Если вкратце пересказать сюжет "Космических рейнджеров", то он
будет почти как две капли воды похож на сторилайн знаменитой космической
эпопеи Star Control 2, вышедшей в далеком 1992 году. Там ур-кваны
— здесь клисаны, там Звездный Альянс против Иерархии — здесь тоже Альянс,
но уже просто супротив единого врага. И, наконец, в SC2 был
суперкорабль Са-Матра, а в "КР" нас ожидает Махпелла (кстати,
вполне библейский термин, поищите описание на досуге). Калька? А вот и
нет. Общность глобальной идеи не делает "Рейнджеров" клоном чего
бы то ни было. А если копнуть поглубже, то перед нами оказывается
уникальная тактическая походовая RPG, которая может надолго затянуть
игрока в свои космические сети.
* * *
Системные требования
Pentium II 350 64 Мб
Рекомендуемые требования
Pentium III 750 256 Мб
Итак, год 3000 от Р.Х. Звездная коалиция людей, фэян, пеленгов, малоков и
гаальцев ожесточенно сражается с абсолютно чужеродными клисанами, которые
захватывают одну систему за другой, не вступают в переговоры, никогда не
сдаются и не бегут с поля боя. По предположениям ученых, флотом
агрессоров управляет корабль-матка Махпелла, а сами клисаны — это симбиоз
органики, электроники и механики, эдакие киборги будущего, способные
плодиться и размножаться.
Несмотря на усилия пяти рас, победить клисан обычным армейским натиском
не получается. Тут-то в некие светлые головы и приходит чумная идея
использовать в качестве одной из ударных сил рейнджеров — космических
одиночек, способных (кто за деньги, а кто и за идею) прорваться к
флагману и уничтожить его, тем самым лишив клисан мозгового центра, без
которого они неминуемо погибнут.
Вот и вашего героя в начале игры принудительно превращают в одного из
потенциальных героев войны. Вы, правда, вольны выбрать себе расу, "класс"
(купец, военный, пират) и уровень сложности. От базовых характеристик
зависит сложность старта: одним проще грабить транспортники, другим —
торговать, мотаясь по системам, третьим — связать себя воинским уставом.
Сложность же игры задает наглость, с которой клисаны захватывают системы,
и начальное количество других рейнджеров, которые будут управляться
компьютером и вместе с вами освобождать галактику. Тут есть одна тонкость
— на легком и нормальном уровнях сложности все может закончиться и без
вас; военные и рейнджеры, не обремененные проблемами свободных ресурсов,
самостоятельно разберутся с клисанами. А вот уже на "эксперте" ваша доля
участия сильно увеличивается. Баланс, конечно, будет отшлифован первым
патчем, но возможное усложнение жизни себе любимому радует.
Чем заняться рейнджеру в космосе?
Перед новобранцами открывается широчайший простор для приложения своих
сил. Поначалу, когда денег в свинье-копилке кот наплакал, можно разжиться
парой монет, перевозя товары между планетами в одном секторе. Поскольку
системы ценностей у разных рас отличаются, рекомендуется возить, скажем,
малокам оружие, а людям — алкоголь и предметы роскоши. Частенько уже на
первых ходках в одной планетарной системе накапливается тысчонка-другая.
Неплохим подспорьем являются бесплатные минералы, образующиеся от
столкновений астероидов или после их расстрела. Если халявы не
предвидится, можно попытаться напасть на мирный транспорт и потребовать у
него откуп. Частенько они соглашаются, но пиратством вы сильно испортите
отношение к себе и на планетах, и среди других пилотов, включая военные
корабли. А это верный путь к большим проблемам…
Как уже было сказано выше, "Космические рейнджеры" — игра
походовая, причем сделана эта походовость очень удобно. Находясь в
открытом космосе, пилот прокладывает путь-траекторию, по которому видно,
сколько дней/ходов займет полет до указанной точки. Этим же способом вы
указываете на объекты атаки или на планеты, где планируете приземлиться.
