Это было страшное гнездо, от которого веяло неумолимой
мощью и в котором сосредоточились две наибольшие из
известных тогда в мире сил: сила религии и сила меча.Генрик
Сенкевич "Крестоносцы"
Системные требования
Pentium 233 64 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium III 500 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Неумолимая мощь, веявшая в атмосфере еще со времен ранних анонсов,
долго-долго кружилась над головами и внушала страх. Слишком долго, чтобы
к релизу успеть ослабеть как минимум на половину и превратиться в
невзрачный пшик. Запах потерял остроту, поверхность потускнела и…
Типичная история, но с нетипичным концом. Игра по Крестоносцам — это ж не
шутки! Впрочем, спешу вас сразу же огорчить (хотя кого-то, вероятно,
обрадовать) — от книжки Генрика Сенкевича в Knights of the
Cross не осталось и следа. Среди разлинованных полей, топорных
фигурок, золотых нив и бревенчатых хуторов не хватило места для истории
про молодого шляхтича и княжью полячку, пана из Спыхова, слепого рыцаря,
старого вояку со стрелой в боку, плутоватого чеха, продавца "святых
вещей" и коварных монахов-крестоносцев. Зато осталось нечто с трудом
описываемое словами и превращающее Knights of the Cross из просто
"игры с закованными в броню мужиками на конях" в весьма необычную вещь.
Пожалеть дурака
Первое впечатление, конечно же, самое отрицательное. Уж чего
действительно не хватает Knights of the Cross — так это внешнего
лоска и какой-то… состоятельности, что ли. Зеленые пашни, неподвижная
вода, лубочные мельницы и пластилиновые фигурки чугунного воинства своим
внешним видом возбуждают страшные воспоминания о "недостратегиях" вроде Warlords Battlecry. Поборов
сиюминутное отвращение (а заодно и похвалив анимацию кружащего над
бранным полем воронья), вступаешь на тропу знакомства с интерфейсом… И
если в этот момент снова не одержать сокрушительную победу над внутренним
"я", которое, по-извозчицки матерясь, проклинает день, когда был придуман
point'n'click, то возможны самые страшные нервные расстройства. Да, столь
непродуманную систему перемещения надо еще поискать. Да, один ход, с
медленным галопом пятидесяти всадников, неторопливым строевым шагом
кнехтов и непростительно долгим вращением катапультных колес может
длиться десять и более минут. Да, никто даже не подумал о таких вещах,
как "горячие клавиши" или "объединение юнитов в группы". Да, эта игра
отврати… нет! Секундочку. Все пустое. Ни один из перечисленных
недостатков ни в коей мере не умаляет достоинств Knights of the
Cross, а лишь откусывает от ее статного тела все причитающиеся по
заслугам баллы.
Игра вяло теребит ножками, как застрявший в киселе хомячок.
Ход-удар-тычок-ход-удар-выстрел… А где же стратегия? Озарение приходит
после двадцатой подряд попытки пройти вторую миссию. Но ведь тут нет
никакой боевой системы, в чем дело? Как с ничтожными силами выбить
озверелых тевтонцев, окопавшихся на хуторе? Лобовые атаки захлебываются,
тщательно выстроенная линия обороны рвется под напором с флангов,
пластилиновые шляхтичи с удивленными криками гибнут от первой же вражьей
стрелы. В конце концов с ужасным воплем бросаешься к книжной полке,
срываешь томик Сенкевича и молящим голосом вопрошаешь: "Открой
секрет, дурака-то пожалей!"…
И странным образом книга вдруг открывает. Часть четвертая,
заключительная, читаем до конца и снова садимся за Knights of the
Cross. Ага, удачная пешая атака рыцарей возможна только в составе
непробиваемой фаланги. Учтем. Лучники бьют гораздо больнее по
"пристрелянной" территории, легкие конники незаменимы в ближнем бою,
челядь с вилами отлично задерживает и раздробляет боевой конный строй,
копейщики, выскочив из задних рядов, выбивают рыцарей из седла… И если
копнуть чуть-чуть поглубже, то игра, которая с первого взгляда выглядит и
играется как крайне неудачная походовая пародия на стандартную RTS, вдруг
превращается в выверенный до мельчайшей детали воргейм, своеобразные
тактические шахматы с пятью миллионами скрытых нюансов. Разыщите хотя бы
пару из них, и вы увидите путь, ведущий к победе, невооруженным взглядом.
Строй размыкается, и вперед устремляются кнехты, смешивающие вражий ряд,
лучники стреляют "вслепую", целясь по одному ориентиру, тяжелая конница
заходит в лоб, круша ряды защиты, а всадники налетают с тыла и запирают
неприятельских рыцарей в кольцо, не давая ударить и перекрывая
пространство для смертельного маневра. Все просто до гениальности.
