Прежде чем начать рассказ о Haegemonia: Legions of Iron (в США
игра именуется Hegemonia), необходимо четко обозначить ее отличия
от Homeworld и O.R.B., которые были выращены на щедро удобренной
условными единицами североамериканской почве и, что самое важное,
вырабатывались "с нуля". Relic делала дебютный проект, попутно набивая на
челе многочисленные шишки — эти страдания, правда, были сполна
компенсированы восторженными отзывами критиков. Strategy First занималась
банальным копированием орденоносца, осторожно добавляя в пробирку с
крепчающим клоном собственные ингредиенты. В любом случае, создатели этих
игр сталкивались со стратегическим космосом впервые, и никакой истории у
отмеченных проектов не было.
Системные требования
Pentium III 600 128 Мб Direct3D 8
Рекомендуемые требования
Pentium III 1000 256 Мб Direct3D 8
Haegemonia, наоборот, имеет под собой довольно прочный
исторический фундамент. Компания Digital Reality, до которой можно
добраться на поезде “Москва-Будапешт” (Киевский вокзал, отправляется
ежедневно), съела на стратегическом космосе великое множество несчастных
Белок и Стрелок. Разработчики начали восхождение к звездам в далеком 1994
году, выдав на-гора запомнившийся многим Reunion. За ним
последовали две части Imperium
Galactica, достойно принятые игровой общественностью. Казалось
бы, все шло к созданию третьей серии, но... Путем хитрых махинаций
заправляющие игровым бизнесом капиталисты отобрали у авторов права на
заветную торговую марку. Digital Reality лишилась возможности выпускать
игры под названием Imperium Galactica.
Однако волевые мадьяры пережили эту потерю. Они продолжили свое дело, и в
2001 году мир впервые узнал об их новом проекте, космической стратегии Haegemonia. Жанр, правда, был слегка подкорректирован в
соответствии с веяниями моды, что в конечном итоге привело к заочным
обвинениям во вторичности по отношению к тому же Homeworld. Но
мастерство, конечно же, не пропьешь, даже если использовать для этих
целей крепчайшую абрикосовую палинку. Массивная стратегическая трилогия,
возвышающаяся за плечами венгерских кудесников, наложила серьезный
отпечаток на их игру. Вы ведь не будете отрицать, что такие вещи, как
строительство колоний, утверждение налоговой ставки и формирование
торговых маршрутов, весьма нетипичны для обыденных RTS?..
Ускользающий жанр
Честно говоря, пытаться загнать “Гегемонию” в рамки отдельного
направления — занятие неблагодарное. Игра меняет жанровую принадлежность
так же непринужденно, как хамелеон — свою окраску. Секрет кроется в
разнообразии сваливающихся на вашу бедную голову заданий.
В пределах единственной миссии может случиться масса всякой всячины.
Виной тому — “скрипты”, которые и составляют сценарный костяк.
Начальство, вместо того, чтобы брякнуть лаконичное “destroy all enemy
forces” в начале миссии и отправиться в продолжительное эфирное небытие,
ведет себя более общительно. Военные, научные и разведывательные чины
постоянно выходят в эфир, сообщают последние новости с фронтов и
предъявляют определенные требования. У подобной “обратной связи” есть два
несомненных достоинства. Во-первых, к поголовному уничтожению (от него
все равно не отвертеться) игрока подводят мягко и ненавязчиво, предлагая
всевозможные второстепенные задания — то метеорит, летящий прямо на базу,
разгроми, то срочно перехвати околачивающегося около дружественной
планеты шпиона, то прижми к ногтю банду контрабандистов, то успей выбить
из рук противника прототип корабля, у которого во время испытаний
отказали двигатели... Приходится постоянно гонять свои войска из одного
края в карты в другой (а позднее — из одной галактики в другую), и этот
процесс представляется мне более занимательным, чем угрюмое многоминутное
сколачивание войск для решающего броска.
Во-вторых, вы не чувствуете себя одиноким бойцом, брошенным на произвол
судьбы — руководство, конечно, порой требует слишком многого, но ни на
минуту не забывает о вашем существовании.
В то же время, если что-то из предписанного не получается, добиться
помощи бывает очень сложно. Иногда я застревал и долго мучился над
решением какой-нибудь пустячной проблемы лишь по причине отсутствия
подробных ЦУ.