Затем нажимаете стандартную RPG-паузу "пробел", и корабль отправляется в
небольшое путешествие. Если никаких опасностей в округе не намечается, то
компьютер автоматически проведет несколько ходов, не тратя ваше
драгоценное время.
При очередном старте игры во вселенной "Рейнджеров" звездная карта
генерируется случайным образом, поэтому новая партия всегда отличается от
предыдущей. Единственное, что их объединяет, — это одинаковые названия
секторов и звезд; однако расположение и тех, и других предсказать
довольно трудно, хотя общие правила построения определенно имеются.
Всего для посещения доступно 50 звездных систем, в каждой из которых есть
минимум одна обитаемая планета. На них можно закупать оборудование для
своего корабля, продавать и покупать различные товары, чиниться и
получать квесты от правительств.
Что вполне логично, ваша посудина — не бездонная бочка, готовая поглотить
389 пушек, 900.000.000 литров топлива и еще предметов роскоши на
несколько триллионов кредитов. Нет. "Фундамент" любого корабля — корпус,
и его вместимость может варьироваться в весьма широких пределах, от ~200
до 1000 единиц. Естественно, чем тяжелее основа, тем медленнее она
передвигается в космосе при прочих равных составляющих (господа физики,
не будем здесь о невесомости). Но у большого корпуса есть огромные
преимущества — в него можно запихнуть более крутое оружие, более быстрые
двигатели, более продвинутые сканеры и радары, да еще несколько сотен
единиц свободной площади останется на всякий хлам. Разумеется, к
крупногабаритному корпусу желательно сразу же приобретать движок
помощнее, иначе эту дуру в космосе не разгонишь.
Количество доступного оборудования весьма велико. Имеется восемь основных
типов оборудования, каждый из которых относится к одному из восьми видов.
Чем круче характеристики элемента и чем более развитая раса его
изготовила, тем дороже будет стоить обновка. Кроме того, существенное
влияние на цену стандартного оборудования оказывают его вес и
"улучшенность". Допустим, двигатель со скоростью 500+50 и весом в 25
единиц может стоить существенно дороже движка на 700, но весом в 60 ед.
Ибо свободное место в трюме — это, по большому счету, ваши деньги и
уровень, которые никак не заработаешь на мелких партиях перевозимого
товара или протоплазмы.
Кроме стандартных видов оборудования, есть шанс раздобыть и всяческие
дополнительные "артефакты" вроде пси-ускорителя (добавляет скорости
двигателю) или нанитоидов (каждый ход ремонтируют один из поизносившихся
агрегатов на 10%). Как правило, такие штучки можно получить после
выполнения квеста или уничтожения партии пиратов в гиперкосмосе (о нем
ниже).
Кроме планет в различных секторах вам могут повстречаться базы четырех
типов — рейнджерская, научная, военная и пиратская. На рейнджерских базах
необходимо сдавать субстанцию под названием "протоплазма" — она остается
после смерти клисанских кораблей и служит валютой для покупки специальных
рейнджерских "уровней". Иным способом повысить свои базовые навыки
(точность, маневренность, знание техники, торговля, обаяние и лидерство)
нельзя. Каждый из навыков имеет 5 ступеней, и последовательность их
развития целиком выбирается вами, в зависимости от пристрастий. Но чем
выше ступень, тем больше протоплазмы нужно будет сдать в качестве оплаты.
Военные базы начисляют очки за уничтоженных клисан и пиратов, а также за
освобожденные от врагов звездные системы. Иногда вручают ценные подарки,
да и обзавестись мощным оружием можно только у военных. Естественно,
поскольку рейнджеры — это часть военного механизма коалиции, там вас
всегда будут информировать о ходе военных действий и о предполагающихся
походах на оккупированные сектора. Сведения оказываются весьма полезными,
если вы не хотите отбивать системы в одиночку.
Научные базы с радостью примут образцы клисанского оборудования (то, что
остается помимо протоплазмы при уничтожении вражеских кораблей): ваше
непосредственное участие ускорит изобретение Ментального Коммуникатора, с
помощью которого можно будет связаться с Махпеллой. Другое полезное
свойство научных баз — улучшение стандартного оборудования. За весьма
существенные суммы вам модернизируют практически все, будь то лазеры,
фазеры или мазеры.
