Футбольные менеджеры — жанр, в котором роли, казалось бы, давным-давно
распределены. Есть лидер — Championship
Manager. Есть претендент, сменивший в этом году вывеску и
подготовившийся к открытому сражению с законодателем мод, — Total Club Manager 2003. Тем не менее,
остальные разработчики с упорством камикадзе продолжают выпускать игры,
претендующие лишь на то, чтобы отхватить пару крошек с барского стола.
Футбол ли это?
Системные требования
Pentium II 300 64 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium III 500 128 Мб памяти
Сомнения закрались уже в процессе просмотра стартовой заставки. Привыкший
ко всему, я приготовился увидеть головокружительные финты, красивые голы,
радость тренеров и футболистов, но никак не космос и Солнечную систему…
Задумка красива и оригинальна, однако, по сути, четко отражает содержание
и уровень игры.
Внутри, помимо слабенького дизайна, обнаружились восемь (уже в который
раз!) европейских чемпионатов. Большинство представлено высшими лигами;
исключение составляет Англия — здесь три дивизиона, включая Премьер-лигу.
Менеджмент оставляет странное впечатление. Минимум настроек и опций, а
некоторые факты и вовсе вызывают серьезное удивление. К примеру, можно
запросто заявить "Ливерпуль" для участия в чемпионате Испании; в
Еврокубках будете числиться английской командой, если пробьетесь,
конечно. Или получить за игру бонусные очки, схему расчета которых
оставлю на совести авторов. Очки эти впоследствии учитываются в общем
клубном рейтинге. Ещё бы кто-нибудь мне объяснил, — для чего?
Осмелюсь предположить, что разработчики SM обладают поверхностными
знаниями о европейском футболе. Ни одному футбольному ненавистнику даже в
голову не пришло бы назвать бездумную куплю-продажу игроков трансфертной
системой (вспомните громкое дело Босмана), а беседу со спортсменом
о выплате фиксированной суммы за матч — подписанием контракта. Клуб в
игре — понятие мифическое, а инфраструктура вырезана. Как класс. Если в
менеджерах лидирующей группы мы привыкли решать разнообразные клубные
проблемы, то здесь никаких трудностей нет. О них просто никто не подумал.
Тренировки оплачиваются деньгами из бюджета команды, которые исчезают
неизвестно куда. Персонала тоже нет! Вот он — рай для расхитителей.
Статистические выкладки не привлекают. Данные игроков — это общий рейтинг
и наличие талантов. Тех, которые "тренируют" за деньги. Лично я не в
состоянии себе представить ситуацию, при которой любой человек, заплатив
энную сумму, смог бы стать Львом Яшиным или Майклом Оуэном.
Понятие "талантливый футболист" тогда потеряло бы всякий смысл.
Кроме того, если спортсмен обладает более чем тремя талантами, нас
заставляют выбирать, какие из них потребуются в ближайшей встрече. Так и
видится игра мадридского "Реала": Роберто Карлос быстро бегает,
выдает отличные длинные передачи, неуступчив в борьбе, но когда вблизи
ворот назначается опасный штрафной, он отрицательно качает головой и
говорит: "Пусть Зидан бьет, я оставил свой навык пробития штрафных
в раздевалке!". Смех, да и только.
Игровая статистика включает в себя "огромные" данные: турнирная таблица,
календарь игр, таблица начисления бонусных очков за каждый отдельный матч
и общий европейский рейтинг. Если вам захочется узнать, кто главный
снайпер команды, придется пересмотреть профили всех членов команды по
отдельности.
Финансовую сторону игры составляют исключительно займы в банке и доходы
от рекламы, которая делится на три категории. Стоимость игроков, видимо,
должна расти по мере их обучения, однако этого не происходит, и как
возвращать занятые деньги — непонятно. Рекламные щиты и телетрансляции мы
уже проходили в TCM, а вот реклама на футболках — это любопытно.
Живой футбол геррам из Heart-line тоже незнаком. Такой вывод легко
сделать, если взглянуть на меню стадиона. Ценовой политикой названа
банальная уравниловка, хотя любой болельщик скажет, что смотреть игру с
центральной трибуны и из-за ворот — отнюдь не одно и то же.
Черная полоса
Вспоминается известный анекдот. Встречаются два мужчины, у одного из
которых, по его мнению, в жизни была черная полоса. В итоге выясняется,
что на самом деле она была белой, а вот на текущий момент как раз
началась черная.
Трудности формирования команды и клубного бюджета покажутся вам белой
полосой. Черная же наступает после выхода команды на поле. Никаких
трансляций, кроме 3D, не предусмотрено. И, поверьте, увиденное зрелище вы
даже в страшном сне не назовете 3D-режимом. Трансляции F.A. PLM, не говоря уже о Total Club
Manager 2003, по сравнению с Soccer Manager похожи на реальный
футбол. Здесь, к сожалению, торжествует цирк. Показ карточек на дистанции
в 30-40 (!) метров — где это видано? Упоминания я удостою, пожалуй, лишь
внешний вид поля. Сухо — разноцветные травяные квадратики, сыро —
настоящий огород, вроде того, что бывает на российских футбольных
стадионах ранней весной. Ну, а если пойдет снег, то поле будет выглядеть
так же, как на недавней игре чемпионата России ЦСКА — "Спартак".
Кто-то может возразить, что в Championship Manager вообще нет
никакой визуализации. Но, по-моему, лучше сплошной текст, чем такое 3D. К
тому же в СМ4 появятся 2D-трансляции.
Выпускали — веселились...
А на деле получилось, что, словно археологи, открыли новый вид
футбольного менеджера. Доисторический. Даже в самых ранних версиях Championship Manager и F.A. PLM подобного антифутбола не
встречалось.
Заключительный ролик, кстати, очень удачно напоминает, что от Земли до
границы Солнечной системы далеко, а Soccer Manager до высокого
титула крепко сбитого середнячка — и того дальше…
1212 Прочтений • [Рецензия на игру Soccer Manager Pro] [21.04.2012] [Комментариев: 0]