохать там первый в мире коммунистический
5-звездочный отель, другие утверждают, что обе стороны положили глаз на
залежи ценных минералов. Генерала армии США беспокоит маленькая красная
кнопка, отвечающая за пуск баллистической ракеты, а Директор нехорошей
организации H.A.R.M., стараниями которой и столкнулись сверхдержавы,
готов лезть на стенку от постоянных нотаций любимой матушки. "Не смей
вешать трубку, ты, неблагодарный..."
Системные требования
Pentium III 600 128 Мб Direct3D 8
Рекомендуемые требования
Pentium 4 1700 256 Мб Direct3D 8
Тем временем сверхсекретная контора UNITY, отвечающая за мир во всем
мире, работает в авральном режиме — как-то неудачно совпали первый за 15
лет отпуск Главного, начало охоты на Кейт Арчер и грызня за несчастный
ошметок турецкого берега...
Но — стоп. Вы только что подключились и потому задаетесь вопросом, кто
такая Кейт Арчер? О, друзья мои, она — шпион высшего класса!
UNITY's spy
Жанровые метания, преследовавшие авторов во время разработки первой части
игры, похоже, закончились. NOLF 2 на 90 процентов состоит из
стрельбы и лишь на одну десятую — из stealth-экшена а-ля Thief. Да, Кейт умеет кидать монетки,
отвлекающие внимание противников, и предпочитает использовать бесшумные
виды оружия, но в большинстве случаев миссия все равно заканчивается
кровавой мясорубкой. Слишком много девушек-ниндзя бегает по улочкам
тихого японского городка, слишком быстро "возрождаются" солдаты Советской
Армии на сибирской военной базе, слишком плотные патрули охраняют
секретную подводную лабораторию. Можно вырубить противника парализующей
гранатой (бананом, транквилизатором) и обезоружить, но тот, во-первых,
быстро придет в себя, а во-вторых, некстати поднимет общую тревогу. И
никакая возможность укрыться в тени, помогающая во время "прочесываний"
местности, не спасет вас от прямых столкновений на уровнях сложности выше
"Normal". Поэтому убийства приходится совершать тихо, исподтишка, благо,
все удобства налицо. Из-за угла выглядывать умеем, тела перетаскиваем с
той же легкостью, что и воришка Гарретт, а в случае крайней необходимости
используем... растворитель трупов, не забывая проверять карманы жертвы
перед "удалением".
Единственный "чистый" stealth-эпизод ожидает Кейт в Индии. Пробраться в
офис главаря индийского отделения H.A.R.M. и установить "жучок" на
телефон, не попадаясь на глаза стражникам и не открывая огонь, гораздо
проще, чем вы себе представляете. В случае обнаружения вас даже не
расстреляют, а просто молча перенесут в стартовую точку. И всё! Те, кто в
свое время честно прошел офисы Dumas Industries в NOLF, без проблем одолеют новое задание. Куда
сложнее играть в прятки с туповатыми калькуттскими полицейскими,
забрасывая их бананами, но уж эти-то действия не назовешь "незаметными".
Несмотря на уменьшение количества уровней (всего-то 15! на пару свободных
вечеров максимум!) и локаций и фактическую пропажу мини-аркад, NOLF
2 все равно способна дать фору в десять очков любой из нынешних
игр-соперниц. Причины затруднений авторов очевидны: после первой части, в
которой можно было летать с парашютом, бегать по космической станции,
расстреливать акул в трюме затонувшего танкера, кататься на горном
фуникулере и управлять модным мотоциклом, тяжело придумать нечто новое.
Хотя они честно старались. Сибирь, Калькутта, Турция, Япония, Огайо,
Антарктида... Маловато, но зато "повторов не было". Вот вы, например,
можете представить себе жестокую погоню на детских двухколесных
велосипедах?
Арсенал изрядно похудел и, увы, подурнел в угоду некоторым слоям публики,
пожелавшим "шоб попроще". Попутно скажите "прощай" возможности апгрейдить
стволы. Это раньше нам дозволялось выбирать между четырьмя автоматами,
подводным ружьем и тремя винтовками; а нынче свирепствует дефицит.
Катана, простенький пистолетик калибра .32 (с глушителем и без), АК-47,
Gordon SMG (с глушителем и без; в миру зовется "Стерлингом"), бесполезный
до предпоследней миссии шотган, несколько видов гранат, "снайперка" и
мини-ракетница. Из коллекции патронов изъяты пули "дум-дум". Неужто ООН
запретила?
Аналогичные изменения постигли и набор "примочек". Робопуделица,
отвлекавшая маявшихся от либидо овчарок, передала эстафету кошке-фугасу.
Универсальная шпилька-отмычка разучилась быть ядовитой. Бесследно
испарились очки для чтения зашифрованных документов, но появился
декодер-пудренница. Еще осталась мини-газорезка, напоминающая о былых
временах, когда и огнетушитель давали, и пушистые тапочки, и даже набор
бинтов для остановки кровотечения. Горечь утраты смягчает наличие
многофункционального пистолета CT-180, позволяющего (в зависимости от
набора снарядов) отключать камеры, вешать на врагов радиомаячки,
уничтожать особо агрессивную технику и усыплять бдительную охрану.
Но Основное Несоответствие NOLF 2 старым принципам таково: на
уровнях обнаружились постылые аптечки. Некоторые слои публики, радуйтесь!
Be-boppin' shoo-woppin' along
Отличительной чертой NOLF являлась охота за разбросанными по
уровням секретными документами — этакая "игра в игре", по результатам
которой наиболее удачливые шпионы награждались перманентными бонусами к
"здоровью", "броне" и прочим параметрам. Что удивительно, знали об этом
"секрете" немногие. NOLF 2 делает тайное явным: отныне за каждый
подобранный листок авторы премируют нас энным числом "skill points". Не
остается без "опыта" и выполнение заданий — как основных, так и побочных
(последние выдаются только очень дотошным искателям).