Немалая заслуга авторов состоит в том, что они заставили
главнокомандующих бережно обращаться со своими подчиненными. Меры,
предпринятые для достижения этой цели, были самыми разнообразными. На
общее количество боевых, шпионских и базовых кораблей установлен не
подлежащий обжалованию “потолок”. Конечно, решение вызвало не вполне
доброжелательную реакцию в рядах любителей побоищ в стиле “стенка на
стенку”, однако данный шаг был лишь необходимой прелюдией. Юниты, помимо
всего прочего, набирают уровни, что положительно сказывается на их
характеристиках. Кроме того, кучку наиболее продвинутых кораблей
разрешается переносить из миссии в миссию. Но и это еще не все: во главу
армад можно ставить командиров, которые на протяжении игры также
развиваются и кочуют по заданиям.
В результате персонификации войск у игрока исчезает ощущение, будто он
управляет подчиненными откуда-то свысока; ему уже не кажется, что в
истребителях сидят маловразумительные роботы, которых можно без малейшего
угрызения совести пускать в расход. В памяти быстро откладываются имена
проверенных в боях ветеранов и названия испытанных эскадр. И если они
погибают в пылу кровопролитных сражений, в качестве «живой воды»
мгновенно применяется кнопка “Load”. Не шибко честный поступок, но тут уж
ничего не поделаешь.
Именно в таком ракурсе у Haegemonia проявляются черты сходства с
космическими симуляторами. Там мы тоже знаем поименно всех сражающихся за
нашей спиной ведомых. Сходны и задания, ориентированные не на достижение
глобальных целей, а на посильную помощь “общему делу”. Посидеть в кабине
отдельно взятого корабля вам, конечно, не позволят, да это и не нужно —
есть масса более важных мероприятий.
Побочная активность
По мере прохождения осуществляется все более внушительное углубление в
такие области, как наука и экспансия. Поначалу производственные мощности
сосредоточены на многочисленных планетах и, в особенности, спутниках
Солнечной системы. Однако довольно скоро насущные потребности существенно
увеличиваются в размерах, и начинается экспансия сопредельных систем.
Колонизационные корабли выискивают пригодные для заселения планеты, на
них садятся модули с народонаселением, и при благоприятных условиях
популяция начинает увеличиваться. Если условия оказались слишком
благоприятными, и люди начали плодиться как инфузории, всегда можно
призвать на помощь инструмент для прекращения подобного беспорядка. Имя
ему — налоговая инспекция. Повышение налогов приводит к тому, что
население таинственным образом постепенно вымирает, зато звон сыплющихся
в казну монет не прекращается ни на секунду. Правда, платежеспособных
жителей в итоге почти не остается, и все повторяется с точностью до
наоборот — налоговое бремя смягчается, дабы народ вновь обрел счастье и
стал размножаться.
В многообразии небесных тел, к счастью, легко ориентироваться. Интерфейс Haegemonia не лишен недостатков, но его навигационная часть
реализована очень хорошо. Чтобы быстро перенестись в окрестности
какой-либо планеты, достаточно кликнуть на небольшую иконку в углу
экрана. Все планеты данной системы незамедлительно выстроятся в
миниатюрный ряд, а при наведении курсора около них будут образовываться
спутники. Сходным образом реализовано и переключение между доступными
эскадрами. Плох же интерфейс тем, что в некоторых местах авторы
переборщили с изобретательностью и буквально замаскировали многие важные
кнопки в проржавевшем железе. Я, например, долго не мог начать научное
исследование, пока не понял, что для этого нужно ткнуть в неприметную
верхнюю четверть массивной цельнометаллической окружности.
Гранит науки
Haegemonia предоставляет широкий простор для научных изысканий.
Правда, финансируется соответствующее ведомство довольно скупо, и на
каждую миссию выделяется строго ограниченное число “research points”.
Приходится ухаживать за отдельными ветвями технологического древа и
мириться с тем, что лишенные внимания побеги медленно чахнут. Можно
всяческим образом модернизировать вооруженные силы, прививать войскам
протонное оружие или насаждать ракетные установки. Тут все зависит от
ваших предпочтений и количества доступных очков, хотя на форумах уже
давно идет битва между приверженцами отдельных типов вооружений. “Твой
протонный дизруптор — .” “Re: Нет, это твой вшивый ионный
излучатель .” Таких сообщений — сотни.