Наконец, пилотам с черной репутацией пригодятся пиратские базы, торгующие
усиленным оборудованием для кораблей по бросовым ценам (и такого же
качества) и поддельной "фаргусовской" протоплазмой, которую на
рейнджерских базах принимают за настоящую (только следите за своим
рейтингом!). Замучила репутация отъявленного грабителя? Пираты с радостью
изготовят для вас новые документы и обновят базы данных по всей
Галактике. Иногда такой финт ушами — единственный способ законно
пробиться на "закрытые" планеты. А то ведь и посадить могут!
Четыре танкиста и...
Одному бороздить вселенную все-таки скучновато, поэтому разработчики
позволяют вместе с развитием навыка лидерства нанимать рейнджеров для
совместных вояжей. В свою эскадру можно принять не более пяти рейнджеров,
при условии, разумеется, своевременной оплаты их труда (не будут же они
работать на вас бесплатно). Управлять их кораблями нельзя, все
командование сводится к назначению заданий посредством стандартной
радиосвязи, по которой вы общаетесь и с другими кораблями. Старайтесь не
забывать две вещи. Во-первых, в случае возникновения смертельной
опасности ребятки запросто могут слинять. А во-вторых, — какой порядочный
рейнджер будет подчиняться тому, кто ниже его по рейтингу? Поэтому
настоятельно советую собирать протоплазму и мочить клисан/пиратов,
зарабатывая очки. Тогда вы действительно сможете позволить себе сколотить
небольшой флот и превратитесь в настоящего космического олигарха.
Передвижение между звездными системами осуществляется с помощью
гипер-перехода. Выбрав на карте точку назначения, вы, при наличии
достаточного количества топлива и соответствующей мощности двигателя,
пронзаете пространство и переноситесь в нужное место. Но по пути, в
гиперпространстве, регулярно приходится испытывать судьбу, вступая в бой
со злобными пиратами (впрочем, все зависит от желания — для слабых духом
и деловых игроков есть оптимальный безопасный путь). В отличие от обычных
походовых боев, в гипере все действие происходит в реальном времени.
Необходимо уничтожить от 1 до 5 соперников, стреляя по ним из всех
бортовых орудий. В нелегком деле выживания помогают бонусы, разбросанные
на сферической поверхности гипер-сгустков. Конечно, аркадные сражения в
"КР" не идут ни в какое сравнение с гениальным Super Melee из Star Control 2, но иногда позволяют напрячь спинной мозг, покуда
головной отдыхает от...
...текстовых квестов. Помимо сотен обычных миссий, которые можно получить
на каждой планете (отвезти сувенир, найти и убить пирата, патрулировать
систему в течение определенного срока), создатели включили в игру более
20 интересных текстовых заданий. Вам предстоит найти убийцу журналиста,
защитить базу малоков от повстанцев, отсидеть срок в тюряге, выступить
тренером пеленга-гладиатора на турнире, сдать в Академии экзамены вместо
принца, и т.д., и т.п. Некоторые квесты могут отнять до двух часов вашего
драгоценного времени, но вы определенно получите незабываемое
удовольствие.
Кроме того, в "Космических рейнджерах" поражает продуманный и
выверенный до мелочей интерфейс, что вообще несвойственно играм,
сделанным в России. Чего стоит одна только система сообщений-скрепок,
выстраивающихся в нижней панели управления и позволяющих всегда иметь под
рукой любую важную информацию. Причем вы сами можете сохранять нужные
данные в таких "стикерах", будь то список цен на какой-либо планете или
сведения о сбежавшем пирате, промелькнувшие в новостях.
Другое интересное новшество — встроенная поисковая система. Находясь на
планете или базе, вы можете ввести в строке поиска имя, название планеты
или любого вида оружия, и тут же получить сведения о местонахождении
искомого объекта. Поисковая функция совершенно незаменима при выполнении
ряда квестов и своевременном приобретении новейшего оборудования, которое
только что изобрели. Достаточно регулярно пользоваться космическим
"Апортом", чтобы быть в первых рядах самых технически оснащенных
рейнджеров.
