Получить тупым предметом по загривку — дело нехитрое. От попадания
незадолго до этого в обитель стражей закона, научно именуемую отделением
милиции, тоже никто не застрахован. Но загреметь туда через несколько
часов после того, как ты очнулся в местном морге, в пластиковом мешке и в
компании троих жмуриков… да, такое не с каждым бывает.
Убийца пожелал остаться неизвестным
Системные требования
Pentium II 400 64 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 700 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Ужас как не хочется впадать в священный транс и читать проповедь о
плачевном состоянии квестостроительства в России. Желающие могут сами
совершить променад до ближайшего ларька с дисками и мужественно
поплакаться в воротник. И все-таки из этого болота нет-нет, да и вынырнет
кто-нибудь, кто вдруг вспомнит, что когда-то в этой стране делали не
только "Петьку", "Штырлица" и бесконечно мимикрирующую
санта-барбару про рандеву с незнакомкой,
но и нечто совершенно иное. "Черный оазис" — как раз из них.
Правда, болото нет-нет, да и напомнит о себе то плоской шуткой, то
голосом актера, то еще чем-нибудь.
Король дешевого кино Роджер Корман в свое время промышлял тем, что
придумывал несколько названий для будущего фильма, печатал афиши для
каждого, а затем отправлял своих сотрудников в народ — расспрашивать
школьников и пенсионеров, за просмотр которого из этих фильмов они без
колебаний отдали бы свой последний доллар. Какое название набирало больше
голосов, такой фильм и снимали.
"Черный оазис" цепляет тем же самым кормановским низкобюджетным
подходом. Предельно универсальная заставка, повествующая об анонимном
маньяке, терроризирующем город Чернозерск, подошла бы и
уголовно-процессуальному детективу в духе Police Quest, и
X-File'овской мистике, и психопатологическому триллеру по рецепту Se7en.
Не говоря уже о шутерах, тактических симуляторах и постапокалиптических
RPG. Согласитесь, удобно: еще не знаешь, что за игру будешь делать, а
видео давно готово.
В этом городе должен быть кто-то живой?
Впрочем, с момента переселения в шкуру главного героя "Оазиса"
(морг, мешок, жмурики... помните?) об "интро" можно забыть. Даже нужно
забыть, поскольку наше альтер-эго очухивается в состоянии полнейшей
амнезии и никак не может уяснить, кто он, зачем он и какая таинственная
сила взрастила в местной больнице столь богатый урожай трупов.
Путешествие по лечебному учреждению живо напоминает каких-нибудь Shivers: вокруг ни души, одни запертые двери. Собственно, вся
первая часть игры и проходит под знаком поиска ключей и паролей. Где не
помогает ни то, ни другое, выручают прочие подручные средства. В районе
пятого кабинета окончательно складывается впечатление, что авторы
изначально хотели сделать "survival horror" а-ля Resident Evil с
шинковкой зомби и ненавязчивыми адвенчурными элементами. Потом они,
видимо, передумали, решили все-таки заняться квестом, зомби выкинули, а
поиск ключей и паролей усложнили, чтобы ни один, понимаешь, олень в
тундре не посмел упрекнуть игру в легковесности и "неквестовости".
Безусловно, необходимо отдать создателям должное — примерно в тот самый
момент, когда эта тупая беготня по этажам со страстным желанием
пристроить таки куда-нибудь обнаруженную отмычку начинает серьезно
утомлять, нас наконец-то выпускают на оперативный простор, и в интерлюдии
позволяют ради разнообразия пообщаться с людьми. Причем общение успевает
надоесть до такой степени, что вторая часть "Оазиса", посвященная,
в принципе, поискам все тех же объектов, воспринимается намного легче.
