Кто бы знал, до чего сложно добавить хоть крупинку новизны в жанр
стратегий в «реальном времени»… Впрочем, наверное, не я один такой умный,
ибо идея эта стара и банальна, как распитая в стенах родного университета
бутылка пива. Неудивительно, что многие люди относятся к строительным RTS
с нескрываемым предубеждением. Три расы, неспешное ковыряние ресурсов,
производство юнитов и бесконечное «мышещелканье» — погружение в транс
начинается еще за полчаса до инсталляции. А пресловутые «десять различий»
нам всегда укажут составители пресс-релизов.
Системные требования
Pentium II 350 64 Mб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 128 Mб памяти 3D-ускоритель
Герой данного материала, к счастью, не таков. Немецкие команды вообще в
последнее время радуют если и не всегда гениальными, то в целом весьма
качественными и интересными продуктами. Конечно, кое-кто из наиболее
продвинутых читателей может вспомнить, как в далеком 1987 году играл в
нечто подобное на Atari, но кому нужны мемуары впавшего в детство
программиста? Исторический процесс глубоко цикличен, а значит любое новое
— это хорошо забытое старое.
Герои магии и камней
Сюжет Ballerburg не претендует на оригинальность. Четыре
своенравные и эгоцентричные принцессы (символизирующие лес, пустыню, лед
и пламя) крепко поссорились друг с другом, в результате чего некогда
процветавшее королевство оказалось втянутым в гражданскую войну.
«Дорогуша, не мог бы ты разобраться с моей двинутой сестричкой? Разломай
ее уродливый замок, только смотри, не покалечь бедняжку, ведь мы все-таки
родственницы», — согласитесь, исполнять отданные таким тоном приказы
гораздо приятнее, чем вслушиваться в пропитой голос очередного
милитариста. Однако не надейтесь, что миролюбивый настрой благородной
работодательницы продержится дольше нескольких начальных уровней. Даже у
особ королевской крови терпение рано или поздно заканчивается.
Правила убивают своей простотой и гениальностью. Никаких юнитов,
групповых выделений рамочкой и прочего бреда — весь геймплей вращается
вокруг намертво привинченных к земле пушек, баллист и требукетов.
Неподалеку возвышается вражеская цитадель, по-летнему яркое солнце
прорывается сквозь облака, и лишь то и дело прилетающие с небес каменюки
нарушают буколическую сцену. К счастью, в наших закромах тоже имеется
«кузькина мать». Встаем на место артиллериста, делаем выстрел наугад,
корректируем дальность и угол в зависимости от места попадания, стреляем
еще, снова чуть правим значения, в третий раз дергаем за веревочку и…
БА-БАХ! Гнусная мастерская превращается в груду никчемных обломков —
точность и везение часто компенсируют недостатки оружия. А если вместо
обыкновенного ядра положить в корзину зажигательную бомбу? Или
обзавестись жуткой штуковиной для ковровых бомбардировок (пять булыганов
одновременно — это вам не шутка)? Или пригнать на ближайший пригорок
«архибаллисту», одним махом сносящую стены и не оставляющую противнику
шанса на счастливое будущее?
Мало что может сравниться с грудой собственноручно созданных обломков,
губернатору которых не хватает наличности даже на то, чтобы пальнуть из
последней уцелевшей пукалки. Финансовая блокада — поистине страшная вещь.
Да-да, в достижении успеха далеко не последнюю роль играют строительство
и микроменеджмент замка. Каждый заряд стоит немалых денег; их предстоит
выкачивать из рабоче-крестьянского населения окрестных земель. Фермы —
едва ли не самые главные постройки в игре; если неприятельские гренадеры
не смогут до них добраться, то волноваться особо не о чем. Институт
апгрейдов живет и здравствует, и крупные суммы на счету не стесняются
творить настоящие чудеса. Закопченные стены разом приобретают товарный
вид, морально устаревшие «рогатки» в буквальном смысле растут над собой,
а хрупкие домики обзаводятся бронированной шкурой. Поверьте, нет ничего
глупее, чем прямо со «старта» лупить по королевской резиденции (ее
уничтожение является обязательным условием победы); гораздо разумнее
будет разнести фермерский поселок, ненавязчиво сровнять с землей
сокровищницу или от души жахнуть по хранилищу боеприпасов — шикарный
взрыв, сметающий все в радиусе десятка метров, будет вам наградой.
Кстати, успешное завершение одного особо упертого задания опирается
именно на эту милую деталь.
Битва за трон мудро поделена на три десятка миссий, часть из которых
может стать настоящим испытанием для заточенных в организме серых
клеточек. Вот вам что больше нравится — зрелищные бои на два фронта или
честная дуэль, где одно неверное движение означает медленную, но
неминуемую гибель? В игре хватает и того, и другого, причем нельзя
сказать, что сложность постоянно возрастает. На первое задание
«пустынной» принцессы ваш корреспондент угробил не меньше двух часов, в
то время как следующие несколько карт были пройдены на одном дыхании.
Внести оживление в монотонный обмен «воинскими приветствиями» по мере сил
старается графика. Пусть она и не вызовет дикого восторга у обладателей
крутых видеокарт, но картинка все равно смотрится приятно и не раздражает
обилием отвлекающих деталей. По небу плывут облака, в поцарапанных
картечью хибарках гаснет свет, а огненный артобстрел приводит к появлению
симпатичных столбов дыма. Маловато, маловато... Где же, интересно,
снующие туда-сюда подданные, перепуганные стражники и неунывающие
работники налоговой полиции? Увы и ах. Зато в комплекте обнаружилась
совершенно непроглядная ночь. Вот уж действительно спасибо — в стрельбе
наугад, определенно, есть свой шарм.
Из пушки по воробьям
Поразительно, но, казалось бы, элементарная игровая концепция на поверку
оказалась невероятно играбельной и аддиктивной. В арсенале каждой
принцессы имеется уникальное супероружие, исходя из особенностей которого
нужно строить военную доктрину. Не стоит забывать и о траектории — если
баллисты и ракетницы, при должном умении, бьют прямо через стены, то
сторонникам пушек в обязательном порядке придется раздолбать
искусственные препятствия. Разобравшись с кампанией за лесную диву,
начинаешь ценить концентрацию огня. Залпы — только с их помощью можно
прорвать оборону и нанести поражение засевшему во дворце конкуренту. В
конце концов, что может быть приятнее уничтожения вражеской штаб-квартиры
одним (максимум — двумя) ударом? Наилучшее средство для поднятия
настроения на ближайшие 24 часа.
Единственная заметная недоработка касается магических уловок.
Землетрясение, энергетический щит, молнии — как выяснилось, проверенный в
сотнях родственных игр комплект заклинаний не в состоянии конкурировать с
грубой силой, помноженной на технический прогресс. На деле лишний
дирижабль (чей срок службы порой исчисляется секундами) оказывается
гораздо полезнее засевшего в башне горе-колдуна.
Хорошо, но мало
Дабы добавить в натюрморт недостающие апельсины, упомяну о всенародно
обожаемом режиме “hot-seat”. Поначалу поделенный на 30-секундные раунды
real-time выглядит довольно необычно, но привыкание — великая вещь. Да и
реальной альтернативы не существует. Что же касается общего впечатления,
то оно получилось сугубо положительным. Столь удачное сочетание стратегии
и аркады можно было наблюдать разве что в недавнем Project Nomads. Если бы авторам еще
удалось побороть однообразность, а заодно и слегка облагородить внешний
облик... Хотя, боюсь, это уже совсем другая история.
482 Прочтений • [Рецензия на игру Ballerburg] [21.04.2012] [Комментариев: 0]