Игра, несомненно, радует отличным графическим и музыкальным оформлением.
Без попсового 3D "Космические рейнджеры" создают непередаваемую
атмосферу Большого Космического Приключения. Такого, пожалуй, не было со
времен Elite и Star Control 2. Кометы и звезды, метеориты и
космические станции, корабли и правители планет — все нарисовано со
старанием и любовью, разработчики не зря корпели над "КР" более
трех лет.
Еще один плюс, о котором ни в коем случае нельзя забывать, — общая
стабильность. Есть несколько опечаток в сотнях килобайтах текстов и кучка
мелких багов, не влияющих на общий ход игры. Самая большая недоработка на
данный момент — падение на поздних годах развития на машинах с маленькой
памятью. Баг лечится вот этим
DLL, а если игра все-таки вылетает ближе к концу, подождите патча; он
выйдет примерно 14-15 января.
Кроме огромного количества плюсов, нельзя не выставить напоказ и
недостатки. Уже упоминавшиеся выше аркадные бои явно требуют доработки и
усложнения (в смысле разнообразия). Излишне антропоморфные тексты не
вызывают ощущения чужеродности нечеловеческих рас (старожилы помнят, как
хорошо обстояли дела с текстами в тех же Star Control 2/3, и
какими разными были все инопланетяне по части речи и устоев общества).
Слишком высокая универсальность всего оборудования к середине игры
позволяет сотворить из корабля ужасную машину смерти, без проблем в
одиночку освобождающую от клисан целые системы. Не очень реалистично, да
и некоторые ограничения на технологии могли бы сделать развитие суденышка
более нелинейным. Но, в принципе, все эти мелочи совершенно не портят
сугубо положительного впечатления от "Космических рейнджеров".
Заключение
Вышедшая в последних числах декабря, игра, как ни странно, является
лучшим отечественным проектом 2002 года. Мало того, она достойна
называться одной из лучших игр ушедшего года вообще. Уникальное сочетание
RPG, адвенчуры и аркады затягивает почище какого-нибудь BG или, не дай Боже, Morrowind. Да и общая фантастическая
направленность выделяет "Рейнджеров" из длинной череды фэнтезийных
ролевиков. Мне очень жаль, что компания "1С" не брезгует активно
продвигать сугубо вторичные гонки для децелов, а настоящее произведение
искусства оставляет прозябать без рекламы и "пиара". И это в стране с
богатыми CRPG-традициями... Но, тем не менее, если вы любите хорошие RPG,
а понятие "русская игра" все еще не связано у вас с рвотным рефлексом,
соберите 80-100 рублей и купите диск другу или себе в подарок. Не
пожалеете. DIXI.
P.S. И не оставляйте без внимания руководство к
"Рейнджерам", оно находится в файле README.CHM в основной
директории.
Мини-интервью с Дмитрием Гусаровым, генеральным директором
Elemental Games
AG: С Новым годом!
ДГ: И тебя с Новым годом! Желаю твоему сайту удвоить аудиторию в
2003 году!
AG: Спасибо! Скажи, сколько времени вы делали игру?
ДГ: Мы работали над "Рейнджерами" три года. Срок, конечно,
немалый, но для крупной игры вполне допустимый.
AG: Это правда, что весь сюжет был придуман широко известным в
фидошных кругах Юрием Нестеренко (YuN'ом)?
ДГ: На завершающей стадии проекта мы столкнулись с серьезной
проблемой. Геймплей уже был реализован, но у нас не было обоснования
войны и разных концовок. Игра выглядела как конфета без фантика! Юрий
подошел к решению проблемы очень профессионально. Он создал сюжет,
который так вписался в игру, что не нарушил никаких логических и
причинно-следственных связей. В итоге мы получили отличную обертку и
несколько различных финалов.
AG: Сколько концовок в игре?
ДГ: Четыре штуки. Две, в которых вы заканчиваете игру, поняв,
из-за чего началась война, и устранив все проблемы, и еще две, где финал
тоже успешный, но основные задачи остаются невыполненными.