Мое Эльдорадо
Ругать загадки, которые нам предлагают решать в "Черном оазисе",
так же бесполезно, как злиться на снег зимой. Времена Infocom и Legend
давно прошли, все разработчики уяснили для себя, из каких ингредиентов
должен состоять нормальный полноценный квест, а все (или почти все)
игроки уяснили, чего надо и чего не надо ждать от разработчиков, и
явления типа Syberia по-прежнему
остаются исключением из правил. Поэтому особенно не хочется обижаться на
то, что, скажем, для зачистки провода главный герой использует кровью и
потом добытый осколок стекла, хотя стол патологоанатома просто завален
куда более острыми и безопасными предметами. Не хочется, да и не нужно; к
тому же иногда "Оазис" все-таки балует нас довольно изящными
задачками, требующими не менее изящного решения.
Это становится хорошо заметно в "милицейской" части игры, где авторам
иногда удается пройти по тончайшей грани между заведомо очевидным и
заведомо абсурдным решением, где ключ к загадке лежит рядом, только руку
протяни, но протянуть руку нужно будет в направлении, продиктованном не
логикой, а интуицией. Внезапной догадкой, вспыхивающей ярко, как фонарик
в кустах.
Соответственно, не стесняемся совать свой нос куда не положено, включать
все, что включается, и читать все надписи оптом и в розницу (не
волнуйтесь, пока я обхожусь без подсказок). Конечно, иногда процесс
начинает напоминать эдакий контуженный System Shock, однако
что-нибудь обязательно пригодится. Да и жизнь становится немного легче
после изъятия из больничной камеры хранения электронной записной книжки,
— в нее вообще ни одна запись не попадает просто так (хинт! можете
волноваться).
Бешеный против Лютого
Должен предупредить заранее: ценителей закрученных детективных сюжетов
просят не беспокоиться. Здесь вам не расскажут, кто же все-таки был
Чернозерским Палачом. И даже не намекнут (ну, пожалуй, самую малость). В
конце концов, это не детектив и не триллер, а самый настоящий
трэш-ужастик. Ближайший аналог, который приходит мне на ум, — вышедший
года эдак четыре назад рисованный Hopkins FBI, не менее изящный,
чем хирургический скальпель, и смачный, точно шлепок мокрым полотенцем по
целлюлиту. Разумеется, "Черный оазис" отличается от него так же,
как какая-нибудь "Бригада убойных ментов" — от "Клана Сопрано", но надо
же с чего-то начинать. Если отвлечься от кошмарных реплик героя (вот что,
видимо, принято сейчас называть "прикольным"), от штампов, порожденных
длительным просмотром "Маски-шоу", от графики, которая слишком явно
демонстрирует контраст между пререндеренными задниками и честными
трехмерными моделями (скриншоты, скриншоты), ну и от прочих подростковых
аберраций, игра вполне может доставить понимающему человеку определенное
удовольствие.
Тем более что финал получился достойный. Серьезный, взрослый, по-хорошему
непредсказуемый финал. Я уже и отвык от таких.
* * *
А вот за видное невооруженным глазом стремление схалтурить "родителей"
следовало бы пару раз приложить бамбуковой палкой. В годах путаются (если
судить по вводной заставке, действие игры происходит в 2019 году, по
газетам — в 2015, а милицейские досье предлагают еще больше возможных
вариантов) — раз. Пускают одну за другой фразы, записывавшиеся явно в
разное время и в разных условиях (неужели трудно было несчастный .wav
переписать?) — два. Делят отделение милиции пополам: тут вход, а здесь —
кабинеты сотрудников, камеры заключенных, комнаты для допросов, и между
ними секретная дверь, открыть которую могут только агенты ФСБ, причем не
самым тривиальным способом, — три. А как там, я извиняюсь, простые менты
живут? Проникают на работу через форточки? Понятно, конечно, что их
служба и опасна, и трудна, но не до такой же степени. Тщательнее надо,
ребята, как говорил Михал Михалыч Жванецкий. И будет нам счастье.
И вам, между прочим, тоже.
969 Прочтений • [Рецензия на игру Midnight Nowhere] [21.04.2012] [Комментариев: 0]