Возможны и весьма экзотично смотрящиеся социологические и планетарные
разработки. Оккупированные планеты украшаются энергетическими щитами и
крупнокалиберными орудиями, обстреливающими торчащие на орбите вражеские
корабли. Специальные постройки увеличивают мораль и рождаемость граждан.
Количество всевозможных изобретений действительно велико, однако порой
кажется, что многие из них введены в игру “до кучи”. Скажем, вы вряд ли
сумеете прочувствовать 5-процентную прибавку к скорости кораблей, которое
дарует изобретение со звучным названием “ионный двигатель”. Пустышки,
увы, встречаются почти в каждой ветви технологического древа.
В “Гегемонии” действуют три расы: люди и две инопланетные
народности с труднопроизносимыми именами. Пусть вас не пугает изначальное
деление людей на “землян” и “марсиан”: пустячный конфликт между ними
быстро исчерпывается, и вскоре они начинают выступать единым кулаком.
Увы, но граница между людьми и какими-нибудь “кариаками” тоже весьма
условна. Всем расам доступны одни и те же разработки, уникальных типов
кораблей не существует. У каждой народности есть четыре класса боевых
единиц — истребители, корветы, крейсеры и боевые станции. Юниты разных
наций, представленные в рамках одного класса, отличаются друг от друга
крайне незначительно. Да, изначально они “заточены” под определенные виды
вооружений и имеют некоторые расхождения в характеристиках, но все эти
отличия без труда сводятся на нет парочкой-другой исследований.
Звездное великолепие
Впрочем, довольно о грустном. За безупречность графического исполнения
игре можно простить очень многое. Приятно, что лица, ответственные за
графику, обладали хорошим чувством меры. Haegemonia не раздражает
зрительные нервы понапрасну. Солидную часть времени вы наблюдаете за
безмятежным звездным небом, почти лишенным ярких туманностей, и отлично
прорисованными небесными телами и астероидами. Когда же дело доходит до
битв, гурманские аппетиты по части красот и спецэффектов удовлетворяются
сполна. Взрывы реализованы на отлично; качество пиротехники способно
вызвать зависть даже общепризнанного мастера жанра, компании Rage.
Особенно живописно взрываются боевые станции. Огромное тело корабля
некоторое время содрогается от многочисленных локальных взрывов, и лишь
затем свирепая огненная стихия разрывает станцию на множество мелких
обломков. С освещением также работали настоящие таланты — положение
светил честно просчитывается, вследствие чего планеты показывают то
темные, то светлые стороны, а корабли щеголяют роскошными бликами.
И тем не менее…
Нельзя не отметить, что пригожая внешне “Гегемония” умеет
преподносить очень неприятные сюрпризы. Например, невзирая на законную
возможность переносить юниты и технологии из миссии в миссию, игра
легкомысленно “забывает” о наших колонизаторских успехах. С трудом
завоеванные в одной миссии планеты (осада, с учетом компрессии времени,
может длиться от 5 до 20 минут) зачастую изымаются из пользования в
следующем задании или, в лучшем случае, теряют большую
часть населения и усовершенствований. Понятно, что сделано это ради
соблюдения баланса, но все равно обидно — столько труда... Причем
«забывчивость» крайне избирательна: истощенные под гнетом добывающих
установок астероиды к следующей миссии не восстанавливаются, что
заставляет игрока драть три налоговые шкуры с жителей подвластных ему
планет. Подобные фокусы, конечно, способны вывести из душевного
равновесия даже самых стойких.
Тем не менее, подводя итог, вспоминать об этих неурядицах как-то не
хочется. Haegemonia — действительно нетривиальный проект, в
котором удачно соединены строгие черты глобальной космической стратегии и
динамичные элементы RTS. Моя персональная благодарность многоопытным
творцам — за то, что вновь подарили атмосферу всепоглощающего,
безграничного, торжественного Космоса. Я испытывал благоговение, наблюдая
за грациозными перемещениями собственных войск по бескрайним вселенским
просторам, и радовался каждому взрыву, сотрясающему вакуум. Уверен, что Haegemonia займет достойное место среди лучших игр о космосе.
1342 Прочтений • [Рецензия на игру Haegemonia: Legions of Iron] [21.04.2012] [Комментариев: 0]