Зачем нам понадобились "skill points"? Разумеется, для "прокачки"
статистики. Стрельба, поиск, использование gadgets, грузоподъемность,
здоровье, броня, скрытность — каждый из этих параметров может быть
увеличен (пять раз) в лучших традициях System Shock 2 и Deus Ex. На максимальное развитие
всех пунктов баллов не хватит даже тем, кто по самоубийственной
наивности вздумал поиграть на сложности "Superspy". Впрочем,
огорчаться не стоит: местная "ролевая система" придумана исключительно
для поддержания интереса. Если вы позабыли до упора "вложиться" в
стрельбу или gadgets, хуже от этого не станет. Проверено.
Play it cool
О графике NOLF 2 нельзя говорить без эмоций. Мы, конечно,
представляли, что патентованный движок Lithtech Jupiter способен на
многое, но чтобы такое... Фантастические картинки UT 2003 и блеклые потуги на
фотореалистичность Hitman 2 не идут ни в какое сравнение с
масштабными, богатыми на детали уровнями "от Monolith". Мрачная
заброшенная база в Антарктике, сочные краски индийских улиц и модные
интерьеры обновленной штаб-квартиры UNITY, безусловно, заслуживают титула
"Creme de la creme игростроительства-2002". Брависсимо!
А модели! Точнее, какие, к черту, модели, это ведь почти настоящие люди!
Одни глаза чего стоят — живые, подвижные, отражающие не только свет
ближайших ламп, но и эмоции персонажа! Исполненные на движке ролики
завораживают блестящей сценарной, режиссерской, операторской и, чего уж
миндальничать, актерской работой. Посмотрите на фигурки: абсолютно у всех
героев — правильные, проработанные до мелочей лица, синхронизация речи с
движениями губ, язык жестов (!), четкие текстуры, убийственно плавный
motion capture. Богатые декорации, удачные ракурсы, роскошная озвучка —
страшно подумать, сколько трудов (не говоря уже о ресурсах вашей системы)
было затрачено на такую красотищу! Даже киноманам из Illusion Softworks
стоит приобрести NOLF 2, дабы поучиться у американских коллег.
Сократившись почти вдвое, сиквел не перестал быть менее смешным. Можно
часами с упоением пересказывать содержание всевозможных секретных
записок, меморандумов, объявлений и отчетов, попадающихся Кейт на глаза.
Вдоволь поиздевавшись над поп-культурой 60-х еще в первом NOLF,
сценаристы переключились на высмеивание культуры корпоративной.
Сотрудники H.A.R.M. обсуждают на "пятиминутках" проблемы завершения
строительства Ultimate Doomsday Device вперемешку с планами на грядущую
рождественскую вечеринку и необходимостью ухлопать, наконец, надоедливую
шпионку Арчер. Меднолобые охранники абсолютно серьезно обсуждают вопросы
маркетинга в криминальных организациях, сибирская база нашпигована
забавными отсылками к теме "Большой брат наблюдает"… А уж что творится в
роликах! Мы до сих пор гадаем, кто именно украл шоу: безмозглый техасский
вояка с сигарой в зубах, отплясывающий джигу возле пресловутой красной
кнопки, плавающий по-собачьи здоровенный шотландский сержант или же
редиска-мим, вконец растерявший профессиональные навыки. Must see!
No one grooves forever
Спешно выталкивая NOLF 2 на полки магазинов, Sierra почти не
оставила разработчикам времени на реализацию всех обещаний. "Умный" AI на
поверку ничуть не изменился, зато откуда ни возьмись выполз ненавистный,
противоречащий всем законам жанра respawn, нагло поднимающий морду сразу
в нескольких миссиях. Из-за нехватки времени на доводку баланса была
удалена возможность выбора оружия и gadgets перед заданием.
Программный код зияет дырами различного диаметра: от неоправданных
"тормозов" на системах со старшими Athlon XP инсайд и пропажи ключевых
объектов до вылета в Windows и "утечек памяти" на индийских уровнях.
"Кооперативный" multiplayer, предлагающий вчетвером пройти изобилующую
спойлерами мини-кампанию, страдает от нехватки простейших функций (почему
я не могу поделиться с товарищем патронами?) и, что поразительно,
отсутствия персонажей женского пола (sic!). Доктор Шенкер, несите
скальпель, это надо срочно зашивать!
Пострадало даже название игры. Если помните, оригинал позиционировался
как The Operative: No One Lives Forever (намек на серию игр с
заголовком "The Operative"). И вот теперь — бессмысленное "NOLF
2". Если менеджеры MGМ нарекут очередную серию "бондианы" "Ты живешь
только дважды-2", их уволят со студии и скормят злобной публике еще до
захода солнца. А Кейт Арчер пока совсем юная, за нее заступиться некому,
вот и помыкают бедной шпионкой все, кому не лень...
The Operative
Но мы все-таки ее любим, несмотря на сократившееся время прохождения,
похудевший арсенал и общую склонность к потаканию вкусам консольной
публики. Вопреки проискам агентов Sierra, Monolith сумела уберечь обаяние
оригинальной игры, сохранила в неприкосновенности юмор и покорила новую
для себя вершину аудиовизуального совершенства.
Не верите? Запустите No One Lives Forever 2. Просмотрев финальные
титры, вы непременно потребуете добавки. И мы надеемся ее когда-нибудь
увидеть.
P.S. Заставка — позор. Верните танцующую Кейт!!!
994 Прочтений • [Рецензия на игру No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way] [21.04.2012] [Комментариев: 0]