AG: А что с текстовыми квестами?
ДГ: В игре 26 текстовых квестов, каждый из которых представляет
собой мини-игру. Сейчас на нашем форуме пользователями поднят вопрос о
создании новых квестов. Если найдутся добровольцы, мы выдадим им редактор
и, возможно, выпустим потом патчи со свежими порциями заданий. Но
предупреждаю, — квесты делать очень сложно! Надо обладать богатым
воображением, уметь интересно излагать свои идеи и логически мыслить.
AG: А много ли типов обычных квестов? В стиле "убили посла —
отомсти" или "отвези наш подарок"?
ДГ: Обычных квестов 120 штук.
AG: Работаете ли вы над "КР2" или ждете реакции
народа/издателей?
ДГ: Пока мы работаем над патчами к "Рейнджерам" и ждем
реакции издателя. Мы готовы начать делать продолжение хоть завтра.
AG: Какая игра повлияла на вас наиболее сильно, подтолкнула к
созданию "КР"?
ДГ: Более 10 лет назад на компьютере Агат была игра "Звездные
войны". Ничего общего с лукасовским произведением, сделал ее какой-то
гениальный русский программист. Крутой пошаговый геймплей завораживал.
Надо было летать по секторам и уничтожать клингов, имея в распоряжении
лазеры и фазеры. В корабле постоянно все ломалось, стрелять приходилось,
указывая угол атаки, а при стыковке с базой можно было в нее врезаться и
взорваться... Повышенная сложность, одним словом. Нам очень хотелось
сделать что-то похожее, но на современном уровне.
AG: Станете ли вы дополнять игру, например, новыми квестами,
корпусами и т.д.? Будет ли дана такая возможность пользователям?
ДГ: Квестами — да. Их пользователи могут сделать сами. А новые
корпуса — это только очень хорошие 3D-художники на такое способны, ибо
сложно, ведь кораблик лишь кажется простым, а на самом деле у него разные
анимации.
AG: Почему у игры практически не было пиара ? Word of mouth — это,
конечно, круто, но будь у вас хоть толика того промоушена, что получили,
например "Код доступа: РАЙ" и
"Недетские гонки", игру ждали бы
гораздо сильнее…
ДГ: Это политика издателя. Мы очень надеемся, что по отношению к
нашему проекту она изменится.
AG: Музыкальная тема боя в "КР" очень похожа на Melee Theme
из Star Control 2. Это неспроста?
ДГ: Возможно, так оно и есть. Тему писал Денис Коржавин. Не
исключено, что он работал под впечатлением от SC2… Я не могу за
него ответить. Мы из-за этих наездов на похожесть были вынуждены
переименовать клингов в клисан, лишь на том основании, что в Star Trek
есть раса клингонов. Я вообще не понимаю, как в будущем можно будет
что-то изобрести; к тому времени все слова уже используют, а задумки —
претворят в жизнь.
AG: Для чего нужен рейтинг в игре?
ДГ: В "Рейнджерах" мы позволяем игроку
сформировать/посмотреть/отредактировать файл с рекордами, а затем в любой
момент послать его нам, не запуская игру. При отсылке рекорда на сайте
можно задать новое имя, указать e-mail... Это же классно, — поиграл и
попал на сайт, где даже показывается график твоего развития (желающие
могут сравнить его с результатами остальных рейнджеров).
AG: А как насчет мультиплеера? Им вы будете заниматься?
ДГ: Сделать мультиплеер в походовом режиме можно. Но какой кайф
одному игроку ждать во время перелета, пока другой нажмет Конец хода ? В
игре 5000 ходов, замучаешься по сети играть. Для сетевой игры надо делать
real-time. Часть мира, конечно, при этом потеряется, но зато будет
интересная сетевая игра.
AG: Спасибо за ответы! Будем ждать "КР2"!
ДГ: Пожалуйста, всегда рад ответить на любые вопросы. Пока!
1404 Прочтений • [Рецензия на игру Space Rangers] [21.04.2012] [Комментариев: 0]