Рыцари апгрейда
Наращивание милитаристического потенциала для продвижения по сюжетной
линии (а она в игре двойная — за польское рыцарство и за тевтонский
орден) осуществляется двумя различными путями: экстенсивным и, понятное
дело, интенсивным. За каждого убиенного в неравном бою недруга нам
презентуется скромная сумма, которую можно растранжирить в соответствии с
собственными амбициями. Например, спустить весь капитал на найм новых
рыцарей и косматой челяди, увеличивая численность отряда в два-три раза к
каждой следующей миссии, дикой ордой пробегая по пиксельным полям… и
бесславно погибнуть после первой же неудачной атаки. Или взойти на
светлый путь апгрейда и тратить кровью и потом заработанные деньжата.
Двадцать пять злотых, и невзрачный юнит "horseman" получает второй
уровень опыта, а соответственно, и возможность носить более качественные
доспехи. Где их взять? Купить, конечно же. Минус еще пятьдесят монет,
следующий уровень — модернизированная в два раза булава, следующий — сила
удара возрастает в четыре раза. Следующий, следующий, десятый, и вот
"horsemen" почетно переименовывается (в меню есть такая возможность) в
"Пана Убивайко", из безликого воина превращаясь в настоящего виртуального
собрата по оружию. Поверьте, вести в бой дюжину таких панов, сэров и
жолнеров куда интереснее, чем руководить однообразной юнитовой ордой. Это
ощущения, в чем-то сходные с командной возней с наемниками в X-COM
или Jagged Alliance. К своим людям по-настоящему привыкаешь,
любовно проводишь ревизию инвентаря, накручиваешь уровни и бережешь в
бою.
Экранизация inside
Из-за визуальной ущербности основную работу по ублажению невидимого
"органа восприятия прекрасного" приходится перекладывать на воображение.
Сцены кровавых побоищ постоянно проматываются где-то в голове. Правое
полушарие мозга отрабатывает схемы построений и заворачивает конницу на
другой фланг, а левое отчаянно рисует отважнейшие картины, сдабривая их
вылетающими из подсознания эпитетами. Вот падает замковая стена, с бранью
и криками сквозь пролом устремляется чернь, потрясая вилами и отточенными
косами, врывается на площадь и гибнет под плотным арбалетным огнем,
защищая своими телами подходящих кнехтов. Они, закованные в броню,
медленно окружают остатки ополчения кольцом, выставляют вперед острые
пики и встречают несущуюся кавалерию. Первая волна легкой конницы
бесславно гибнет, напоровшись на стальные польские иглы, кнехты размыкают
кольцо, а на кавалерийскую толпу тем временем бросаются вооруженные
топорами и секирами пешие рыцари, разбрасывающие по сторонам отступающих
немцев.
Враг недоумевает, однако быстро выстраивает пехоту в линию. Но в тот
самый момент, когда между отрядами остается не более десяти шагов, круг
снова размыкается, и в толпу ополоумевших немцев влетают два тяжелых
конных рыцаря. Словно два волнореза движутся сквозь живую реку
тевтонского воинства, расчищая себе дорогу и перекидываясь кочанами
вражьих голов.
Если на поле брани встречаются два рыцаря, начинается захватывающий
поединок, смертельный и грациозный танец двух кованых самоваров. Тевтонцы
особенно сильны в пиковой сече, тогда как поляки, вооруженные двуручными
мечами, постоянно стараются навязать ближний бой. Немец норовит отъехать
в сторону для разгона и мощного удара "вскачь", а поляк кружит на месте и
маневрирует между сражающимися толпами, дабы незаметно подобраться к
крестоносцу и оглушить внезапным ударом меча. Судорожно просчитывается
ход, глаз силится определить по желтым клеточкам точную траекторию для
удара, подсознание судорожно вылавливает количество оставшихся "очков
хода", а мозжечок покрывается серой испариной. Рыцари кружат по
невидимому рингу, подбадриваемые стрелами и слабыми тычками секир
оказавшейся под копытом пехоты, срубая по пути сотни голов и пытаясь
обмануть противника в этой хитрой позиционной схватке. Кто нанес первый
удар — тот и пан. Страсти, эмоции! Редчайшее ощущение для игр вообще и
походовых стратегий в частности. Дорогого стоит.
Две стихии
Knights of the Cross, увы, натурально переполнена недостатками.
Душа противится такой средненькой оценке, но ум беспрерывно трындит про
слабую графику, отсутствие вменяемого сюжета, неудобоваримый интерфейс и
атрофированную до примитивизма RPG-часть. Душа пытается что-то сказать о
стильной музыке, а ум поносит хриплый звук; она только заикнулась о
сочных лугах высокого разрешения, как он уже вовсю твердит о неподвижной
воде и коричневой крови. Невозможно работать в таких условиях! Knights
of the Cross — это, конечно, не веха и не событие, но все же очень
показательная игра. Как "умная стратегия", как талантливый воргейм, как
просто нечто очень атмосферное, своевременное и "про рыцарей"…
519 Прочтений • [Рецензия на игру Knights of the Cross] [21.04.2012] [Комментариев: 0]